• главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • мороружие
  • моравиация
  • новости сайта
  • кают-компания



  • Морской исторический словарь

    Ткаченко Николай Адамович,
    капитан дальнего плавания




    Джон Кабот

     

     

    1496-й год.  Генрих VII, король Англии, озабочен.  Эпоха Великих географичеких открытий, как сказали бы мы сегодня, шагает по планете семимильными шагами.  Девять лет назад Бартоломео Диаш обогнул южную оконечность Африки - мыс Бурь, и вышел в Индийский океан.  Правда, дальше он не пошел – помешали жестокие шторма.  Четыре года назад Колумб открыл какие-то острова, говорят, что азиатские.  Вполне возможно. 

    А  недавно стало известно, что по приказу короля Португалии некий Васко да Гама снаряжает эскадру, чтобы дойти до Индии вокруг того же мыса Бурь.  Большие события на морях случаются чуть ли не ежегодно.

    Вот поэтому Генрих VII  последние годы и наблюдает с беспокойством за успехами Португалии и Испании в морях - океанах.  Он понимает - кто не успел, тот опоздал.  А ему опаздывать не хотелось. 

    В прошлом году, как нельзя кстати, итальянец  Джон Кабот, недавно обосновавшийся в Бристоле, предложил ему, Генриху  VII, организовать экспедицию в Индию и пройти туда западным путем, как это недавно и осуществил Колумб.

    Генрих VII предложение Кабота принял благосклонно.  Но ему не нравилось, что там, на юге, уже тесно от португальцев и испанцев,  Генрих VII  не хотел ехать на этот шумный цыганский базар.  Это будет не по-королевски. 

    Поговорил он с Каботом, и оба пришли к единому мнению – надо идти на запад, но севернее.  Ведь, этим путем еще никто не ходил, и потом, путь в Индию преграждает цепь каких-то островов, а между островами всегда существуют проливы. На том и порешили - на запад.

    О жизни Джона Кабота нам известно мало.  Возможно, еще меньше, чем о жизни Колумба.  Историки предполагают, что Кабот родился в Генуе.  Но, только на том основании, что в 1498 г. испанский посол в очередном донесении из Лондона написал о Каботе так: - «Этот генуэзец...».  

    Сохранился также  документ о том, что в 1476 г. Каботу было предоставлено гражданство республики Венеция.  А чтобы получить такое гражданство, надо было прожить в Венеции не менее 15 лет.  Генуэзец, венецианец... 

    Исторически сложилось так, что пассионарные итальянцы предлагали свои услуги другим коронам.  Все они кипели страстью к приключениям, и готовы были служить любому королю, идти на любой риск, чтобы привезти заморское золото своим новым суверенам, а себе, заодно, тоже добыть богатство, власть, славу, земли.  А все это можно было найти только в заморских странах.  Земли Старого Света уже давно все поделены.  Вот так и вошли в историю, и навеки в ней остались славные итальянские  имена – Христофор Колумб, Америго Веспуччи, Джованни Кабото...     

    5 марта 1496 г. Генрих VII выдал Каботу «Патент на плавание».  Согласно этому документу Кабот и три его сына получали разрешение оснастить за свой счет эскадру в составе до пяти кораблей и осуществить плавание с целью поиска новых земель.    В случае успеха королевская казна получит пятую часть от всех возможных прибылей.

    Кабот оснастил только одно небольшое судно водоизмещением в 50 тонн, назвал его Matthew, нанял 18 человек экипажа, куда входил и его сын Себастьян, и 2 мая 1497 г. вышeл в море. 

    24 июня, после 52-х суток перехода, подошли они к некоему острову. Джон Кабот высадился на берег, водрузил там штандарт английского короля и объявил эту землю собственностью английской короны.  Историки не выяснили точно, в каком месте это произошло.  Но все сходятся на том, что это могло быть только у побережья полуострова Лабрадор или острова Ньюфаундленд.  Но, в любом случае, Кабот был уверен, что они достигли берегов Азии, а еще дальше находится страна Чипанго (Япония).       

    Как бы там ни было, именно Джону  Каботу принадлежит честь открытия материка, который потом будет назван Северной  АмерикойПравда, в тех местах 500 лет до того уже побывали викинги, но этот факт во времена Кабота никому известен не был.  А вообще, в течение десятков тысяч лет Америку открывали мореплаватели многих национальностей, в том числе, египтяне, финикийцы, арабы, атланты, японцы, китайцы...

    Обследовал Кабот берега острова Ньюфаундленд и отправился обратно в Англию.   6-го августа Matthew бросил якорь в порту Бристоль.  Меня, вот, удивляет высокая  скорость, с которой Кабот пересекал Атлантику.  Месяц, и готово!  Мы в 60-х ходили  тем же маршрутом ловить морского окуня у берегов Ньюфаундленда.  Так вот, мы пересекали океан недели за две.  Но, не под парусом, а под дизелем!

    10 августа король выдал Каботу премию -10 фунтов стерлингов.  13 декабря установил ему пожизненную персию – 20 фунтов стерлингов в год, а уже 3 февраля 1498 г. король выдал Каботу новый «Патент на плавание».  Надо было спешить,  эскадра Васко да Гама уже бороздила Индийский океан.

    На этот раз Кабот снарядил шесть судов и нанял аж 800 моряков, некоторые из которых ходили еще с Колумбом в его первое плавание.  В начале мая 1498 г. вышли из Бристоля и взали курс на Лабрадор.  На этот раз Кабот был абсолютно уверен, что найдет, наконец, эту загадочную страну Catay (Китай), полную пряностей.  Однако, увы...

    Добравшись до непроходимых льдов, Кабот повернул на юг и обследовал восточные берега северной Америки вплоть до широты 38 градусов.  На этой широте теперь расположен город Вашингтон.  Все эти земли так с тех пор и остались под английской короной.  Осенью того же 1498 г. корабли повернули на восток и прибыли в Бристоль еще до конца года. Сраженный неудачей, Кабот умер в 1499-м году в Бристоле.

    О плаваниях Кабота известно очень мало.  Все было страшно засекречено.  Причем, секретность была выгодна и королю, и самому Каботу.  Интересно, но, похоже, Кабот во время своих плаваний не потерял ни одного человека.  Это – редкий случай в истории подобных экспедиций.

    Все последующие столетия люди искали северный путь в Индию.  Считалось, что он будет короче.  Причем, поиски шли в двух направлениях – на северо-запад, среди северных островов Канады, и на северо-восток, вдоль берегов Сибири.  И на том, и на другом направлении погибли сотни путешественников. 

    Англичанин Джон Франклин в 1845 г. попытался пройти по следам Кабота как можно дальше на запад, и, вероятно, нашел проход, но льды перекрыли обратный путь, и вся экспедиция погибла в 1848-м году. 

    И только великий путешественник Руал Амундсен 400 лет спустя после плаваний Кабота полностью прошел северо-западным проходом с востока на запад.  На это путешествие у него ушло три года и он провел три зимовки в этих полярных льдах.  Но, об этом читайте в следующих статьях нашего Морского исторического словаря.                                                                                                                                                        

     

    16.05.2013.











    Рейтинг@Mail.ru