фл.семафором протокол
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • мороружие
  • словарик
  • моравиация
  • кают-компания

  •  

     

    Кодекс
    торгового мореплавания
    Российской Федерации


    (продолжение)

     

    РАЗДЕЛ X

    Договор морской перевозки пассажира

     

     

          Статья 186. Определение договора перевозки

          1. По договору морской перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа - также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа - и за провоз багажа.
          2. Перевозчик означает лицо, которым или от имени которого заключен договор перевозки, независимо от того, осуществляется перевозка им самим или фактическим перевозчиком.
          Фактический перевозчик означает лицо, иное, чем перевозчик, которое, являясь собственником судна или лицом, использующим судно на ином законном основании, фактически осуществляет всю перевозку или ее часть.
          3. Пассажир означает любое лицо, которое перевозится н а судне по договору перевозки пассажира или с согласия перевозчика для сопровождения автомашины или животных, являющихся предметом договора перевозки груза.

          Статья 187. Перевозочные документы

          Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией.

          Статья 188. Багаж и каютный багаж

          Для целей настоящего раздела:
          а) багаж означает любой предмет или автомашину, перевозимые перевозчиком по договору перевозки пассажира, за исключением предмета или автомашины, перевозимых по договору перевозки груза;
          б) каютный багаж означает багаж, который находится в каюте пассажира или иным образом находится в его владении, под его охраной или контролем. За исключением случаев применения статьи 190 и пунктом 2-5 статьи 198 настоящего Кодекса, каютный багаж включает багаж, который пассажир имеет в своей автомашине или на ней.

          Статья 189. Провозная плата

          Плата за перевозку пассажиров и багажа определяется соглашением сторон.
          Плата за перевозку пассажиров и багажа транспортными организациями общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

          Статья 190. Период перевозки

          Перевозка охватывает следующие периоды:
          а) в отношении пассажира и его каютного багажа - период, в течение которого пассажир и(или) его каютный багаж находятся на борту судна, период посадки и высадки и период, в течение которого пассажир и его каютный багаж доставляются водным путем с берега на судно либо наоборот, если стоимость такой перевозки включена в стоимость билета или если судно, используемое для этой вспомогательной перевозки, было предоставлено в распоряжение пассажира перевозчиком. Однако в отношении пассажира перевозка не охватывает период, в течение которого он находится на морском вокзале, на причале или в любом ином портовом сооружении либо на нем;
          б) в отношении каютного багажа - также период, в течение которого пассажир находится на морском вокзале, на причале или в любом другом портовом сооружении либо на нем, если этот багаж принят перевозчиком, его служащим или агентом и еще не выдан пассажиру;
          в) в отношении иного багажа, который не является каютным багажом, - период с момента принятия перевозчиком, его служащим или агентом на берегу или на борту судна до момента его выдачи перевозчиком, его служащим или агентом.

          Статья 191. Отказ пассажира от договора перевозки

          Пассажир вправе в любое время до отхода судна, а после начала рейса - в любом порту, в который судно зайдет для посадки или высадки пассажиров, отказаться от договора перевозки.
          Если пассажир отказался от договора не позднее срока, установленного правилами перевозок, либо не явился к отходу судна из-за болезни, либо отказался от договора до отхода судна от перевозки по этой же причине или по причинам, зависящим от перевозчика, пассажиру возвращается вся уплаченная им плата за проезд и провоз багажа.

          Статья 192. Отказ перевозчика от договора перевозки

          1. Перевозчик вправе отказаться от договора перевозки при наступлении следующих обстоятельств:
          а) военных или иных действий, создающих угрозу захвата судна;
          б) блокады места отправления или места назначения;
          в) задержания судна по распоряжению властей по причинам, не зависящим от сторон договора;
          г) привлечения судна для специальных надобностей государства;
          д) гибели судна или его насильственного захвата;
          е) признания судна непригодным к плаванию.
          При отказе перевозчика от договора перевозки до отхода судна пассажиру возвращается вся плата за проезд и провоз багажа, а после начала рейса - ее часть пропорционально расстоянию, на которое перевозка не состоялась.
          2. Перевозчик, отказавшийся от продолжения перевозки при наступлении обстоятельств, предусмотренных настоящей статьей, обязан за свой счет доставить пассажира по его требованию в порт отправления или возместить пассажиру реально понесенные им расходы.

          Статья 193. Изменение договора перевозки

          1. Перевозчик вправе задержать отход судна, изменить маршрут перевозки, место посадки и(или) высадки пассажира, если такие действия будут необходимы вследствие стихийных явлений, неблагоприятных санитарно-эпидемиологических условий в месте отправления, месте назначения или по маршруту перевозки, а также других обстоятельств, не зависящих от перевозчика.
          В этих случаях перевозчик обязан за свой счет доставить пассажира по его требованию в порт отправления или возместить пассажиру реально понесенные им расходы.
          2. Правила, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, не затрагивают права пассажира отказаться от договора перевозки.

          Статья 194. Ответственность перевозчика

          1. Перевозчик отвечает за смерть или повреждение здоровья пассажира, а также за утрату или повреждение его багажа, если происшествие, вследствие которого был причинен ущерб, произошло во время перевозки и по вине перевозчика, его служащих или агентов, действовавших в пределах своих служебных обязанностей.
          Утрата или повреждение багажа пассажира, включает ущерб, причиненный тем, что багаж не был выдан пассажиру в разумный срок после прибытия судна, на котором багаж перевозился или должен был перевозиться.
          2. Обязанность доказывания того, что происшествие, в результате которого был причинен ущерб, произошло во время перевозки, а также размера причиненного ущерба возлагается на истца.
          3. Вина перевозчика, его служащих или агентов, действовавших в пределах своих служебных обязанностей, предполагается, если не доказано иное, если смерть или повреждение здоровья пассажира либо утрата или повреждение каютного багажа произошли в результате или в связи с кораблекрушением, столкновением, посадкой на мель, взрывом или пожаром либо недостатками судна. В отношении утраты или повреждения иного багажа такая вина предполагается, если не доказано иное, независимо от характера происшествия, вызвавшего утрату или повреждение багажа. во всех других случаях обязанность доказывания вины перевозчика лежит на истце.

          Статья 195. Фактический перевозчик

          1. Если осуществление перевозки или ее части поручено фактическому перевозчику, перевозчик тем не менее остается ответственным в соответствии с правилами настоящего раздела за всю перевозку. Вместе с тем фактический перевозчик несет обязанности и имеет права, предусмотренные правилами настоящего раздела, в отношении части перевозки, осуществляемой им самим.
          2. В отношении перевозки, осуществляемой фактическим перевозчиком, перевозчик несет ответственность за действие или бездействие фактического перевозчика, а также его служащих и агентов, действовавших в пределах своих служебных обязанностей.
          3. Любое соглашение о том, что фактический перевозчик принимает на себя обязанности, не возлагаемые на него правилами настоящего раздела, или отказывается от прав, предоставляемых этими правилами, имеет силу для фактического перевозчика только при его согласии на это в письменной форме.
          4. В случае, когда перевозчик и фактический перевозчик несут ответственность, и в той мере, в какой они несут ответственность, они отвечают солидарно.
          5. Правила настоящего раздела не затрагивают права регресса перевозчика и фактического перевозчика друг к другу.

          Статья 196. Утрата и повреждение ценностей

          Перевозчик не отвечает за утрату и повреждение денег, ценных бумаг, золота, изделий из серебра, драгоценностей, украшений, произведений искусства или других ценностей, за исключением случая, когда такие ценности были сданы на хранение перевозчику, который согласился сохранять их в целости. В последнем случае перевозчик отвечает не свыше предела, предусмотренного пунктом 4 статьи 198 настоящего Кодекса, если не был согласован более высокий предел ответственности в соответствии со статьей 199 настоящего Кодекса.

          Статья 197. Умысел или грубая неосторожность пассажира

          Если перевозчик докажет, что умысел или грубая неосторожность пассажира явились причиной или способствовали его смерти или повреждению здоровья либо утрате или повреждению его багажа, он может быть освобожден от ответственности полностью или частично.

          Статья 198. Пределы ответственности перевозчика

          1. Ответственность перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, не должна превышать 175000 расчетных единиц в отношении перевозки в целом. Если вред возмещается в форме периодических платежей, соответствующая общая сумма этих платежей не должна превышать указанного предела.
          2. Ответственность перевозчика за утрату или повреждение каютного багажа не должна превышать 1800 расчетных единиц на пассажира в отношении перевозки в целом.
          3. Ответственность перевозчика за утрату или повреждение автомашины, включая багаж, перевозимый в ней или на ней, не должна превышать 10000 расчетных единиц за автомашину в отношении перевозки в целом.
          4. Ответственность перевозчика за утрату или повреждение багажа иного, чем тот, который указан в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, не должна превышать 2700 расчетных единиц на пассажира в отношении перевозки в целом.
          5. Перевозчик и пассажир могут заключить соглашение о возложении ответственности на перевозчика только за вычетом франшизы, не превышающей 300 расчетных единиц, - в случае повреждения автомашины, и не превышающей 135 расчетных единиц на пассажира - в случае утраты и повреждения иного багажа, причем эта сумма должна вычитаться из суммы понесенной утраты или повреждения.
          6. Проценты на сумму возмещения ущерба и судебные издержки не включаются в пределы ответственности, предусмотренные пунктами 1-5 настоящей статьи.

          Статья 199. Повышение пределов ответственности

          Перевозчик и пассажир могут письменным соглашением установить более высокие пределы ответственности, чем те, которые предусмотрены пунктами 1-5 статьи 198 настоящего Кодекса.

