Морской интернет-клуб "Кубрик"

Раздел 4

Такая долгая, такая короткая жизнь

 

 

             

 

 

 

 

4.1 Середина сентября 1981 года. Для «Киева» заканчивается эпоха «Пыковская», у порога - эпоха «Ясницкая». Меж ними вклинился экзотический для боевого корабля эпизод обеспечения съемок кинофильма «Случай в квадрате 36-80»

 

 

 

 

4.2 Прокручивая киноленту, невольно отмечаешь среди актеров - героев фильма знакомое «киевское» лицо. Вот, кажется, старший лейтенант Беляков, вот лейтенант Бривин, а это, несомненно, подполковник Болодурин, майор  Тихонов, подполковник Миронов… Как недавно все это было, и как давно…

 

 

 

 

4.3 Только в декабре завершилась «смена караула» в верхнем командном звене крейсера. Командиром корабля стал капитан 2 ранга Ясницкий, старпомом капитан 3 ранга Лякин, «большим замом» капитан 2 ранга Яковлев

 

 

 

 

4.4 Зима и ранняя весна 1982 года промелькнули в отработке обычных курсовых задач. Уже было известно, что корабль ожидает средний ремонт с попутной БС на переходе из Североморска в Николаев. Однако сроки того и другого известны не были. А в апреле ТАКР «Киев» вышел на так называемую короткую боевую службу в Северную Атлантику

 

 

 

 

4.5 На стыке Баренцева и Норвежского морей отряду кораблей во главе с ТАКР «Киев» пришлось оказывать помощь аварийной атомной подлодке К-123. На фотореконструкции того события вертолет, ведомый подполковником Чеберяченко, заносит буксирный трос с БПК «Маршал Тимошенко» (находящийся как бы за кадром) на терпящий бедствие атомоход

 

 

 

 

4.6 Норвежское море. На поиск ПЛАРБ «вероятного противника» вертолеты, как обычно, взлетают группами, подобно стае птиц

 

 

 

 

4.7 Одной из задач того плавания было обеспечение испытаний ККС «Березина» в приполярных районах. На фото передача с «Березины» на «Киев» ракеты для ЗРК «Шторм». На заднем плане корабль слежения ВМС Норвегии

 

 

 

 

4.8 Июльский визит главкома расставил все точки над «и» по срокам и задачам «Киева» в предстоящем плавании. Лето 1982 года, Североморск. На борту ТАКР «Киев» слева направо: командир корабля капитан 2 ранга Ясницкий, командир 170-й бригады капитан 1 ранга Баранник, главнокомандующий ВМФ Адмирал флота Советского Союза Горшков, заместитель командира корабля  по  политчасти  капитан  2  ранга  Яковлев,  заместитель  командующего  ВВС  Северного флота по корабельной авиации генерал-майор авиации Логачёв 

 

 

 

 

4.9 И начался обратный отсчет времени до дня выхода на БС

 

 

 

 

4.10 Наконец, запасы доведены до полных норм, на крейсер передислоцируется с береговых аэродромов авиация. Все готово к выходу!

 

 

 

 

4.11 «Под парами» и БПК «Адмирал Исаков» (на снимке слева) – корабль охранения «Киева». 27 июля он снимется со швартовов и следом за флагманом выйдет в море

 

 

 

 

4.12 Август, 17-е число. Вид на берег Африки с самой южной оконечности Европы. ТАКР «Киев» форсирует Гибралтар, следуя в Средиземное море; впереди по курсу БПК «Адмирал Исаков». За ними различимы суда, курсирующие от испанской Тарифы в марокканский Танжер и обратно

 

 

 

 

4.13 Очередной соглядатай НАТО - британский корвет, «вынырнувший» из ВМБ Гибралтар

 

 

 

 

4.14 С первых дней средиземноморского плавания выполнялись полеты авиации – штурмовиков и вертолетов. На фото - спорный вопрос. Похоже, инженер вертолетной эскадрильи (крайний слева) неправ… Второй справа – командир БЧ-6 подполковник Вятчанин. Второй слева – генерал-майор авиации Логачев 

 

 

 

 

 

4.15 Днем – оглушительная жара. Ночью – влажная духота, время от времени переходящая точку росы. Обилие ночных полетов вертолетов - отличительная черта того плавания

 

 

 

 

4.16 Активный воскресный отдых был в почете и на этой БС

 

 

 

 

