Галс - боканец (выстрел фока-галса)
Проблемой для
такелажа XVII и XVIII вв. являлась
проводка
фока-галса. В XVII в. ее выполняли через двойное отверстие
в нижней части
княвдигеда (рис. 422). В последней четверти XVII в. на английских судах были введены
галс-клампы
(англ, deadblock — мертвый блок).
В 1710 г., по словам Р. С. Андерсона, на английских судах впервые появился
галс-боканец (рис. 423)
(нем. Butluv, или Butenluf, возможно от нижне-немецкого drauften in Luv — «снаружи на ветер», так как фока-галс набивали
на наветренной стороне с помощью этой балки). Приблизительно через 10 лет галс-боканец вытеснил на английских судах
галс-клампы — украшенные плиты с отверстием посередине, поставленные между
регелями гальюна. На других судах это новшество
ввели не раньше 1735—1740 гг. Вначале галс-боканец был сравнительно коротким, выдаваясь за борт приблизительно лишь на
6 футов, четырехугольным и сильно изогнутым вниз. На каждый
фут его длины приходился 1
дюйм ширины и высоты. Внешний конец
имел кип для установки галс-блока. В это время галс-боканец еще часто применяют вместе с галс-клампом (рис. 424, 428).
В 30-е годы галс-боканец становится длиннее, внутри борта восьмиугольным, а вне борта круглым. Слегка изогнутый вниз,
снаружи на 1/4 тоньше, чем внутри, он был поставлен так, чтобы находиться на одной линии с круто обрасопленным фока-реем.
На внешнем конце его также имелся кип (рис. 429). К 1780 г. галс-боканец становится полностью круглым и только немного, а
часто вообще не изогнутым. В остальном он соответствовал описанным ранее (рис. 425, 430).
Континентальные суда еще в конце столетия имели галс-боканцы полностью восьмиугольные и слегка изогнутые. Вместо галс-троса во многих случаях употребляли тали, особенно на французских судах (рис. 426, 431). В последние годы столетия
внутреннюю половину галс-боканца по ширине увеличивают в два раза и эту часть, в отличие от передней круглой выполняют
полукруглой, примыкающей плоской стороной к палубе. Затем строп огона или юферса в передней части боканца заменяют железным
бугелем или рым-болтом (рис. 432). Накануне 1800 г. внутренний конец галс-боканца обычно помещают напротив
кницы
гальюна,
а позднее против
недгедсов.
Галс-блок.
На внешнем конце галс-боканца находился большой остропленный одношкивный блок — обычно блок с
заплечиком, служивший для проводки фока-галса.
Рис. 422. Проводка галсов через отверстия в княвдигеде, XVII в.
Рис. 423. Английский фока-галс. Проведен через галс-кламп между регелями гальюна (с 1670 приблизительно до 1710 гг.)
Рис. 424. Проводка фока-галса через галс-боканец и через галс-кламп (при-мерно 1710—1715/20 гг.)
Рис. 425. Английская проводка фока-галса через галс-боканец, после 1770 г.
Рис. 426. Континентальная проводка фока-галса через галс-боканец с двойной поводкой галса
Рис. 427. Нок галс-боканца с галс-блоком и креплением бакштагов на английских судах (коуши в нижнем или верхнем концах)
и на континентальных (юферсы в верхнем конце)
Рис. 428. Английский галс-боканец, 1710 г. Четырехугольный и сильно изогнут.
Рис. 429. Английский галс-боканец, после 1730 г. С внешни стороны круглый, на внутренней половине
восьмиугольный, слегка изогнут
Рис. 430. Английский галс-боканец, после 1780 г. Полностью круглый, от слегка изогнутого до прямого
Рис. 431. Континентальный галс-боканец — восьмиугольный и слегка изогнут
Рис. 432. Английский галс-боканец, после 1800 г. Прямой, на внешнем конце круглый, внутренняя половина полукруглая.
Очки для бакштагов на железых бугелях
Бакштаги. Галс-боканец найтовили к регелям гальюна и за галс-блоком к нему прикрепляли два бакштага (рис. 427). Один
проводили вперед и вниз к княвдигеду, а второй назад и вниз к носу. Бакштаги противодействовали тяге галсов. В нижних
концах их находились коуши или небольшие юферсы, которые с партнерами, загаченными в носу и княвдигеде, удерживали
галс-боканец (рис. 425).
Эти бакштаги могли быть и прямо загаченными в необходимых местах. В этом случае оба бакштага выполняли из одного троса
и в петлю троса ввязывали юферс или коуш. Соответствующего «партнера» стропили к концу галс-боканца и к нему найтовили
бакштаг (рис. 427). На французских судах этот метод применяли в измененной форме. Здесь трос делили пополам и каждую
половину юферсами или блоками присоединяли к галс-боканцу (рис. 426). До начала 70-х годов в употреблении был только один
бакштаг, проводимый к княвдигеду (рис. 424).
|