• главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • моравиация
  • словарик
  • мороружие
  • кают-компания

  • История военно-морского искусства


    Русское
    военное и военно-морское искусство
    в русско-турецкой войне 1768-1774 годов

     

     

     

     

    Чесменский бой

                    (продолжение)

     

     

     

    На военном совете русское командование решило блокировать турецкие корабли в Чесменской бухте, а затем, атаковав их корабельной артиллерией и брандерами, уничтожить. Отсутствие брандеров не позволило провести атаку в ту же ночь. Почти сутки ушли на оборудование четырех греческих судов под брандеры.

    В течение дня 25 июня бомбардирский корабль «Гром» и линейные корабли «Три иерарха» и «Святослав» совместно с фрегатом «Почталион» вели то турецкому флоту артиллерийский огонь. Стрельба редким огнем в течение дня 25 июня оказывала деморализующее влияние на команды скученных в Чесменской бухте судов. Эта стрельба и предшествовавшие ей артиллерийские атаки были своеобразным предварительным ударом в целях обеспечения последовавшего вскоре главного удара.

    Для нанесения главного удара по турецкому флоту был выделен отряд, в который вошли линейные корабли «Ростислав», «Европа», «Не тронь меня», «Саратов», фрегаты «Надежда» и «Африка» и четыре брандера. По приказанию адмирала Спиридова из состава этого отряда на исходе 25 июня к Чесменской бухте был послан линейный корабль «Европа». О его действиях Спиридов писал: «...В 12 часов оный корабль пришел в повеленное место, в ближайшей дистанции лег на шпринг и начал по турецкому флоту палить беспрерывным огнем из пушек ядрами, камнями и брандскугелями и бомбами, потом пришел фрегат «Надежда», который также начал пальбу по батарее, сделанной на мысу...». На подходе отряду русских кораблей пришлось выдержать сильный огонь турецких береговых фортов и передовых кораблей.

    Войдя в бухту, корабли русского отряда заняли места по заранее намеченной диспозиции и в свою очередь открыли сильный огонь по неприятелю. Спустя час брандскугелями, попавшими в один из кораблей противника, был создан большой очаг пожара на турецкой эскадре. Огонь с загоревшегося корабля перекинулся на соседний корабль. Бухта озарилась заревом пожара. Вскоре с линейного корабля «Ростислав» взвились три сигнальные ракеты, означавшие начало атаки брандеров. В атаку пошли четыре брандера: первый брандер (под командованием капитан-лейтенанта Дугдаля) был расстрелян двумя турецкимй галерами; второй брандер (под командованием лейтенанта Мекензи) сел на мель; третий брандер (под командованием мичмана Гагарина) сцепился с уже горевшим турецким кораблем, и лишь брандер под командованием лейтенанта Ильина сцепился с турецким кораблем и создал новый большой очаг пожара. Вскоре турецкий корабль взорвался, засыпав горящими обломками соседние корабли. Пламя перебрасывалось с одного корабля на другой и быстро охватило весь сбившийся в бухте турецкий флот. Ильин с командой брандера, выполнив задание, успел отойти на шлюпке к своим кораблям.

     

    Победа была полной. Огонь уничтожил пятнадцать линейных кораблей, четыре фрегата, пять галер и много других кораблей, 56-пушечный корабль «Родос» сдался в плен. Потери турок достигли 10 тыс. человек. Русские потеряли только одиннадцать человек убитыми и несколько ранеными. Так блестяще закончился бой в Чесменской бухте.

     

     

    Выводы

     

    Победа в Чесменской бухте имела стратегическое значение, так как она коренным образом изменила соотношение морских сил в пользу русских. Она позволила русским в благоприятной для них обстановке вести дальнейшие боевые действия в Архипелаге и осуществлять блокаду Дарданелл. Турки отныне были лишены возможности усиливать свой флот на Черном море кораблями из Эгейского моря.

    В Чесменском бою русское командование, умело используя выгодную тактическую обстановку, отказалось от принятого западными адмиралами принципа исходить из количественной оценки сил. Если бы оно этого не сделало, то не было бы и Чесменской победы.

    Правильная оценка значения морального фактора в бою, уверенность в превосходстве боевого духа русских команд побудила командование атаковать турок в Хиосском проливе. В этом бою адмирал Спиридов, проявляя подлинное новаторство, пошел наперекор канонам формальной линейной тактики, предприняв атаку перпендикулярно линии противника.

    Предпринятая им тогда же атака по флагманскому кораблю еще больше обогатила тактику русского флота. Прием этот, впоследствии развитый адмиралом Ушаковым, стал благодаря ему одним из эффективных в созданной им маневренной тактике русского парусного флота.

    Для Чесменского боя, кроме того, характерны: продолжительная артиллерийская подготовка главной атаки (выразившаяся в ряде последовательных артиллерийских ударов 24 и 25 июня), усилившая деморализацию противника после боя в Хиосском проливе; четкое распределение целей (корабли и береговые батареи) во время главной атаки; мастерское сочетание артиллерийской и брандерной атаки; эффективное использование новейших по тому времени отечественных пушек — единорогов.

    Особо следует отметить целеустремленность и решительность действий адмирала Спиридова. Спиридов фактически руководил боем в Хиосском проливе, он же затем настоял на непрерывности действий против турецкого флота, в панике отошедшего в Чесменскую бухту. Будучи после гибели «Евстафия» на корабле «Три святителя», он первым организовал погоню. Ускоренная посылка Спиридовым линейного корабля «Европа», не дожидаясь пока снимутся с якоря остальные корабли отряда, сыграла важную роль в преодолении колебаний Орлова и медлительности Грейга и во многом обеспечила успех дела.

     

     

     

    Боевая деятельность русского флота до конца войны

     

     

    После Чесменской победы русский флот стал господствовать в Архипелаге. Население двадцати островов Архипелага приняло русское подданство. Порт Ауза на острове Парос стал главной маневренной базой русского флота в Архипелаге.

    25 декабря к русской эскадре на Средиземном море присоединилась прибывшая из Ревеля эскадра контр-адмирала Арфа. В течение последующих четырех лет военные действия русского флота под командованием адмирала Спиридова заключались в блокаде Дарданелл, высадке десантов, нападении на турецкие суда, диверсиях на турецком побережье и т. д. Своими действиями на путях сообщения противника русская эскадра надежно закрывала все морские пути в Турцию из Марокко, Алжира, Туниса, Египта и Сирии, что в значительной степени способствовало истощению сил противника и победоносному ходу кампании на главном в этой войне дунайском театре военных действий. После заключения Кучук-Кайнарджийского мира эскадра Средиземного моря возвратилась в свои порты.

     

    В начале 1769 г., когда вторая русская армия под командованием Долгорукова заняла Азов, Таганрог и береговую полосу между ними, на Азовском море была сформирована флотилия под командованием Алексея Наумовича Сенявина, состоявшая вначале из пяти прамов. Для усиления этой флотилии было приступлено к строительству специальных парусно-гребных кораблей новой конструкции, приспособленных к действиям на Азовском море и реке Дон и имевших на вооружении 12—16 пушек среднего калибра.

    Большую активность флотилия Сенявина развернула в кампанию 1771 г., когда она уже имела восемь кораблей новой конструкции, два бомбардирских корабля и 57 лодок. Корабли флотилии оказывали содействие с моря русской армии, действовавшей в Крыму при занятии крепостей Керчь и Еникале. Когда армия заняла Крым, флотилия стала действовать у Черноморского побережья Крыма, имея целью не допустить высадки турецкого десанта. Весной 1773 г. Сенявин имел под своим флагом на Черном море уже девять кораблей новой конструкции, два бомбардирских корабля, шесть фрегатов и до 16 ботов, шняв и других мелких судов. Флотилия была разделена на три отряда, которые охраняли побережье Крыма, Керченский пролив, а также действовали у кавказских берегов.

     

    23 июня 1773 г. отряд под командованием капитана 2 ранга Кинсбергена, состоявший из двух кораблей новой конструкции, имел столкновение близ Балаклавы с двумя 52-пушечными турецкими кораблями и 25-пушечной шебекой. После шестичасового боя турецкие корабли, получив повреждения, вынуждены были отступить.

    Через два месяца, 23 августа, русские с тремя кораблями новой конструкции и фрегатом заставили близ Суджук-Кале отступить турецкую эскадру в составе трех линейных кораблей, четырех фрегатов и трех шебек.

    Интересно отметить, что в составе молодой Азовской флотилии в тот период служил в качестве командира небольшого судна будущий выдающийся адмирал Федор Федорович Ушаков.

    По Кучук-Кайнарджийскому миру Турция возвратила России Азов, Керчь, Еникале и часть побережья между Бугом и Днестром с крепостью Кинбурн. Крым, став независимым от Турции, вскоре перешел под протекторат России. В итоге войны Россия закрепила за собой Азовское море, добилась свободы мореплавания на Черном море и получила выход к его берегам. Тем самым были созданы необходимые условия для создания Черноморского военного флота.

    Боевые действия русского флота в Архипелаге, славное сражение при Чесме, а также действия небольшой Азовской флотилии в Азовском и Черном морях показали, что русское военно-морское искусство сделало значительные шаги по пути своего дальнейшего развития.

     

     

     

    Н. Г. Курганов

     

     

    Немалую роль в тактической подготовке офицерского состава русского флота сыграла хорошо поставленная система обучения командных кадров в Морском корпусе. В деле развития военно-морской тактики большая заслуга принадлежит профессору Морского кадетского корпуса Николаю Гавриловичу Курганову.

    В своей научной деятельности Курганов руководствовался теоретическими положениями великого русского ученого М. В. Ломоносова, который указывал на необходимость усиления морской мощи России, связывая ее с достижениями науки и техники.

    Для обогащения морской практики теорией Ломоносов предложил создать морскую академию, которая стала бы центром морской мысли и «новыми полезными изобретениями безопасность мореплавания умножила». Курганов был достойным учеником Ломоносова.

    В отличие от многих деятелей того времени Курганов первым подверг суровой критике военно-морское искусство западноевропейских флотов, основой которого служили «вечные принципы» ведения морского боя.

    Курганов утверждал, что нет и не может быть «вечных принципов», так как морская тактика должна непрестанно совершенствоваться в связи с развитием кораблестроения и ростом вооружения. В своих трудах «Наука морская — сиречь опыт теории и практики управления кораблем и флотом» (1774 г.), «О разных артиллерийских экзерцициях или учениях на корабле» (1774 г.), «Книга о науке военной» (1777 г.), «О точности морского пути или искусство как измерить на море ход корабля» (1783 г.) Курганов высказывал передовые для того времени идеи. Он, например, настаивал на необходимости человечного отношения к матросам и солдатам, как основной силе флота; добивался неустанного совершенствования знаний командным составом флота и умелого применения им достижений науки и техники в учебной и боевой деятельности; особенное внимание обращал на выучку личного состава флота, прежде всего артиллеристов, способных поражать противника точным и скорострельным огнем; излагал выгоды взаимодействия кораблей и сосредоточения сил своего флота в бою против определенной части судов неприятеля. Как истинный патриот, Курганов был поборником развития боевых традиций отечественного флота, сторонником искоренения пагубного влияния иностранщины.

    То обстоятельство, что Федор Федорович Ушаков, Дмитрий Николаевич Сенявин и другие будущие выдающиеся флотоводцы учились в Морском корпусе тогда, когда в нем преподавал Курганов, дает право говорить о безусловно благотворном влиянии этого ученого на своих талантливых учеников.

     

    Примечание:

          Эльфинстон — англичанин на русской службе, принесший немалый вред русской эскадру. Так, осенью 1770 г. он самовольно прекратил блокаду Дарданелл, посадил линейный корабль «Святослав» на камни и сорвал действия русского десанта по овладению островом Лемнос. За все это Эльфинстон был снят с должности и вскоре уволен от службы.

     

     











    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru