• главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • моравиация
  • словарик
  • мороружие
  • кают-компания

  • История военно-морского искусства


    Военно-морское искусство
    в англо-французских войнах

     

     

     

     

     

    ВОЕННО-МОРСКОЕ ИСКУССТВО

    ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ

    В АНГЛО-ФРАНЦУЗСКИХ ВОЙНАХ

    XVIII века

     

     

    Конец XVII в. и особенно XVIII век характеризуются для некоторых стран Западной Европы быстрым развитием капитализма. Огромную роль в развитии капиталистических отношений в Европе сыграла жесточайшая колониальная политика европейских государств. Грабеж и разбой, беспощадная эксплуатация и истребление целых племен и народов лежали в основе развития капиталистического способа производства почти всех стран Западной Европы. Так, в частности, развивалась Англия — одно из сильнейших государств того периода.

    Как говорил И. В. Сталин, Англия, «захватив колонии во всех частях света, выкачивала оттуда «добавочный капитал» для усиления своей промышленности в продолжение двух веков и превратилась, в конце концов, в «фабрику мира».

    Занимаясь безудержным грабежом и разбоем, Англия из маленькой страны, насчитывавшей в начале XVI в. около 4 млн. человек населения и занимавшей два острова (Великобритания и Ирландия), в XVIII в. превратилась в огромную колониальную державу.

    Крупнейшим государством на континенте Европы в конце XVII — начале XVIII вв. была Франция, где в это время царствовал Людовик XIV (1643—1715 гг.). Время Людовика XIV является периодом наивысшего развития французской абсолютной монархии. Именно тогда были захвачены большие территории, и Франция превратилась в огромную колониальную империю. Франция владела рядом Вест-Индских островов (западная половина Сан- Доминго, Гваделупа, Мартиника и др.), обширными территориями в долине реки Миссисипи, Канадой, факториями в Индии (Чандернагор, Пондишери и Маэ) и островами Иль-де-Франс и Бурбон. Франция также нещадно эксплуатировала и грабила

    колониальные народы.

    Голландия, где буржуазная революция произошла еще в конце XVI в., после поражения в англо-голландских войнах XVII в. переживала упадок.

    В остальных континентальных странах Европы хотя и продолжал сохраняться феодальный строй, капиталистические отношения также развивались.

    «Священная Римская империя» (так называлась тогда Германия), окончательно распавшаяся после Тридцатилетней войны (1618—1648 гг.), в XVII—XVIII вв. представляла жалкое зрелище. По выражению самих немцев, в ней было столько государств, сколько дней в году. Но по мере того, как Германия экономически и политически в целом слабела, на северо-востоке и юго-востоке ее стали крепнуть и возвышаться два крупных государства — Пруссия и Австрия, расширявшие свои территории путем беспрерывных захватнических войн. В XVIII в. Пруссия окончательно превращается в разбойничье военно-феодальное государство. В течение всего XVIII в. Австрия и Пруссия являлись оплотом феодализма и реакции.

    Внешне-политические отношения в Европе в конце XVII в. были чрезвычайно обострены. Это было началом напряженной борьбы между Англией и Францией за господство на море и в колониях.

     

     

    Развитие сил и средств флота

     

     

    С началом применения паровой машины промышленное развитие ряда европейских стран продвинулось далеко вперед.

    Как известно, первая универсальная паровая машина была построена в 1763 г. русским ученым Иваном Ивановичем Ползуновым. Но в условиях царской крепостнической России это великое изобретение не получило поддержки и было забыто. Лишь через 20 лет англичанин Уатт построил вторую паровую машину, которая в условиях капиталистической Англии нашла широкое применение. Паровая машина позволила строить фабрики и заводы всюду, где было сырье. Широкое применение каменного угля в металлургии в XVIII в. обеспечило массовое и более дешевое, чем раньше, производство чугуна и железа.

    Развитие капиталистического производства оказало непосредственное влияние на развитие флота.

    Недостаточная продольная прочность деревянных кораблей XVII в. препятствовала увеличению длины корабля, а следовательно, и числа пушек на нем. В середине XVIII в. французские инженеры предложили для увеличения продольной прочности корабля располагать внутреннюю обшивку не продольно, а по диагонали, или же поверх внутренней обшивки, расположенной продольно, накладывать железные диагональные полосы. Введение диагонального набора дало возможность увеличить длину корабля, а это позволило усилить артиллерию. Вместе с этим усилилась прочность бортов, так как было увеличено расстояние между артиллерийскими портами.

    Борта кораблей стали делать с наклоном внутрь, что затрудняло противнику ведение абордажного боя.

    Во второй половине XVIII в. подводную часть корабля стали обшивать медными листами. Это предохраняло подводную часть от обрастания и способствовало увеличению скорости корабля.

    Таким образом, развитие кораблестроения в XVIII в. привело к тому, что военные корабли стали более прочными и более маневренными.

    Повышение артиллерийской мощи кораблей шло не только за счет увеличения количества пушек. Повысилось и качество артиллерии — увеличились скорострельность, меткость и разрушительная сила артиллерийского огня.

    Высверливание канала ствола, вместо отливки орудий с готовыми каналами, дало возможность уменьшить зазор между стенками канала ствола и ядром до 1/20 калибра. Это привело к увеличению меткости артиллерийскою огня.

    В XVII в. заряжание орудий производилось в основном насыпкой в дуло пороха посредством шуфл, однако уже в этом столетии заряды начали изготовлять в картузах и патронах, В XVIII в. заряжание орудий осуществляется исключительно только зарядами в картузах и патронах. В это же время от воспламенения заряда фитилем перешли к стрельбе с помощью кремневого замка. Сам наводчик с помощью шнура мог в нужный момент произвести выстрел. Благодаря этому было достигнуто увеличение скорострельности артиллерии.

     

    Появление новых типов орудий и новых ядер и снарядов еще больше увеличило артиллерийскую мощь корабля.

    В XVIII в. для стрельбы по рангоуту и такелажу было усовершенствовано цепное ядро — книпель. Как известно, книпель появился еще в XVI в. и состоял тогда из двух ядер, связанных между собой цепью, которые выстреливались из двух соседних орудий. В XVIII в. книпель был сконструирован в одном снаряде. Теперь он состоял либо из двух ядер, насаженных на общий железный стержень, либо представлял собой снаряд, который при стрельбе распадался на два полуядра, связанных между собой цепью.

     

    В этот же период был введен зажигательный снаряд, получивший название «брандскугель». Зажигательный снаряд отличался от разрывного (бомбы) тем, что снаряжался зажигательным веществом и вместо одного очка для воспламенительной трубки на корпусе имелось 3—5 отверстий, заполненных специальным составом, с помощью которого при выстреле воспламенялось зажигательное вещество снаряда.

     

    В 1779 г. литейным заводом Каррон в Шотландии было отлито орудие, получившее название карронады. Карронада отливалась из чугуна, имела длину 7 калибров и была самой легкой пушкой. Ее преимуществом была большая скорострельность по сравнению с другими пушками. Но в дальности стрельбы карронады значительно уступали единорогам. Поэтому карронады устанавливались на верхней открытой палубе и служили для того, чтобы на коротких дистанциях (60 метров) разрушать борт, палубные надстройки и поражать личный состав корабля противника.

    Наиболее характерные черты развития военно-морского искусства флотов иностранных государств рассмотрим на примерах боевой деятельности на море в войне за австрийское наследство, в Семилетней войне и в войне северо-американских колоний Англии за независимость. (Прим. - Смотрите далее. "Кубрик").

     











    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru