Морской интернет-клуб "Кубрик"

Раздел 2

Флагман. Обретение крыльев

 

 

             

 

 

 

 

2.1 Североморск, рейд главной базы КСФ. С 10 августа 1976 по декабрь 1989  года здесь был для ТАКР «Киев» дом родной

 

 

 

 

2.2 На финишной прямой 1976 года ПКР «Киев» успешно завершил приемку от промышленности комплекса УРО «Базальт» и штормовые испытания. В декабре в штабе КСФ были подписаны соответствующие протоколы и акты. Таким образом, в новый 1977 год корабль вступил полноценной боевой единицей

 

 

 

 

2.3 1977 год был напряженным, результативным. Главный его итог – ввод корабля в состав сил постоянной боевой готовности. Были и досадные осечки, в том числе выход из строя кормового эшелона ГЭУ. Авария была устранена в самые короткие сроки. На фото внизу командир БЧ-5 крейсера капитан 3 ранга Кононенко докладывает главкому ВМФ в кормовой машине технические детали аварии и предложения по недопущению подобных случаев на кораблях проекта 1143

 

 

 

 

2.4 Осень 1977 г. – пора первых больших кадровых изменений. На корабле новый старпом, новые помощник командира, офицеры из числа командиров БЧ и начальников служб. Большая группа офицеров из звена комдивов и командиров групп отправлена на учебу в ВМА и на Высшие офицерские классы. Сменило место службы значительное количество мичманов. К выходу на боевую службу сменился и личный состав очередного призыва срочной службы

 

 

 

 

2.5 Вторая БС теперь уже ТАКР «Киев». Экстремальное начало и последующие яркие, незабываемые события в Северной Атлантике, Средиземном море, главной базе Черноморского флота

 

 

 

 

2.6 Норвежское  море на выходе их полосы шторма.  Борт  БПК  «Адмирал  Исаченков»  после  шторма. На обходном мостике ходовой рубки слева направо командир БЧ-3 капитан 3 ранга Пермяков, командир БЧ-1 капитан 3 ранга Шмаков с подчинёнными 

 

 

 

 

2.7 Южная часть Норвежского  моря. Заправка от танкера. С барказом «единичкой» ТАКР после шторма дело было худо. Скоро его уцелевшую переднюю часть  спустят на воду и затопят, отстреливая корабельную артиллерию

 

 

 

 

2.8 Борт ТАКР «Киев». Операция по удалению аппендицита у старшего лейтенанта Щербакова, доставленного с БПК «Керчь»

 

 

 

 

2.9 Встреча в океане

 

 

 

 

2.10 Встреча «Киевом» Нового 1978 года у берегов Португалии

 

 

 

 

2.11 В кадре фотореконструкции пополнение запасов на ходу: ТАКР «Киев», танкер «Борис Чиликин», БПК «Керчь». С «проверкой» пара «Старфайтеров» греческих ВВС

 

 

 

 

2.12 Командир наблюдает с обходного мостика за отходом танкера, а вертолёт с корабля слежения за действиями крейсера

 

 

 

 

2.13 Вертолетчики. Вылет на задание по определению координат АУГ  вероятного противника

 

 

 

 

2.14 Ионическое море. Штурмовой удар по «АУГ «синих» тактической группой Як-38 279-го ОКШАП

 

 

 

 

2.15 Точка якорной стоянки № 52. Мотобот с американского фрегата «Труэт». Команда внимательно осматривает надводную часть ТАКР «Киев», перемещаясь с носа в корму по левому борту. Снимок сделан с площадки левого трапа крейсера. На заднем плане плавбаза «Тобол»

 

 

 

 

2.16 Точка якорной стоянки № 52. Очередная смена вахты ПДСС, разводящий – начальник клуба крейсера лейтенант Чумин

 

 

 

 

2.17 Офицеры-новички уверенно набирают форму. Боевая служба – лучший учитель! На снимке инженер 1-го ракетного дивизиона БЧ-2 лейтенант Зуйков с подчиненным

 

 

 

 

2.18 Комбат 4-го дивизиона БЧ-2 лейтенант Лоскутов постигает тонкости ремонтной подготовки

 

 

 

 

2.19 Базовая патрульная авиация НАТО – постоянный и назойливый «попутчик», нередко мешающий выполнению учебно-боевых задач. Лучшее средство от нее – пара «Яков» (хотя и одного штурмовика вполне достаточно)

 

 

 

 

2.20 Неиссякаемый оптимист старший лейтенант Чумаков, командир группы гидроакустики, знает что сказать подчиненным перед началом поисковой операции

 

 

 

 

2.21 Первый большой успех ТАКР «Киев» в составе сил 5-й Средиземноморской эскадры

 

 

 

 

2.22 Гордость авианосца «Киев». Перед началом летной смены

 

 

 

 

2.23 Предполетный осмотр. Старший лейтенант медслужбы Разумов шуток не понимает

 

 

 

 

2.24 Предполетный регламент Як-38 в ангаре

 

 

 

 

2.25 Штурмовик сдал!  Штурмовик принял!

 

 

 

 

 

2.26 Внезапная тревога. Тяжело в учении – легко в бою!

 

 

 

 

2.27 Зимний Босфор – все равно Босфор

 

 

 

 

2.28 И зимний Севастополь – тоже Севастополь. Особенно в Северном доке. Это заметно по лицам помощника командира капитан-лейтенанта Степахина и начальника химслужбы крейсера капитана 3 ранга Захарова

 

 

 

 

2.29 Увы, любимец команды пес Боцман не дождался выхода из дока. Ранняя крымская весна властно позвала его к новым собачьим радостям!

 

 

 

 

2.30 Севастополь, Угольная. Докование позади. Акт дефектации и ремонта надстройки подписаны. Через несколько дней «Киев» вернется на боевую службу. В гостевой каюте крейсера слева направо: заместитель командира корабля по политчсасти капитан 2 ранга Д.В. Бородавкин, командир ТАКР «Киев» капитан 1 ранга Ю.Г. Соколов, главный конструктор проекта 1143 Герой Социалистического Труда А.В. Маринич и его первый заместитель С.Ф. Петухов

 

 

 

 

2.31 По возвращении в Североморск крылья обходного мостика крейсера украшали 3 призовые звезды – знаки отличия по высоким показателям в решении задач ПВО, штурмовой авиации и противолодочному поиску. Лето и осень 1978 г. станут для корабля временем больших перемен

 

 

 

 

2.32 В июле Д.В. Бородавкина сменит новый «большой зам» - капитан 3 ранга Пенкин. В сентябре следом за Ю.Г. Соколовым крейсер покинет большая группа офицеров и мичманов. В корабельном штате появится группа офицеров управления полетами авиации, подчиненная штатному заместителю командира корабля по авиации. На фото – в последние дни командования ТАКР «Киев» его первым командиром. Погрузкой ракетного боезапаса руководит командир БЧ-2 капитан 3 ранга Дядченко (слева)

 

 

 

 

2.33 Так завершилась корабельная молодость «Киева». Ее финальный взлет на второй боевой службе зафиксировал сверхпопулярный и массовый в те времена журнал «Огонек»

 

 

 

 

2.34 От простого к сложному, от дисциплины и порядка на корабле к безупречному выполнению поставленных задач. Примерно так в нескольких словах выражалась философия нового командира корабля капитана 2 ранга Пыкова. На фото – проверка укомплектованности подразделений и осмотр внешнего вида экипажа

 

 

 

 

 

2.35 ЧП отнюдь не районного масштаба: срыв крейсера с мертвого якоря швартовной бочки. Около 20-ти минут ТАКР «Киев» находился на гибельном краю. В родной базе. На глазах у притихшего Североморска…

 

 

 

 

 

2.36 Главный боцман «Киева» мичман Тихий, еще новичок, приведенный на корабль лично Пыковым. Экзамен со срывом с бочки выдержал на «отлично», подтвердив репутацию моряка самой высокой пробы. Он успевал везде. Он был ко всему готов. Он был – само спокойствие, сама уверенность в том, что все будет в порядке

 

 

 

 

2.37 Начавшаяся третья БС сместила осенние акценты в сторону интенсивной боевой подготовки. Уже в Средиземном море на «Киеве» стало известно о скорой встрече с первым из своих собратьев – ТАКР «Минск». Будни дальнего плавания наполняли полеты авиации, противолодочные действия, отработка задач противовоздушной и других видов обороны. На фото командир и инженер группы ВЗОИ с ЛА капитан-лейтенант Мишаков и старший лейтенант Чернопятов готовятся к регламенту матчасти

 

 

 

 

2.38 С прибытием на 5 эскадру ККС «Березина» началась отработка с ней задач передачи грузов и боезапаса. На фото: в центре  «Березина», слева от нее «Киев», справа – БПК «Адмирал Юмашев», по корме БПК «Смышленый»

 

 

 

 

 

2.39 Британский фрегат «Сириус» (тип «Клеопатра») «знакомится» с «Киевом» на якорной стоянке. Слежение вплотную – так можно назвать тот провокационный манёвр, который на крейсере, впрочем, спокойно игнорируют

 

 

 

 

2.40 Утренняя физзарядка под мартовским средиземноморским солнышком – в охотку и почти с удовольствием

 

 

 

 

2.41 На переходе морем

 

 

 

 

2.42 Март 1979 года, Средиземное море. Командующий КЧФ адмирал Ховрин с рабочим визитом  на  ТАКР  «Киев».  Сопровождают  его  командир  корабля  капитан  1  ранга Пыков (слева) и командир 5-й эскадры контр-адмирал Рябинский (справа)

 

 

 

 

2.43 Закончено совместное плавание. Прощание. ТАКР «Киев» с борта ТАКР «Минск»

 

 

 

 

2.44  Прощание. ТАКР «Минск» с борта ТАКР «Киев»

 

 

 

 

2.45  Трогательные мгновения. До свидания, «Минск», свидимся ли когда-нибудь…

 

 

 

 

2.46  Их было много у командира, заправок на ходу. И в полярных, и в южных широтах. Но та, коварная, запомнится Владимиру Николаевичу особо. На всю оставшуюся…

 

 

 

 

2.47 Инспекция Северного флота в мае-июне 1979 года комиссией министерства обороны, возглавляемой Маршалом СССР Москаленко, стала серьезным экзаменом и для ТАКР «Киев». Корабль успешно решил все поставленные задачи с общей оценкой «хорошо».  На фото слева направо: маршал Москаленко, адмиралы Зуб и Чернавин

 

 

 

 

2.48 Ходовая рубка ТАКР «Киев». На входе в полигон полетов авиации

 

 

 

 

2.49 Командир метеогруппы БЧ-1 крейсера капитан-лейтенант Пасечник докладывает маршалу Москаленко прогноз погоды на маршруте перехода в район выполнения ракетно-артиллерийских стрельб

 

 

 

 

2.50 Стреляет БПК «Маршал Тимошенко»

 

 

 

 

2.51 Стреляет ТАКР «Киев»

 

 

 

 

2.52 На североморском рейде в дни инспекции. Командир дивизиона БЧ-7 капитан-лейтенант Козырев сдал дежурство по кораблю командиру БЧ-1 капитан-лейтенанту Кононенко. Последнему предоставлено «удовольствие» встречать Главного инспектора Министерства обороны

 

 

 

 

2.53 После инспекции потекла обычная, в общем,  флотская жизнь. Выходы в море, стрельбы, отпуска, смена личного состава…

 

 

 

 

 

ДАЛЕЕ

 

НАЗАД

 

ПУТЕВОДИТЕЛЬ

 

 

 










Рейтинг@Mail.ru