• главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • мороружие
  • словарик
  • моравиация
  • кают-компания



  •  

    Галс - боканец
    (выстрел фока-галса)

     

     



         Проблемой для такелажа XVII и XVIII вв. являлась проводка фока-галса. В XVII в. ее выполняли через двойное отверстие в нижней части княвдигеда (рис. 422). В последней четверти XVII в. на английских судах были введены галс-клампы (англ, deadblock — мертвый блок).
         В 1710 г., по словам Р. С. Андерсона, на английских судах впервые появился
    галс-боканец (рис. 423) (нем. Butluv, или Butenluf, возможно от нижне-немецкого drauften in Luv — «снаружи на ветер», так как фока-галс набивали на наветренной стороне с помощью этой балки). Приблизительно через 10 лет галс-боканец вытеснил на английских судах галс-клампы — украшенные плиты с отверстием посередине, поставленные между регелями гальюна. На других судах это новшество ввели не раньше 1735—1740 гг. Вначале галс-боканец был сравнительно коротким, выдаваясь за борт приблизительно лишь на 6 футов, четырехугольным и сильно изогнутым вниз. На каждый фут его длины приходился 1 дюйм ширины и высоты. Внешний конец имел кип для установки галс-блока. В это время галс-боканец еще часто применяют вместе с галс-клампом (рис. 424, 428).


         В 30-е годы галс-боканец становится длиннее, внутри борта восьмиугольным, а вне борта круглым. Слегка изогнутый вниз, снаружи на 1/4 тоньше, чем внутри, он был поставлен так, чтобы находиться на одной линии с круто обрасопленным фока-реем. На внешнем конце его также имелся кип (рис. 429). К 1780 г. галс-боканец становится полностью круглым и только немного, а часто вообще не изогнутым. В остальном он соответствовал описанным ранее (рис. 425, 430).
    Континентальные суда еще в конце столетия имели галс-боканцы полностью восьмиугольные и слегка изогнутые. Вместо галс-троса во многих случаях употребляли тали, особенно на французских судах (рис. 426, 431). В последние годы столетия внутреннюю половину галс-боканца по ширине увеличивают в два раза и эту часть, в отличие от передней круглой выполняют полукруглой, примыкающей плоской стороной к палубе. Затем строп огона или юферса в передней части боканца заменяют железным бугелем или рым-болтом (рис. 432). Накануне 1800 г. внутренний конец галс-боканца обычно помещают напротив
    кницы гальюна, а позднее против недгедсов.


        
    Галс-блок. На внешнем конце галс-боканца находился большой остропленный одношкивный блок — обычно блок с заплечиком, служивший для проводки фока-галса.

    Рис. 422. Проводка галсов через отверстия в княвдигеде, XVII в.
    Рис. 423. Английский фока-галс. Проведен через галс-кламп между регелями гальюна (с 1670 приблизительно до 1710 гг.)
    Рис. 424. Проводка фока-галса через галс-боканец и через галс-кламп (при-мерно 1710—1715/20 гг.)
    Рис. 425. Английская проводка фока-галса через галс-боканец, после 1770 г.
    Рис. 426. Континентальная проводка фока-галса через галс-боканец с двойной поводкой галса
    Рис. 427. Нок галс-боканца с галс-блоком и креплением бакштагов на английских судах (коуши в нижнем или верхнем концах) и на континентальных (юферсы в верхнем конце)
    Рис. 428. Английский галс-боканец, 1710 г. Четырехугольный и сильно изогнут.
    Рис. 429. Английский галс-боканец, после 1730 г. С внешни стороны круглый, на внутренней половине восьмиугольный, слегка изогнут
    Рис. 430. Английский галс-боканец, после 1780 г. Полностью круглый, от слегка изогнутого до прямого
    Рис. 431. Континентальный галс-боканец — восьмиугольный и слегка изогнут
    Рис. 432. Английский галс-боканец, после 1800 г. Прямой, на внешнем конце круглый, внутренняя половина полукруглая. Очки для бакштагов на железых бугелях

        
    Бакштаги. Галс-боканец найтовили к регелям гальюна и за галс-блоком к нему прикрепляли два бакштага (рис. 427). Один проводили вперед и вниз к княвдигеду, а второй назад и вниз к носу. Бакштаги противодействовали тяге галсов. В нижних концах их находились коуши или небольшие юферсы, которые с партнерами, загаченными в носу и княвдигеде, удерживали галс-боканец (рис. 425).
    Эти бакштаги могли быть и прямо загаченными в необходимых местах. В этом случае оба бакштага выполняли из одного троса и в петлю троса ввязывали юферс или коуш. Соответствующего «партнера» стропили к концу галс-боканца и к нему найтовили бакштаг (рис. 427). На французских судах этот метод применяли в измененной форме. Здесь трос делили пополам и каждую половину юферсами или блоками присоединяли к галс-боканцу (рис. 426). До начала 70-х годов в употреблении был только один бакштаг, проводимый к княвдигеду (рис. 424).



    Рисунки 422 - 432
     








    Морской интернет-клуб Рейтинг@Mail.ru