фл.семафором слава флоту
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • моравиация
  • мороружие
  • словарик
  • кают-компания





  • Юнги Приморья
    в Великой Отечественной войне

    (Из одноименной книги)




     

    Специализированная Военно-морская средняя школа № 4 Наркомпроса РСФСР

    Н.Ф. Пойс,
    учитель МОУСОШ№ 19,
    руководитель поискового отряда

     


    Однажды к нам в школу пришла Алла Самаровна Новик - педагог Краевой станции юных туристов (КСЮТУР, затем переименованной КЦДТиЭ), где создавался Межшкольный музей юнг. Она предложила вести поиск о специализированной Военно-морской школе № 4 Наркомпроса РСФСР, которая в сороковые годы располагалась в старом здании школы № 19, по улице Менжинского, № 64. Сведения об этой школе были получены из объявления о наборе в эту школу в газете «Красное знамя» за 9 мая 1942 г. Это предложение было принято и в 5 «в» классе нашей школы, где я была классным руководителем, был создан поисковый отряд «Альбатрос».

    С чего мы начали? Прежде всего, написали запросы в Политическое управление ТОФ, в архив Приморского края, дали обращение в газету «Вечерний Владивосток» «Юнги, отзовитесь!» и стали с нетерпением ждать ответов.
    19.01.1990 года начальник музея ТОФ В. Самойличенко ответил, что «На запрос в Политическое управление ТОФ отвечаем, музей флота не располагает сведениями о школе Наркомпроса». На заметку первым откликнулся Межевой Владимир Павлович - участник парада Победы в 1945 году, член союза художников СССР. На встрече со школьниками он рассказал о школе, назвал фамилии и адреса еще троих бывших одноклассников. Пришел ответ из архива Приморского края, и откликнулась группа ветеранов, которая тоже искала своих однокашников. В результате поисковой работы к 50-лет-нему юбилею создания школы, ребята совместно с ветеранами разыскали около 50 человек бывших выпускников, мальчишек, учившихся когда-то в этой школе и проживавших сейчас в разных уголках страны: в Ленинграде, Севастополе, Москве, Горьком, на Камчатке, Сахалине. Многие из них приехали на празднование юбилея школы и безмерно были благодарны детям, которые помогли им встретиться. На юбилее были собраны анкеты, рассказавшие о том, какими классными специалистами стали ученики этой школы.
     

    Из писем, архивных документов, справочников, СМИ, книг мы узнали о школе следующее:
    В тревожное предвоенное лето 22.07.1940 года принято Постановление СНК СССР «Об организации средних специальных военно-морских школ». Спецшколы открылись в Москве, Ленинграде, Баку, Горьком, Владивостоке, Киеве, Одессе. Они предназначались для создания резерва для комплектования военно-морских учебных заведений. Принимались учащиеся 8-9-10 классов без экзаменов, приглашались учащиеся с отличной и хорошей успеваемостью. Школа была платная - 160 рублей в год. Адрес школы: Менжинская, № 64 (сейчас улица Пологая).
    Набор в школу вела приемная комиссия с участием представителей Тихоокеанского флота и Тихоокеанского Военно-морского училища. Было укомплектовано 14 классов (8-9-10 классы). Количество учеников 391, намечалось 500 человек. Через полтора месяца отчислено 103 человека. С 15.10 по 05.11.1940 было дополнительно зачислено 91 человек (интернаты по ул. Лазо, 4 и ул. Ленинская, 119). Директор школы С. Хмелев.
    Школе старались придать четко обозначенный характер воинской части, к этому стремились приобщить не только ребят, но и преподавателей.
    В штате спецшкол были предусмотрены должности военного руководителя, помощника директора по политической части и боцмана (они организовывали специальную подготовку и воинское воспитание учащихся) и гражданских вольнонаемных педагогов. Преподавателей подбирали из лучших педагогов города вместе с ГорОНО. Каких-либо методических разработок в этой области не было, как не было и опыта работы в системе ВМФ.
    Занятия были в две смены. В разных районах города располагались интернаты, столовая и сама школа. Решением горисполкома № 366 от 23.09.1943 года спецшколе было предоставлено здание СШ № 28 по улице Ленинская, 119, но выполнение решения было приостановлено, в результате спецшкола получила только два верхних этажа под интернат.
    Работали кружки. Руководителями кружков были курсанты Тихоокеанского морского училища.
    Ребята обеспечивались в школе бесплатным питанием, матросской формой. Основной упор делали на постижение азов морской науки, изучали устройство кораблей, прохождение морской практики.
    «Нас было 150 спецов, - вспоминает бывший воспитанник школы, капитан первого ранга в отставке Александр Макарович Крупцов, - тех, кто твердо решил посвятить себя служению морю. Конечно, желающих поступить в школу было намного больше, но отбор был строгим. На собеседовании проверяли реакцию на быстроту сообразительности, применяли тогда только зарождавшиеся тестовые испытания. Подбор учителей по специальностям отвечал самым высоким требованиям. Помню, старшина 1 статьи Левин учил нас вязанию морских узлов, всем такелажным работам на корабле, искусству ходить под парусами. Ребята зубрили азбуку Морзе и осваивали флажный семафор. Не раз беседовал «по душам» с каждым «спецом» политрук Кузнецов, прививавший нам любовь к флоту».
    Ученики этой школы носили форму матросов ВМФ. Только без знаков различия и на бескозырке вместо длинных лент был бантик. На ленточке надпись: «Военно-морская спецшкола». Нарукавная эмблема представляла штурвал с двумя перекрещенными на нем якорями. Над штурвалом звездочки (8 класс - одна, 9 - две, 10 - три звездочки). Под штурвалом полоски красного цвета: одна - командир отделения, две - помощник командира взвода (командирами были преподаватели), три -старшина роты. Форменные воротники (гюйсы), как правило, носили, предварительно обработав в хлорной извести, отчего они становились бледно-голубыми. Этим хотели подчеркнуть, что они бывалые моряки. Форменки белые и темно-синие. Для шика ушивали их до такой степени, что зачастую их помогал одевать второй человек. Брюки, наоборот, растягивали до 45-50 мм. Для этого изготавливали из фанеры клинья, на них натягивали штанины, одновременно смачивая водой. Затем эти сооружения укладывали под матрац и сушили.