4.17 В «царской ложе» на пожарной «Сильвани» строгое жюри – командиры БЧ и начальники служб.  На фото внизу  слева  направо:  ПКС  капитан-лейтенант  Коротин,  замполит из  БЧ-6 старший  лейтенант  Коваленко,  начхим - старший лейтенант  Измалков  и  командир  БЧ-6 подполковник  Вятчанин.  Над  ними чуть выше  слева  направо  командир    БЧ-7  капитан  3  ранга Иванов и командир БЧ-5 капитан 2 ранга Синица

 

 

 

 

4.18 На ходу ли, на якоре ли ПЭЖ всегда центр корабельной «вселенной». Вахтенный механик - командир дивизиона движения БЧ-5 капитан-лейтенант Ремига – это хорошо знает

 

 

 

 

4.19 И штурмовики и вертолетчики стремились летать как можно больше. Как бы впрок. Особенно штурмовики. Заводской ремонт «Киева» подталкивал их к этому. Без своего плавучего аэродрома какой корабельный налет?

 

 

 

 

4.20 Авиаторы-техники всегда в тревожном ожидании посадки своего борта. 19 августа кто-то из них СВОЕГО не дождался. Як-38, пилотируемый Григорием Шевченко, упокоился на дне средиземноморском. Летчик, слава Богу, успел катапультироваться и остался жив. В родной авиаполк после госпитализации он уже не вернется…

 

 

 

 

4.21 Однако жизнь продолжалась, и полеты тоже. На фото вид из кабины вертолета-спасателя на ТАКР «Киев»

 

 

 

 

4.22 Сентябрь. Точка 52. «Адмиральский час». На ВПП в день приятного известия о том, что через несколько дней корабль начнет переход в Болгарию на учения ОВД «Щит-82». Помимо прочего, фото демонстрирует, что и командиру нашему ничто человеческое не чуждо!

 

 

 

 

4.23 Конец сентября 1982 года. Город-порт Варна с высоты полета Ка-27

 

 

 

 

4.24 В статусе делового захода

 

 

 

 

4.25 Высадка морского десанта по плану учений «Щит-82»

 

 

 

 

4.26 На штабном посту. В центре командир 170-й бригады капитан 1 ранга Баранник

 

 

 

 

4.27 ТАКР «Киев» вновь, как и год назад, инструмент большой политической игры

 

 

 

 

4.28 После Болгарии прошло два месяца Севастопольской стоянки, преимущественно на внешнем рейде. Осуществлялась подготовка к постановке ТАКР «Киев» в заводской ремонт. В первых числах декабря 1982 года корабль прибыл в Николаев на ЧСЗ

 

 

 

 

4.29 Заводской ремонт в основном освоил плановые объемы. С модернизацией дело было хуже: поджимали сроки, контрагентские поставки оборудования не обеспечивались. Тем не менее, чуть меньше полутора лет на ЧСЗ заметно обновили крейсер. Летом 1984 года корабль успешно выдержал сдаточные испытания и начал подготовку к переходу на Север. На фото: Апрель 1984 г., борт ТАКР «Киев». Сидят (слева направо): А.Н. Панченко - старший строитель по корабельным  системам,  А.В.  Маринич    главный  конструктор  проекта  1143,  капитан 1 ранга Бурштейн - руководитель группы по механике от ВП 1301. В верхнем ряду: третий слева А.Г. Школенко - старший строитель по ракетно-артиллерийскому вооружению, пятый - диспетчер ЧСЗ А.В. Кадашов, шестой – заместитель главного строителя по механической части – А.В. Сидоренко, крайний справа - капитан 1 ранга Иванов, представитель ВП 1301. Корабельные офицеры: крайний слева – майор Портянко, четвёртый – капитан 3 ранга Готовчиц и четвёртый справа – капитан-лейтенант Недорода

 

 

 

 

4.30 Осень 1984 года. Севастополь, внешний рейд. Обращаясь к экипажу, командир сформулировал главную задачу - возвращение  ТАКР «Киев»  в  строй  кораблей  первой  линии.  На фото: у микрофона – командир корабля капитан 2 ранга Ясницкий, слева от него старший помощник капитан 2 ранга Мелах, справа – заместитель командира по политчасти капитан 2 ранга Яковлев

 

 

 

 

4.31 Осень 1984-го и зима 1985-го года пролетели в интенсивной боевой подготовке. Настала пора прощаться с Черноморским флотом. 20 марта «Киев» взял курс на Босфор. На фото – погрузка боезапаса на Угольной в преддверии боевой службы

 

 

 

 

4.32 Таким «Киев» прибыл на Средиземное море. И первое распоряжение, полученное им здесь из штаба 5-й эскадры, оказалось чрезвычайно приятным: Готовиться к официальному визиту в Алжир. Первому (!) за всю корабельную историю

 

 

 

 

4.33 И вот ТАКР «Киев» на рейде алжирской столицы

 

 

 

 

4.34 Чрезвычайный и Полномочный Посол СССР в АНДР В.Н. Таратута с приветствием к экипажу ТАКР «Киев». Справа от него командир 5-й эскадры вице-адмирал В.Е. Селиванов. Конечно же, наготове «киевский» сувенир почетному гостю

 

 

 

 

4.35 На фото Аль-Джазаир, официальная часть визита, прием в оборонном ведомстве АНДР. В центре – слева командир 5-й эскадры ВМФ вице-адмирал Селиванов, справа командир ВМБ Аль-Джазаира капитан 2 ранга Маджид. Крайний слева командир ТАКР «Киев» капитан 1 ранга Ясницкий

 

 

 

 

4.36 На улицах Аль-Джазаира

 

 

 

 

4.37 И еще одна, поистине ошеломляющая весть! Вместе с ней «Киев» вернулся в родную базу

 

 

 

 

4.38 К моменту вручения ордена и Краснознаменного флага на город и корабль, откуда ни возьмись, обрушился снеговой заряд. На Севере такое случается и в июле. Однако непогода не могла омрачить торжества и величия события. Краснознаменный флаг взвился над кораблем.  А через несколько минут сквозь улетающие тучи вновь ослепительно засверкало солнце!

 

 

 

 

4.39 А потом, как продолжение БС, был выход в море на общефлотское учение «Атлантика-85». На его завершающем этапе «Киев» подвернул в сторону Лофотенских островов на полеты штурмовиков. Там погода была лучше, чем в центральной части Норвежского моря

 

 

 

 

4.40 Увы, бочка меда не всегда обходится без ложки дегтя. В районе полетов потерпел аварию и затонул, рухнув в море, Як-38, пилотируемый капитаном Лукашуком. К счастью, летчик успел катапультироваться и вскоре был доставлен барказом на корабль. Помощь в его спасении оказал британский эсминец УРО «Ньюкасл», ближе всех оказавшийся к месту падения штурмовика. На фотореконструкции эсминец «Ньюкасл» в слежении за ТАКР «Киев»

 

 

 

 

4.41 Вторая половина 1985 и начало 1986 года были характерны нарастанием массового изумления граждан страны «перестройкой», объявленной новым генсеком ЦК КПСС. Флот не был исключением. Может быть поэтому очередная 9-я БС ТАКР «Киев» осталась как бы в тени. О ней помалкивали СМИ и почти не осталось документальных свидетельств. Тем не менее, 31 декабря корабль вышел в океанское плавание и к середине января наступившего 1986 года прибыл на Средиземноморскую флотилию (так теперь именовалась 5-я эскадра ВМФ). К прибытию «Киева» ее штаб размещался на корабле управления «Тамань» в 52-й точке (см. фотореконструкцию). Пустынно. Корабли флотилии в интенсивном слежении за кораблями 6-го флота США

 

 

 

 

4.42 Обстановка и события периода 9-й БС ТАКР «Киев»

 

 

 

 

4.43 При том при всем американцы про «Киев», конечно, не забывали. Особенно про его «Базальт». Поэтому не ограничивались «проверками» патрульной авиации. Нет-нет, да над крейсером проносились ударные самолеты палубной авиации

 

 

 

 

4.44 Так или иначе, закончилась в конце концов и эта БС

 

 

 

 

4.45 На следующую 10-ю БС крейсер вышел под началом бывшего своего командира, теперь заместителя начальника штаба 7-й ОПЭСК капитана 1 ранга Пыкова. Новый 1987 год экипаж успел встретить в родном Североморске

 

 

 

 

4.46 В Бискае «Киев» жестоко потрепал шторм. Однако в подчинение Средиземноморской флотилии ВМФ он перешел, как казалось, в полном здравии. В порядке сдерживания ударных сил НАТО ему была предписана задача нейтрализация атомного авианосца «Нимиц» ВМС США

 

 

 

 

4.47 Впрочем, и устранение ракетно-ядерной угрозы, таящейся в средиземноморских глубинах, никто не отменял

 

 

 

 

4.48 Кто бы сомневался, что усилиями разведки и наблюдения НАТО «Киев» был как на ладони едва ли не в режиме реального времени. Противопоставить этому можно было лишь высокую боеготовность и способность к решительным действиям. И в мирное время, и в угрожаемый период. У вас много кораблей, самолетов и баз? У нас – много прекрасных целей как для обычного, так  и для ядерного удара! «Супостат», таким образом, подвигался к выбору: либо относительно мирно разойтись, либо, если нет, получить неприемлемый ущерб…

 

 

 

 

4.49 Много, очень много летали. И штурмовики, и вертолетчики. В основном, на полную дальность, с учебными стрельбами, отработкой новых тактических приемов. И в одиночку, и группами

 

 

 

 

4.50 Вертолеты Ка-27 окончательно прописались в строю ВМФ. У кораблей существенно вытянулась «противолодочная рука», производительность и, в конечном счете, эффективность поисковых действий

 

 

 

 

4.51 Подлодки, «дизеля», атамоходы… На «Киеве», как и на других надводных кораблях, трепетно относились к ним, охраняя их кратковременный отдых и чуткую полудрему у бортов плавбаз. Редко, но бывало, отставив все самые важные дела, по первому сигналу стремглав неслись им на помощь…

 

 

 

 

4.52 Была на БС у старпома, помощника командира и главного боцмана такая вот забава – борт корабля покрасить. Правда, на той БС причина для покраски была уважительной. «Киев» готовился с деловым заходом в югославский порт Сплит

 

 

 

 

4.53 Точка 52. Первомай 1987 года. Фото на память после торжественного построения по большому сбору. Командующий 5-й флотилией контр-адмирал Егоров (в центре) с командирами боевых частей ТАКР «Киев». Справа налево от него: командир БЧ-7 капитан 3  ранга  Чернопятов,  командир  БЧ-2  капитан  3  ранга  Машуров,  помощник командира по снабжению капитан 3 ранга Блягоз, командир БЧ-6 майор Токуренов. Слева направо – командир БЧ-5 капитан 2 ранга Ремига, командир БЧ-1 капитан 3 ранга Бандорин, командир БЧ-3 капитан 3 ранга Москалев

 

 

 

 

4.54 Югославия. Сплит. «ТАКР «Киев» на рейде города – порта

 

 

 

 

4.55 Причину появления здесь крейсера устранили быстро (см. фото в левом верхнем углу). Однако основательно познакомиться с жемчужиной Хорватии, увы, не удалось. Корабль ждали на учения под флагом Главнокомандующего ВМФ

 

 

 

 

4.56 Учение прошло успешно. «Киев» после массированного ракетного удара по «противнику» атаковал «АУГ «синих», как бы «на добитие», группой из 10-ти Як-38М. К тому времени взлет с коротким разбегом для штурмовиков ТАКР становился обычной практикой. На фото: прибытие на корабль ГК ВМФ для разбора результатов учения

 

 

 

 

4.57 Главнокомандующий ВМФ адмирал флота Чернавин приветствует моряков ТАКР «Киев» и благодарит за отлично решенные задачи закончившихся учений

 

 

 

 

4.58 На фотореконструкции штурмовой удар Як-38М по «авианосцу «синих»

 

 

 

 

4.59 Потом были Босфор, Севастополь, опять Босфор и опять Средиземка… Кто знал, что завершается последнее океанское плавание крейсера? Что не будет больше ни боевых служб, ни изнуряющих многомесячных ходовых вахт, ни азарта ракетно-штурмовых атак «вероятного» противника?  Что останется лишь немеркнущая память обо всем этом…

 

 

 

 

4.60 В родной базе плановый ремонт машинно-котельной группы корабля был заменен плановым же докованием. «Киев» обновил огромный плавдок скандинавской постройки, только что прибывший на КСФ. На большее денег не было. Страна вступала в тотальный политический и финансово-экономический кризис

 

 

 

 

4.61 Летом 1989 года «Киев» совершил последний короткий выход в море от стенки 35-го СРЗ, где он простоял полгода в ожидании ремонта. Таково было решение московской комиссии, проверяющей Северный флот. Успешное решение поставленных задач ничего не изменило. Крейсер вернули в завод, от причала которого отойти ему уже не было суждено. Около 4-х лет ушло на бесплодные ожидания. Боеготовый в принципе корабль не хотел умирать. Но никого в «верхах» это не интересовало…

 

 

 

 

4.62 В последние дни августа 1994 года на борту родного крейсера собрались его экипаж и ветераны

 

 

 

 

4.63 И не было в тот скорбный день иных мыслей и слов… Прости, прости и прощай, наш «Киев»…

 

 

 

 

4.64 …Что бы ни случилось, ты всегда будешь жить в наших сердцах!

 

 

 

 

 

ДАЛЕЕ

 

НАЗАД

 

ПУТЕВОДИТЕЛЬ

 

 

 

 










Рейтинг@Mail.ru