    В школе был свой духовой оркестр, учили этикету и бальным танцам. «Спецы» дружили со школами № 1 и № 9.
    Из воспоминаний Ромма: «Поступившие в школу в первый год ее образования узнали, что выпускные экзамены за среднюю школу были вступительными в ВМУ им. Дзержинского (Ленинград), куда мы мечтали поступить. Экзамены проходили в мае-июне 1941 года. Началась война. Выпускникам дали двухнедельный отпуск и объявили приказ о зачислении всех в ТОВВМУ, куда они сразу же промаршировали четким строем через весь город. «Дзержинка» отпала сама собой». В 1945 году, окончив ТОВВМУ, бывшие выпускники специальной Военно-морской школы лейтенантами приняли участие в боях с Японией. Среди них был и Н.И. Ховрин - будущий командующий Черноморского флота.
    Тем, кто поступил в школу в 1942 году, после поступления направили на работу на полуостров Де-Фриз. Там по всему побережью строили доты и дзоты. Лето 1942 года было особо дождливым, но ребята, воодушевленные тем, что приняты на учебу, работали «как звери» под непрерывными ливнями.
    Летом выезжали в учебный лагерь, где весь распорядок был такой же, как и в расположенных рядом 2-х месячных курсах по подготовке младших лейтенантов. В 5 часов утра подъем, и... опять строевая и стрелковая подготовка, изучение оружия, стрельбы. Мальчишки взваливали на себя противотанковые ружья, пулеметы «максим» и с ними совершали марш. Тащили на себе тяжеленные полковые минометы, ходили «в штыковую атаку». Не забывали их посылать и в колхозы для оказания помощи в уборке урожая. В течение всего учебного года ребят постоянно привлекали к разгрузке транспортов, прибывавших с грузами из США и Канады.
    15 февраля 1943 года вышло постановление правительства о введении в Красной Армии и Военно-морском флоте погон. По образцам к 23 февраля года подготовили погоны с надписью «СВМСШ».

    Школа просуществовала до июля 1944 года. Военно-морские школы были расформированы. На их базе создали военно-морские подготовительные училища, в том числе и во Владивостоке, в которое вошли ребята из Киевской и Горьковской спецшкол.
    Герой Советского Союза подводник Вячеслав Тимофеевич Виноградов, командир атомной подводной лодки, совершивший в 1986 году кругосветное групповое плавание, когда впервые в мире подводники прошли под арктическими льдами, окончил такую же специальную Военно-морскую школу № 2 в Ленинграде. В.Т. Виноградов на встрече с ребятами рассказал об этом героическом походе, вошедшем в историю нашей Родины.
    Ребята из поискового отряда «Альбатрос» активно участвовали во всех делах создаваемого Межшкольного музея юнг (далее МШМЮ). Участвовали в поездке в г. Ленинград (1990), где встречались с Советом ветеранов ТОФ, ветеранами Соловецкой школы юнг, побывали в Центральном музее ВМФ, в Кронштадте.
    В экспедициях на судах ДВМП: в Петропавловск-Камчатский (на 250-летие основания города (1990 г.); 250-летие открытия Русской Америки (1991 г.), где участвовали в юбилейных мероприятиях; на Сахалин (1992 г.).
    Именно с этого времени тема исследований начала называться «Морское образование для подростков в России», поскольку сама экспедиция В. Беринга была соревнованием двух школ: западноевропейской, которую окончил В. Беринг, и российской, которую окончил А. Чириков. В то же время именно по предложению В.Беринга открылись навигацкие школы в Охотске и Нерчинске, положившие начало морскому образованию на Дальнем Востоке.
    Ребята участвовали во всех экскурсиях и поездках МШМЮ по Владивостоку и Приморскому краю.
    Вели большую работу и по созданию детской прессы. Вначале это была газета (страница) Межшкольного музея юнг «Штурвал» в газете «Дальневосточный моряк». В 1991 году в Москве на заезде юнкоров-краеведов в лагере «Дружба» станции туристов РСФСР редакция газеты «Штурвал» получила диплом, заняв 3-е место, почетную грамоту Совета ветеранов СССР.
    В 1992 году в ВДЦ «Океан» на Всероссийском фестивале детской прессы «Юнпресс-92» (делегаты от поискового отряда Оля Пойс и Лера Голубева) были созданы Лига юной прессы и Детская Редакция города Владивостока (ДРУГ). Редакция была создана всей делегацией Приморского края по инициативе штурвальцев. Ольга Пойс - вожатая нашего класса, которая была старше ребят всего на два года, стала членом этой Лиги, представляла Приморский край, и в том же году ездила в Москву на заседание Лиги. С 1993 года редакция ДРУГ начала выпуск краевой детско-юношеской газеты «Прибой», и в том же 1993 году был проведен 1-ый краевой слет юнкоров «ДРУГ» встречает друзей». Лера Голубева, окончив журфак ДВГУ, работает журналистом в Санкт-Петербурге.
    Поисковый отряд класса состоял из 11 учащихся, в мероприятиях Межшкольного музея юнг участвовал весь класс.
    Список поискового отряда «Альбатрос»: Бянкина Наташа, Волошин Виталий, Гончар Алеша, Голубева Лера, Колтунова Наташа, Лунган Женя, Мороз Олеся, Мустафина Фая, Окишев Вадим, Погудин Миша, Пойс Оля.


    Источники:
    Амон, П.А. Морские памятные даты. //М.: Воениздат.
    Газета «Красное знамя», 9 мая 1942.
    Газета «Боевая вахта», 7 мая 1941.
    Мы выбрали море. //Московский рабочий, 1990.
    ГАПК. ф. 7, оп. 4, д. 15; ф. 26, оп.1, д. 288, д. 63.

     

     


    Владивостокское военно-морское
    подготовительное училище (ВВМПУ)

    В.Д. Муратов, подполковник в отставке, член президиума Хабаровской краевой общественной организации юнг военных лет, заместитель председателя организации по работе с общественностью

     


    В конце 1944 года меня приняли в комсомол. С большим усердием выполнял все поручения организации. За мной закрепили 4-ый класс, и я проводил с ребятами читки сообщений Информбюро.
    Мечта идти защищать Родину меня не покидала. В июне 1945 г. закончив 7-ой класс и чувствуя, что война на Дальнем Востоке все-таки будет, мы с другом одноклассником Жорой Гаричевым поехали устраиваться юнгами в военно-морской флот.
    Утром 5 июня приехали устраиваться во Владивосток, где находился отдел подготовки кадров ТОФ (на улице Ленинской в районе Дома офицеров флота). Там нас через КПП направили к дежурному офицеру управления кадрами флота. Осмотрев наши документы и опросив, офицер сказал, что нам надо ехать на трамвае до педучилища, затем перейти железнодорожные пути и идти на Саперную сопку, а там спросить, где находится ВВМПУ (Владивостокское Военно-морское подготовительное училище). Нашли ВВМПУ, дежурный офицер проверил документы, подробно опросил каждого, вызвал писаря и дал ему распоряжение поставить нас на котловое довольствие, после чего с посыльным отправил в палаточный лагерь, который находился в районе сопок. В лагере нас встретил дежурный из кадровых старшин, отметил в журнале и разместил в карантинную палатку. В палатке постель была влажная, так как во Владивостоке постоянно шел мелкий дождь.
    Утром нас остригли наголо, а затем на голодный желудок отправили сдавать анализы. После завтрака - в дезкамеру, где мы помылись под душем, а все вещи пропустили через «вошебойку».
    Затем прошли рентген и антропометрию (измерили каждому рост, вес, окружность грудной клетки, спирометрию, динамометрию правой и левой кистей рук).
    На второй день пребывания в училище мы прошли, начиная от окулиста, через всех врачей медкомиссию. На третий день нас представили на медицинскую мандатную комиссию, которую возглавлял подполковник - хирург Пряхин, начальник медицинской службы училища. В этом потоке из 30 человек годными для военно-морской службы признали только пятерых.
    Мне повезло. Мой друг по школе Жора Гарич оказался «негоден», его направили в школу радистов Дальневосточного морского пароходства, которую он успешно окончил, и потом долго ходил радистом, начальником радиостанции на судах торгового флота.
    Прошли медкомиссию, начали формироваться учебные группы для сдачи вступительных экзаменов. Сдавать пришлось по всем предметам за семилетку. Из нашей группы - опять 30 человек - вступительные экзамены сдали двое, в том числе я, а остальных отправили обратно, по их месту жительства.
    Во время сдачи экзаменов с нами проводили политинформацию офицеры политического отдела училища.
    В то же время привлекали к различного рода работам: на лесопилке при железнодорожной станции «Вторая Речка», на фанерном заводе железнодорожной станции «Океанская»; по совершенствованию оборонительных сооружений на сопках вокруг Владивостока (окопов, траншей, дорог); в железнодорожном депо на «Первой Речке»; на полях совхозов и колхозов под Владивостоком. Одну ночь из железнодорожных вагонов разгружали боносетевые заграждения; несли сторожевую службу вокруг территории училища.
    10 августа нам объявили, что началась война с Японией, что на территории Владивостока и его окрестностях, в других городах и поселках Приморья объявлено военное положение, вводится светомаскировка и комендантский час с 0 часов ночи до 5 часов утра. В это время воспрещается уличное движение отдельных лиц и транспорта, и Военный совет ТОФ требует повысить бдительность и личную дисциплину. За невыполнение этих требований виновные подлежат уголовной ответственности по законам военного времени.
    12 августа меня вызвали на мандатную комиссию, которую возглавлял зам. начальника училища капитан 1 ранга В.Н. Галкин, и объявили, что приказом начальника Владивостокского Военно-морского подготовительного училища № 84 от 10 августа 1945 года я зачислен курсантом.
    После сдачи экзаменов нас переодели в рабочее обмундирование, форму № 3 нам выдали с 1 октября, когда начались занятия.
    Владивостокское Военно-морское подготовительное училище было заведение закрытого типа со сроком обучения три года, где готовились кадры для высших военно-морских учебных заведений. Учились юноши всех национальностей страны. Были русские, украинцы, белорусы, буряты, якуты, кавказцы, молдаване и даже хакасы. Взаимоотношения были со всеми дружеские.
    Здесь давали общее среднее образование и основы военно-морского дела, морской практики, обучали ходить на шлюпках, на шестивесельных ялах - на веслах и под парусами.
    Надо сказать, что все курсанты были одеты в подогнанное по росту обмундирование и хорошую обувь, норма курсантского пайка была значительно лучше матросского, курить запрещалось и вместо табачного довольствия выдавали двести граммов шоколада - две плитки в месяц. Денежное довольствие нам не полагалось.
    По поддержанию в курсантской среде дисциплины и порядка работали в основном старшины рот, назначенные из кадрового состава с кораблей Тихоокеанского флота. Прошло 50 лет, но многие из нас до сих пор фуражки носят так, как носил их бывший наш старшина роты Исаак Абрамович Вайсмаен.
    Занятия по строевой подготовке и изучение воинских уставов с нами проводили старшины, закрепленные за каждой учебной группой. Под их командой мы разучивали и пели в строю флотские песни, которые я тоже помню до сих пор.
    Поскольку учеба в высших военных учебных заведениях, служба на флоте требовали твердых знаний математики, физики, химии, двух иностранных языков - английского и французского, западноевропейских танцев - мазурки, па-де-катр, русских бальных и других, преподаватели предъявляли к нам очень большую требовательность. Сами они имели высокий профессиональный уровень, обладали огромной базой знаний и жизненного опыта.
    Командиры рот, офицеры флота преподавали нам военно-морскую организацию, корабельный устав, мореходную астрономию, основы судовождения и знакомство с меркаторской картой.
    Физическую подготовку преподавали офицеры, а соревнования по видам спорта проводили старшины рот и кадровые старшины взводов.
    Время с 15 до 16-30 по распорядку дня отводились для работы секций и кружков. Я занимался в секции борьбы.
    Недавно мой товарищ Н. Мирошниченко напомнил наше прошлое шуточными стишками:

    На саперной сопке, рядом с ТОВВМУ,
    Мирно приютилось ВВМПУ,
    Были все ребята очень-очень молоды,
    Полотенцем мокрым терли-брили бороды.


    После окончания в 1948 году подготовительного высшего Военно-морского училища я получил аттестат зрелости и с 1 июля был направлен в ТОВВМУ имени адмирала И.С. Макарова на первый курс артиллерийского факультета.

    Источник:
    Перепечатка из книги «Юнги военных лет на Дальнем Востоке» //Сост. В.А. Смирнов. - Хабаровское книжное издательство, 2005. - 300 с.

     

     


    Юнги Тихоокеанского военно-морского флота

    А.С. Новик


    В книге «Юнги Краснознаменной Балтики», - Лениздат, 1981 г. говорится: «До Октябрьской революции в России существовали две Школы юнгов - Кронштадтская и Севастопольская», но в Записках Общества изучения Амурского края, том XXIX, 1996 г. В.П. Матвийчук рассказывает, что приказом по Морскому ведомству № 114 от 14.09.1889 г. было объявлено Высочайшее повеление учредить при экипаже Сибирской флотилии школу музыкальных учеников. Принимались мальчики 12-15 лет, которые обязаны были отслужить в оркестре 6 лет. Это была единственная на Дальнем Востоке школа юнг и просуществовала она во Владивостоке до 1917 года.

    В предвоенном 1940 году газета «Боевая вахта» сообщала: «Оркестр воспитанников флота под руководством тов. Елисеева занял первое место вне конкурса на флотском конкурсе оркестров. На снимке оркестр на репетиции». В штатном расписании флота и в Советское время, и сегодня служат воспитанники музыкальных взводов.
    К истокам массового движения юнг на флот в предвоенный 1940-ой и в военные сороковые годы XX века стоит отнести Николая Бара - юнгу Школы боцманов КБМФ на острове Валаам на Ладожском озере. (Потом он станет участником войны с Японией на Тихом океане 1945 года). В июне 1940 года, когда ему не было и 16 лет, после многочисленных и настойчивых просьб, он был зачислен в Школу боцманов Военно-морского флота и тогда еще был единственным юнгой. В июле 1940 года в ленинградской молодежной газете «Смена» была опубликована его статья «Юнги, на флот!». И когда в октябре 1940 года он вернулся с морской практики, то узнал, что при Школе боцманов уже организована рота юнгов. 111 юнгов составили пять учебных смен. Николая назначили старшиной учебной смены.

    Когда началась война, юнги все как один написали рапорты с требованием немедленно направить на фронт. Им, конечно, отказали, но ждать пришлось недолго. В сентябре часть роты (человек 60-70) включили в боевую группу, которая направлялась на передовую, к Невской Дубровке, и там мальчишки участвовали в боях в составе 4-ой бригады морской пехоты. Пять дней продержался Николай Бар на знаменитом «пятачке». Тяжело раненого Николая направили в госпиталь. В январе 1942 года уцелевших юнг собрали вновь, и в блокадном Ленинграде в Школе катерных боцманов они продолжили обучение.
    В сентябре 1942 года в Ленинграде стали поступать первые добровольцы-комсомольцы в 1-ый Балтийский флотский экипаж, а осенью 1943 года там же была открыта Школа юнгов вспомогательного флота.

    Но, пожалуй, самая знаменитая и легендарная - школа юнг ВМФ Соловецких островов. Общий выпуск составил - 4111 юнг, из них 600 чело-век, по данным поиска клуба «Макаровец» ТОВВМУ, было направлено на Тихоокеанский флот, многие приняли участие в боевых действиях в войне с Японией.
    25 мая 1942 года Народный комиссар Военно-морского флота Союза ССР адмирал Н. Кузнецов издал приказ № 108 «О создании школы юнгов ВМФ», где говорилось: «В целях создания кадра будущих специалистов, требующих длительного обучения и практического плавания на кораблях ВМФ, приказываю:
    к 1 августа 1942 г. сформировать при учебном отряде СФ школу юнгов ВМФ со штатной численностью переменного состава 1500 человек, с дислокацией на Соловецкие острова;
    школу юнгов ВМФ подчинить командиру Северного отряда Северного флота;
    школу комплектовать юношами-комсомольцами и некомсомольцами в возрасте 15-16 лет, имеющими образование в объеме 6-7 классов, исключительно добровольно...».
    По международным конвенциям, использование лиц, не достигших совершеннолетия, в военных действиях было запрещено. Тем не менее, была создана самая молодая в мире по возрасту личного состава военная часть № 30835. Это предполагало, что юноши в 15-16 летнем возрасте давали воинскую присягу.
    Вот как описывает проблему комиссар этой школы С.С. Шахов в книге «Соловецкие юнги». «Сотни, тысячи ребят по всей стране, проявляя высокий патриотизм, рвутся на флот, на боевые корабли. Им надо помочь стать настоящими воинами моряками... Мальчишки к нам приходят горячие, неудержимо стремятся в бой, но многого пока не понимают и не умеют. Пусти их сразу воевать - дров наломают, да еще погибнут по глупости. Наша задача сохранить у них воинский патриотический подъем, боевой дух и научить бить врага. Нужно добиться, чтобы наша Школа стала своеобразной «Ребячьей академией» для подготовки их службы на кораблях».

    В 1990 году экспедиционный отряд Межшкольного музея юнг побывал в Ленинграде, встречался с С.С. Шаховым, с Советом юнг этой школы, побывали в ленинградской школе, где ветераны совместно со школьниками создали музей Соловецкой школы юнг, нам подарили материалы, фотографии...
    Самым молодым Героем Советского Союза в войне с Японией стал выпускник первого набора школы Владимир Моисеенко. Служил электриком на фрегате ЭК-2. В августе 1945 года фрегат получил приказ высадить десант морской пехоты на корейский берег для штурма порта Сейсин. В критические минуты боя было решено послать на помощь десантникам отряд с фрегата ЭК-2 - а среди них и Володя Моисеенко. Предстояло овладеть господствующей сопкой и оттуда корректировать огонь корабельной артиллерии. Когда морякам дорогу преградили вражеские доты, Моисеенко вызвался подорвать их. Вскоре раздались взрывы - это означало, что дорога к вершине сопки свободна. Но японцы снова яростно бросились в атаку. Завязалась рукопашная схватка. Ряды моряков редели, на исходе были боеприпасы. Но никто не дрогнул. Помнили приказ: дождаться основных сил. В минуту затишья Моисеенко написал клятву. Его записка хранится ныне в музее Тихоокеанского флота. «Клятва. Я, краснофлотец комсомолец взорвал два блиндажа, убил из винтовки трех японцев, подорвал склад с боеприпасами, уничтожил пулеметную точку, сейчас нахожусь на вершине сопки. Клянусь: умру, но не сдам японским самураям этой высоты. Буду до последней капли крови стоять. К сему подписываюсь Моисеенко Владимир Григорьевич (Письмо составлено 15.08.45)».

    Поиск Соловецких юнг начался на десять лет раньше поиска «Отзовитесь, юнги!» школы № 51. В 1972 году по инициативе бывших Соловецких юнг Виталия Гузанова, Аркадия Бжова, Ивана Ящука была организована первая встреча выпускников Соловецкой школы юнг под девизом «Спустя 30 лет» На эту встречу прибыло 140 юнг-ветеранов и гостей со всего Советского Союза. Во время встречи на собрании бывших юнг флота было принято решение об образовании Всесоюзного Совета ветеранов Соловецкой школы юнг. В 2002 году на Соловках проведены большие мероприятия, посвященные 60-летаю со дня создания Школы юнг. На это мероприятие прибыли представители 20 городов России и 4-х республик. Был избран новый председатель: им стал Ким Александрович Кузнецов г. Центральный. Совет зарегистрирован в органах юстиции и принят членом во Всероссийский Комитет ветеранов войны и военной службы (Председатель Герой Советского Союза генерал армии В.Л. Говоров).
    От Центрального Совета Ветеранов Соловецкой школы юнг - участников Великой Отечественной войны и юнг ВМФ Российской Федерации и СНГ
    в 2006 году Межшкольный музей юнг клуба «Юный краевед» ОИАК получил книгу «Соловецкие юнги» и документальный фильм «Соловецкая песня». Для сведения: в нашем регионе существует два Совета. Во Владивостоке председатель Мясников Владимир Никифорович.
    Владимира Никифоровича хорошо знают ребята Эгершельда. Вот что сообщает в Интернете библиотека № 5, где В.Н. Мясников частый гость. Детство Владимира Никифоровича прошло в белорусском селе на Могилевщине. Когда узнал о школе юнг, записался через военкомат в Соловецкую школу юнг. В сентябре 1944 года Владимир в составе юнг-выпускников школы был направлен на Тихоокеанский флот. Рулевой сигнальщик Мясников попал на небольшой маневровый корабль «Ара», входивший в Первый отдельный дивизион тральщиков. Работал сигнальщиком наравне со взрослыми без увольнений и выходных. «Ара» осуществлял у побережья Приморья обеспечение военных подразделений всем необходимым. Много раз проходил заданным курсом среди минных полей.
    Началась война с Японией. Первое боевое крещение получил в Северной
    Корее в порту Юкки. Корабль, на котором служил юноша, сопровождал боевые подразделения ТОФ, вплоть до окончания Второй мировой войны и капитуляции Японии. Мясников, как и многие бывшие Соловецкие юнги-тихоокеанцы, участвовал в освобождении портов Расин, Сейсин, Гензан. В последнем его часть находилась несколько лет. Надо было очищать заливы от глубинных, акустических мин.
    Только через два года после окончания войны Владимир Никифорович побывал в родной Белоруссии. В его родном селе во время оккупации фашисты зверски расправлялись с жителями по малейшему подозрению за связь с партизанами. Перед отступлением сжигали людей заживо. Такая участь постигла его деда Михаила и тетю Марию.
    В мирное время В.Н. Мясников стал заместителем руководителя Владивостокского морского порта по кадрам. В 1960 году окончил Сахалинское мореходное училище. Началась работа на судах Дальневосточного морского пароходства. И здесь, в мирное время, он вновь попадает в условия боевых действий. В июне 1967 года теплоход «Туркестан», который помогал Вьетнаму во время войны с США, подвергся обстрелу американской авиации. Пять человек были ранены, а механик Рыбачук скончался от осколочной раны.

    В 1972 году В.Н. Мясников вернулся работать в торговый порт, более двадцати лет посвятил себя кадровой работе. С 1998 года и по сей день Владимир Никифорович является председателем Совета ветеранов морского торгового порта.

    О юнгах ТОФ в период Великой Отечественной войны еще много не изученного. Необходимо возродить поиск в школе № 28, где было РУ-2 вспомогательного флота ТОФ, провести поиск о Школе юнг при гидрографическом отделе Тихоокеанского флота, школе юнг при плавбазе инженерного отдела ТОФ, в учебном отряде Русского острова... И, конечно, большое количество юнг-воспитанников, которые правдами и неправдами попадали во флотские экипажи, морские части.
    Анатолий Иванович Зуев рассказывает: в июле 1944 года в Свердловск приехала группа флотских командиров для набора юношей в училища и для службы на кораблях ТОФ. Военком дал Анатолию соответствующие документы, рекомендации, включил в группу отправляющихся во Владивосток. Приехав на место, Анатолий прошел медицинскую комиссию и был определен учеником трюмного машиниста в подразделение охраны водного района Тихоокеанского флота, а затем юнгой на сторожевой корабль «Вьюга». В 16 лет участвовал на «Вьюге» в составе кораблей Тихоокеанского флота в освобождении портов и городов Северной Кореи от японских оккупантов. Имеет осколочное ранение коленного сустава левой ноги.
    Еще до начала поиска юнг дал о себе знать бывший юнга подводной лодки С-56. В книге посетителей, в год открытия мемориала он оставил запись о себе. Из короткого сообщения было ясно, что во Владивосток он прибыл в командировку. Ребята из школы № 51 списались с командиром легендарной лодки Г. Щедриным. Оказалось, действительно был на лодке юнга Юра Гладышев, который в том самом тяжелом походе вместе с экипажем перенес все испытания. Но по прибытию в часть, Щедрин списал мальчишку, слишком суровы условия плавания на подводных лодках. Вот Юра обиделся и не откликался.
    А об участнике парада Победы во Владивостоке, гвардейце Пете Коробкине мы узнали из газеты «Красное Знамя» за 23 ноября 1945 года. Статья о мальчишке-сироте, участнике боев с Японией, большая, но зацепиться было вроде не за что. Помогла одна фраза о том, что во Владивостоке он разыскивал сестру, которая училась на штурмана. Помогла штурман дальнего плавания, бывшая юнга п/х «Ильич» Алла Ефремовна Резнер. Она подсказала, что в их группе действительно училась Коробкина, у нее был младший брат и искать надо, скорее всего, в Находке. Петра Петровича нашли, состоялись встречи с ребятами.
    Тем более интересна история юнг-тихоокеанцев, что она берет свое начало со времен экспедиции В. Беринга и А. Чирикова. Вот что писала газета Межшкольного музея юнг «Штурвал» 21 августа 1991 г., выходившая на страницах газеты «Дальневосточный моряк»:
    «Самым юным участником в плавании к берегам Америки был 12-лет-ний Лоренц Ваксель. Находился он на пакетботе «Святой Петр», командовал которым Витус Беринг. «У меня не оставалось почти никого, кто мог бы помочь в управлении судном, - писал Вексель-старший, принявший командование судном после болезни Берин-га, - паруса к этому времени износились до такой степени, что я всякий раз опасался, как бы их не унесло порывом ветра. Волны со страшной силой ударялись в судно, словно стреляли из пушки. Мы каждый момент ожидали смертельного удара. Старый опытный штурман Андрей Этельберг, пятьдесят лет плававший по морям, не мог вспомнить, чтобы ему приходилось видеть такой шторм».
    Утром 8 ноября первая партия моряков ступила на берег острова, который впоследствии назовут именем Беринга. Здесь экипажу предстояла суровая зимовка. Из 77 человек, вышедших в плавание на пакетботе, умерло 31. Мальчик чудом остался жив, не испугался испытаний, остался верен морю, дослужился до лейтенанта».

    Источники:
    Юнги Краснознаменной Балтики, Лениздат, 1981.
    Соловецкие юнги. - Гуманитарный центр «Монолог», 2004.
    Записки Общества изучения Амурского края, том XXIX, 1996.
    Юнги военных лет на Дальнем Востоке. - Хабаровское книжное издательство, 2005.
    Газеты: «Боевая вахта». 14 янв. 1940; «Красное знамя». 23 нояб. 1945; «Дальневосточный моряк». 29 авг.1991.

     


    Подвиг юнги Вити Захарова

    Корченко С.Е.,
    ученик 10 класса, член клуба
    «Юный краевед»

     


    Наша школа № 17 г. Владивостока. В январе 2008 года ей, старейшей школе города, исполнится 85 лет. С 1929 года она носит имя легендарного полководца Василия Константиновича Блюхера с его личного согласия.
    Школа обладает огромным богатством. Это Музей истории школы. Он создан по инициативе учащихся, учителей и выпускников школы. Начало сбора материалов было положено более 50 лет назад, в 1954 году. 4 ноября 1977 года - дата открытия музея.
    апреля 1978 года - дата получения официального Государственного Свидетельства.
    Собран уникальный материал, отражающий этапы истории школы: 9 знамен, более 400 грамот и дипломов, письма с фронта, воспоминания выпускников и учителей разных поколений о школе, учебники прошлых веков, фотоальбомы и стенные газеты с 50 годов 20 века и многие другие экспонаты.
     

    Разделы музея:
    Они были первыми (создание школы, первые ученики и учителя).
    Школа в годы войны.
    Наши директора.
    Сердце, отданное детям.
    Учителя - выпускники нашей школы.
    Наши добрые дела (традиции и дости-жения).
    Его имя носит наша школа (о В.К. Блюхере).
    Школьные награды.
    Пионерия школы.

     

    Руководитель музея Цыганенко Наталья Павловна — учитель истории, социальный педагог.
    В нашем музее всегда многолюдно. Здесь закладываются основы воспитания Гражданина своей Родины. Мы расскажем только об одном юном герое и этапах поисковой работы, связанных с его именем.
    В 1988 году Наталья Павловна Цыганенко готовила «Странички пионерской летописи» для газеты «Тихоокеанский комсомолец». Изучая газетные архивы, нашла сообщение о 14-летнем мальчике, воспитаннике 355 отдельного батальона морской пехоты ТОФ Вите Захарове, геройски погибшем при освобождении корейского города Сейсин от японских захватчиков. С этими материалами познакомила пионеров. Решили обратиться в газету с просьбой откликнуться тем, кто его знал. Вскоре пришел первый ответ. Писал Шейкин Илья Яковлевич, который хорошо знал Витю, служил с ним в одном батальоне и был свидетелем его гибели. Пионеры 4 класса под руководством Ольги Эдуардовны Зыряновой приняли решение бороться за право носить имя юного героя, подключился Межшкольный музей юнг под руководством Новик Аллы Самаровны. Начался сбор материалов, встречи с людьми, знавшими Витю (И.Я. Шейкиным), участниками Сейсинского боя (Н.В. Головиным, А.И. Осадчуком). Были интересные встречи с Ольгой Ильиничной Сушковой, автором памятников гвардейцам - героям 355 батальона морской пехоты ТОФ. В архиве газеты «Боевая вахта» нашли сразу две заметки 1945 года про подвиг мальчика. Откликнулся Центральный Военно-морской архив, откуда была получена архивная справка о гибели Виктора Захарова и месте его захоронения.


    Немного о Вите Захарове. Воспитанник 3 роты 355 отдельного батальона морской пехоты ТОФ Витя Захаров прожил короткую, но героическую жизнь. Он родился в 1930 году в селе Язеново Пензенской области. Перед самой войной семья переехала в Промысловку (ныне г. Фокино). Семья мальчика состояла из 5 человек: отца-инвалида войны, матери, брата и сестры. Витя был учеником 5 класса. Все свободное время он проводил в батальоне морской пехоты. Особенно приглянулся смышленый паренек шоферам, и они научили его своему делу. Вскоре он стал воспитанником отдельного 355 батальона морской пехоты ТОФ. Витю не хотели брать на боевую операцию, разрешили только доехать до Владивостока, не побоявшись доверить ему вести автомашину. Паренька хорошо обучили шоферы батальона. Но очень хотелось мальчишке в бой. Всеми правдами и неправдами пробрался он сначала на Русский остров, откуда отправлялся на боевую операцию батальон, а затем и на десантный корабль, взявший курс на Сейсин. Батальон был в первом эшелоне десанта, ему пришлось сражаться с многократно превосходящими силами японцев (4000 хорошо обученных и вооруженных японцев против небольшой группы разведчиков и одного батальона морской пехоты), а второй эшелон запаздывал. Целые сутки отважно бились с врагами наши пехотинцы. Наравне со старшими нещадно бил врагов 14-летний юнга Витя Захаров и погиб как герой, прикрывая боевых товарищей. Он был похоронен в братской могиле вместе с 63 однополчанами и легендарной медсестрой Героем Советского Союза Марией Цукановой.
    Отряд пионеров 4 «Б» класса добился права носить имя героя. Было это в 1989 году. А через 15 лет я, Корченко Станислав, вернулся к этой теме. Я обнаружил, что на Стене Памяти Мемориала «Боевая слава ТОФ» нет имени юного героя, в Книге Памяти Приморского края неправильно указано отчество Виктора (Макарович, вместо Захарович), в городе Фокино школьники не знают о своем земляке. Началась новая работа. Благодаря выступлениям на нескольких конференциях, о Вите Захарове узнали многие школьники. Я обращался в различные организации, консультировался с учеными. Целью моей работы я поставил устранение исторической несправедливости по отношению к юному герою.

    Источники:
    Боевая вахта, 25 авг. 1945; 6 сент.1945; 12 сент. 1989.
    Золотые звезды тихоокеанцев //Владивосток: Дальневосточное книжное издательство, 1982.
    Краснознаменный Тихоокеанский флот //изд. 3, М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1981.
    Материалы музея школы № 17.
    Центральный Военно-морской архив г. Гатчина.
    ГАПК. ф. 3060, оп. 2, д. 18, л.д. 39.
    ГАПК. ф. 2616, оп. 10, д. 43, л.д.208.


     

    Истории строки...

    С.В. Левадняя

     


    Город Владивосток изначально закладывался как порт, то есть удобное место для стоянки кораблей. Подтолкнул к освоению южных бухт для обустройства дальневосточного форта генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева военный губернатор Камчатки генерал-майор B.C. Завойко. Хотя он с немногочисленным гарнизоном в 1854 г. и отразил успешно нападение англо-французской эскадры на город Петропавловск-Камчатский
    шла Крымская война, - стала очевидной уязвимость и неприспособленность имевшихся северных портов.
    Очень скоро вслед за военными кораблями в новый порт потянулись коммерческие суда, поэтому возникла необходимость в создании для них ремонтной базы. Были завезены станки, в районе нынешнего морского вокзала оборудованы кузница и литейная мастерская, построен эллинг, началось сооружение сухого дока - это было началом Адмиралтейства Военного Порта.
    Следующими важными этапами стало перенесение основного форпоста России из Николаевска во Владивосток и установление регулярных рейсов судов Добровольного флота. Маломощные мастерские уже не могли обеспечить возросшие потребности в среднем, тем более, капитальном ремонте. Адмиралтейство начало строительство нового механического завода и мастерских в юго-восточной части города за артиллерийскими казармами. Контракт на строительство завода портовая контора заключила с купцом Линдгольмом. Кирпич поставлялся с кирпичного завода, который действовал в Гнилом углу (район ул. Спортив-ной). Здания эти стоят до сих пор, на одном из них хорошо видна надпись: «АРТИЛЛЕРIЙСКIЯ МАСТЕРСКIЯ».

    Уже в 1876 г. при механических мастерских для мальчиков, которые с 12 лет привлекались на подсобные работы, была организована Кадровая школа. Обучение шло в течение трех лет. Эту школу по специальности модельщик литейного дела в 1886 г. закончил известный журналист, литератор, первый краевед города Николай Петрович Матвеев. Вместе с Адмиралтейством школа переехала на новое место, позднее она была переименована в Портовую школу морского ведомства и переведена в здание Морского штаба на Светланской - до самой революции школа продолжала обучать подростков механическому мастерству и судоремонту.
    Годы великого перелома внесли изменения: в 1918 г. механический судостроительный завод (Дальзавод) получил статус самостоятельного предприятия и был выведен из состава Военного порта. Комплекс заводских зданий разделили надвое забором.
    Наступил период разрухи и распада, в условиях безработицы пришлось уволить большую часть кадровых рабочих, когда же вновь пошли заказы на ремонт судов, пришлось в массовом порядке набирать новых рабочих, большая часть которых была из крестьян. Для их обучения были открыты школа по ликвидации неграмотности, различные профкурсы, профессиональная школа. В начале 1928 г. на заседании бюро ячейки ВКП(б) при Дальзаводе был поставлен вопрос об организации школы ФЗУ - фабрично-заводского ученичества. ФЗУ готовило модельщиков, кузнецов, котельщиков, слесарей, токарей, столяров, судосборщиков, делая наборы до 500 человек в год. Выпускники этой школы составили костяк стахановцев, стали зачинателями фронтовых бригад, орденоносцами, Героями Советского Союза и Социалистического Труда. Имена их на слуху.
    Менее известна, по условиям долгого положения закрытости города Владивостока, история школы ФЗУ Главного Военного порта ТОФ. Ее организовали в 1933 году в минно-торпедных мастерских порта (ул. Ленинская, 72). Начальником школы был назначен Алексей Максимович Воеводский. Инструктором по токарному и слесарному делу, а затем заведующим учебно-производственной частью был Никита Алексеевич Таран - он, кстати, продолжал работать в училище до 1954 года. Общежитие было в минном городке. Первые 3 месяца проходили общеслесарный курс и теоретическое общее образование. Специальностью овладевали по цехам и бригадам в мастерской № 52 военсклада 78 на разборке старых торпед 12-го, 27-го, а потом 38-го годов выпуска, где работали в основном прикомандированные специалисты из Кронштадта, Севастополя, Киева. Получали специальности оптиков, торпедистов, слесарей, паровиков, электриков, мотористов. Большая часть выпускников вместе со всей страной прошла фронт. Погибли Григорьев Костя, Орехов Миша, Макаров Митя, замполит Марголин Исаак Борисович.
    Те, кто вернулись, по 40-50 лет отработали по полученным специальностям на родном заводе, заводе «Эра» - везде, где нужны были их руки. С какой самоотдачей и верой работали эти люди на усиление боеспособности Тихоокеанского флота!

    Хранят сейчас их дети и внуки, как например, в семье Чумака Григория Михайловича, удивительные свидетельства времени: удостоверение об окончании школы ФЗУ ГВП ТОФ, книжка трудовых подвигов стахановца-передовика производства, удостоверение на право самоконтроля, ордена и медали, десятки Почетных грамот, благодарность за освобождение Южного Сахалина от Генералиссимуса товарища Сталина, поздравительные открытки за подписями маршала А. Гречко, губернатора Е. Наздратенко... Истории строки.
    Школа успела сделать четыре двухгодичных выпуска по 30 человек, но в октябре 1940 г. все школы ФЗУ были переданы в Министерство Трудовых Резервов. Сначала школу перевели на ул. Пекинскую (Фокина), дома № 6,8, где были организованы мастерские и общежитие и переименовали в школу ФЗО № 3 морского транспорта. В школах ФЗО было шестимесячное обучение, но вскоре военная обстановка потребовала готовить из подростков более квалифицированные кадры, чтобы заменить ушедших на фронт рабочих. В 1942 году школе было передано здание бывших казарм на ул. Парковой, 33 (ныне ул. Воропаева) и она была пе-реименована в РУ № 3. Ремесленное училище готовило слесарей-судосборщиков, слесарей по ремонту торпедных и артиллерийских установок, минеров-прибористов, инструментальщиков. В восемнадцати группах обучалось 584 человека, из них 396 мальчиков и 188 девочек, как следует из акта передачи училища директором Бутяевым (номенклатура краевого управления трудовых резервов) военному начальнику. Учащиеся проходили практику в минно-торпедных мастерских ТОФ. Жили там же, где учились, конечно, недоедали, но были счастливы тем, что работают для фронта.
    После войны ремесленное училище стало спецучилищем с четырехлетним сроком обучения, сюда направлялись дети, оставшиеся без родителей, то есть выполнялись практически функции детского дома.
    В 1955 г. опять произошли большие перемены - училище было реорганизовано в
    Техническое училище № 1 плавсостава для обучения учащихся после окончания десятилетки. Для Дальневосточного морского пароходства здесь стали готовить мотористов, матросов, судовых электриков, радиооператоров, рефмашинистов. Наборы составляли по 700-800 чел. Несколько раз еще менялись названия и номера, но неизменным оставался морской профиль подготовки.
    В последние годы ПУ № 5 стало давать смежные специальности: моторист-матрос, слесарь-судоремонтник. Но...в наше время и такие специалисты перестали быть востребованными, наборы стали сокращаться и в 2005 г. оно было ликвидировано. Тысячи и тысячи подростков прошли в нем школу жизни и профессионального обучения. Как теплеют их глаза, когда вспоминают они о родном училище, учившем и воспитывавшем, кормившем, дававшем право гордиться морской формой! Поступали сюда мальчишки как из города, так и из сел и деревень — здесь сбывались их надежды стать моряками.
    Надо сказать, что работали в «пятерке» всегда талантливые и добросовестные люди, нередко проходя все ступеньки от преподавателя, мастера производственного обучения до директора, как заслуженные работники профессионально-технического образования Массак Павел Александрович, Щинов Александр Александрович, Моисеенко Владимир Васильевич. Училище всегда было одним из лучших в системе профессионального образования края. В честь 50-летия Октября ему было передано на вечное хранение Юбилейное Красное Знамя управления профтехобразования. Навечно...

    В 1986 году на фасаде СПТУ № 5 торжественно была укреплена мемориальная доска с барельефом выпускника школы ФЗУ Главного Военного Порта Героя Советского Союза Полещука Василия Лукьяновича. Была проведена огромная поисковая работа, установлены фамилии десятков выпускников школы ФЗУ и ветеранов 21-ой Краснознаменной стрелковой дивизии, в составе которой наш земляк отбыл на фронт из-под города Спасска и совершил свой подвиг в ноябре 1941 г. Одиннадцать солдат под командованием сержанта Полещука четыре дня без связи и поддержки удерживали высоту на участке шоссе, ведшего к Ленинграду, не давая двигаться по нему финским войскам - должно было замкнуться второе кольцо блокады. 150 убитых белофиннов насчитали потом наши бойцы на высоте.
    Учащиеся собрали даже полковые песни и разучили их к торжественному событию. В этой работе значительную помощь оказывал секретарь Совета ветеранов 21 дивизии И.П. Сотников, проживавший в г. Спасске. На митинг приехала родная сестра Полещука Вера Лукьяновна Нагибина. В 42-ом она училась в РУ № 1, узнав, что брат стал Героем, она тут же написала заявление с просьбой отправить ее на фронт. В музее профтехобразования экспонируется красноармейская книжка Веры Лукьяновны.
    Администрация и комсомольская организация училища обратились также с ходатайством в Министерство Морского Флота с просьбой увековечить имя их славного выпускника - уже в 1987 году новый транспортный рефрижератор «Василий Полещук» получил прописку в управлении «Востокрыбхолодфлота». Встречали его в бухте Золотой Рог курсанты СПТУ № 5. Были завязаны шефские связи, на судно передали материалы о Полещуке для оформления Уголка Славы. Преподаватель училища В.А. Рой написал песню о Полещуке, журналист В.А. Дебелов побывал на местах боев и написал повесть «Высота».
    Сколько митингов было проведено у мемориальной доски на площадке перед училищем! Это и посвящения в курсанты, и чествования ветеранов Великой Отечественной войны. Ветеранов войны немало работало тогда и в самом училище. Учащиеся писали рефераты о них и своем выпускнике-Герое, неоднократно принимали участие в различных конкурсах по исследовательской и поисковой работе. Василий Лукьянович был еще награжден орденом Красного знамени и редким орденом Александра Невского - его дают за крупные воинские операции. Закончил войну в Берлине гвардии майором. Имя его высечено золотом на мемориале Славы защитников города Ленинграда.
    После войны Полещук работал директором школы ФЗО в Краснодарской области, заместителем директора рыбного завода на Сахалине, трагически погиб в 1952 г. Его внуки родились в г. Таллинне. За могилой его матери в г. Арсеньеве ухаживает коллектив арсеньевской газеты «Бизнес-Аре».
    13 февраля 2007 г. исполнилось 65 лет, как был подписан указ о присвоении Василию Лукьяновичу звания Героя Советского Союза - первому из приморцев в период Великой Отечественной войны. После закрытия училища мемориальная доска передана Федеральному Государственному Унитарному предприятию № 178 ордена Трудового Красного Знамени судостроительного завода Министерства Российской Федерации. В сохранившемся до сих пор здании артиллерийских мастерских на территории завода, выстроенном в конце XIX века купцом Линдгольмом, на втором этаже находилась школа ФЗУ Главного Военного Порта, в которой учился В.Л. Полещук. После смерти отца, оставив меньших в деревне, он с матерью перебрался в город, учился в школе. Услышав, что идет прием в ФЗУ, прибавил себе год, ибо туда зачисляли с 14 лет, приобрел специальность слесаря-монтажника и моториста. Потом еще окончил курсы старшин маломерных судов, работал на катере. Принимал участие в Хасанских событиях - перевозили на катере оружие и раненых. В 1939 г. призван на действительную службу в армию на ТОФ и направлен в полковую школу береговой обороны. В 1941 - в строю первых дальневосточных частей младший командир В. Полещук ушел на фронт.
    7 мая этого года мемориальная доска была укреплена на здании заводоуправления и состоялось ее второе открытие. На торжественном митинге присутствовали ветераны завода, учащиеся Морского технологического колледжа МГУ им. Невельского, куда их перевели доучиваться после закрытия Профессионального училища № 5, бывшие сотрудники училища, музейные работники, краеведы - все те, кому не безразлична история. Надеемся, что на заводе, с которого начиналась трудовая биография Героя, также будет чтиться память о нем.

    Источники:
    Алексеев, А. «Якоря помалу травить!..» Так начинался Владивосток //А.И. Алексеев. - Владивосток: Дальн. кн. изд., 2000. - 240 с.
    Архив музея истории профессионального образования Приморского края. ф. 11, 49, 60, 431, 562, 591.
    ГАПК. ф. 616, оп. 1,2.
    Дальзаводцы. 1887-1987 //Авторы: С. Илюшина, Л. Слободенюк. — Владивосток: Дальн. кн. изд., 1987. - 440 с.
    Королюк, В. История ДВМГА (морское образование на Дальнем Востоке в очерках и записках) //В.П. Королюк. - Владивосток: Изд-во МГУ им. Невельского, 2002. - 400 с.
    РГИА ДВ. ф. 28. оп. 1. д. 134. л. 56.
    Ткалич А. Жизни прожиты не напрасно. Памяти героических лет... //А.П. Ткалич, В.Я. Гирийчук, Л.Я. Иващенко, С.В. Левадняя. - Владивосток: Упр. профтехобразования адм. Прим. края. Прим. Полиграфкомбинат, 1995.-247 с.

     


    Новые технологии
    в работе школьного музея

    Е.В. Алексеева, П.Ю. Белкин, координаторы проекта «Музей, школа, Интернет», некоммерческое партнерство «Современные технологии в образовании и культуре» (НП «СТОиК»), г. Москва

     


    Компетентное использование информационных технологий в дополнительном образовании и, в частности, в рамках деятельности школьных музеев, должно служить привлечению молодого поколения к вопросам истории Отечества, края и семьи, русской культуры. Именно такие задачи ставит перед собой проект «Музей, школа, Интернет» (http://museum.npstoik.ru), работающий в Сети с 2005 г. На сегодня создана база данных, куда внесены сведения о более чем 300 школьных музеях России, представлены виртуальные экспозиции и экскурсии, на сайте «работают» мемориальный, естественнонаучный, историко-краеведческий залы, зал искусств. Выставлены работы школьников. Собраны методические материалы по музейной педагогике. Проект ведется некоммерческим партнерством «Современные технологии в образовании и культуре» (http://npstoik.ru) при поддержке специалистов Российского института культурологии, Центра Краеведения и Музейного дела г. Москвы. Информационные партнеры - «Учительская газета», журнал «Директор школы».

    Основные задачи проекта - консолидация специалистов, учителей-практиков, ребят, школьных музеев между собой, развитие музейного движения, повышение интереса к деятельности школьного музея и к музейной педагогике.
    Участники проекта «Музей, школа, Интернет» имеют возможность представить свой школьный музей в Интернете, участвовать в специализированных ежегодных конкурсах, целями которых являются работа музейного актива с новыми технологиями в рамках школьного музея, развитие критического мышления учащихся, участие в виртуальных выставках и очных конференциях, в дистанционном обучении музейного актива в рамках проекта, а также быть авторами печатных сборников.
    Опыт ведения проекта «Музей, школа, Интернет» показывает, что для развития музея сегодня владение компьютерными технологиями просто необходимо. Не как глобальная задача или первоочередная цель, но для развития, продвижения вперед, поиска. Даже для ведения учета и документации, для хранения статей и результатов анкетирования, для составления и размножения путеводителей и программ, для анализа и статистической отчетности. Постепенно школьные музеи выходят в Интернет, создавая свои сайты. Но и на этом останавливаться нельзя. Виртуальные выставки, интернет-конференции, всероссийские интернет-исследования и проекты, дистанционные консультации - все это будущее развития школьных музеев, в которое мы приглашаем идти вместе.


    Фотографии

     

     









    Рейтинг@Mail.ru