          Статья 200. Применение пределов ответственности

          1. Если к служащему или агенту перевозчика или фактического перевозчика предъявлено требование о возмещении ущерба в соответствии с правилами настоящего раздела, этот служащий или агент, если он докажет, что действовал в пределах своих служебных обязанностей, имеет право воспользоваться пределами ответственности, на которые перевозчик и фактический перевозчик вправе ссылаться в соответствии с правилами настоящего раздела.
          2. Пределы ответственности, предусмотренные пунктами 1-5 статьи 198 настоящего Кодекса, применяются к совокупности сумм, подлежащих возмещению по всем требованиям, возникшим в связи со смертью или повреждением здоровья одного пассажира либо утратой или повреждением его багажа.
          3. В отношении перевозки, осуществленной фактическим перевозчиком, совокупность сумм, подлежащих возмещению перевозчиком, фактическим перевозчиком и их служащими и агентами, действовавшими в пределах своих служебных обязанностей, не может превышать наибольшей суммы возмещения, которая согласно правилам настоящего раздела могла бы быть взыскана с перевозчика либо с фактического перевозчика.
          При этом ни одно из указанных лиц не должно отвечать выше предела ответственности, подлежащего применению к нему.
          4. В любом случае, когда служащий или агент перевозчика либо фактического перевозчика вправе в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи воспользоваться пределами ответственности, предусмотренными пунктами 1-5 статьи 198 настоящего Кодекса, совокупность сумм, подлежащих возмещению перевозчиком либо, в соответствующем случае, фактическим перевозчиком и таким служащим или агентом, не должна превышать этих пределов.

          Статья 201. Утрата права на ограничение ответственности

          1. Перевозчик не вправе воспользоваться пределами ответственности, предусмотренными пунктами 1-5 статьи 198 и статьей 199 настоящего Кодекса, если доказано, что ущерб явился результатом действия или бездействия самого перевозчика, совершенного умышленно или по грубой неосторожности.
          2. Служащий и агент перевозчика или фактического перевозчика не вправе воспользоваться пределами ответственности перевозчика, предусмотренными пунктами 1-5 статьи 198 и статьей 199 настоящего Кодекса, если доказано, что вред явился результатом их действия или бездействия, совершенного умышленно или по грубой неосторожности.

          Статья 202. Заявление об утрате или повреждении багажа

          1. Пассажир должен направить письменное заявление перевозчику или его агенту в случаях:
          а) явного повреждения багажа;
          в отношении каютного багажа - до или в момент высадки пассажира;
          в отношении другого багажа - до или в момент его выдачи;
          б) утраты или повреждения багажа, которое не является явным, - в течение пятнадцати дней со дня высадки пассажира или выдачи багажа или с того момента, когда он должен был быть выдан.
          2. Если пассажир не выполнил требований настоящей статьи, предполагается, если не доказано иное, что пассажир получил свой багаж неповрежденным.
          3. Письменного заявления пассажира не требуется, если состояние багажа было установлено или проверено перевозчиком совместно с пассажиром в момент его получения.

          Статья 203. Соглашения об устранении или уменьшении ответственности

          Любое условие договора, заключенное до возникновения происшествия, явившегося причиной смерти или повреждения здоровья пассажира либо утраты или повреждения его багажа, об устранении ответственности перевозчика или установлении меньшего предела ответственности, чем тот, который предусмотрен настоящим разделом, за исключением, установленным пунктом 5 статьи 198 настоящего Кодекса, а также о перенесении бремени доказывания, лежащем на перевозчике, является ничтожным.

          Статья 204. Ответственность перевозчика за задержку отправления или опоздание прибытия судна

          За задержку отправления судна, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого судна в пункт назначения перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере до половины провозной платы, если не докажет, что задержка отправления или опоздание прибытия судна произошли вследствие обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

          Статья 205. Сфера применения

          1. Правила настоящего раздела об ответственности перевозчика за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира, и ограничении такой ответственности применяются при перевозке пассажира в заграничном сообщении, за исключением, когда перевозчик и пассажир являются организациями или гражданами Российской Федерации.
          В случае, когда перевозчик и пассажир являются организациями или гражданами Российской Федерации, ответственность перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, определяется в соответствии с правилами гражданского законодательства Российской Федерации об ответственности за вред, причиненный жизни или здоровью гражданина.
          2. Правила настоящего раздела об ответственности перевозчика за утрату и повреждение багажа и ограничении ее не применяются при перевозке в каботаже.
          При перевозке в каботаже ответственность перевозчика за утрату и повреждение багажа, а также просрочку в его выдаче определяется в соответствии с правилами гражданского законодательства Российской Федерации.

     

     

    РАЗДЕЛ XI

    Договор фрахтования судна на время (тайм-чартер)

     

     

          Статья 206. Определение договора

          1. По договору фрахтования судна на время (тайм-чартер) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги экипажа в пользование на определенный срок для перевозки грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.
          2. Доходы, полученные в результате пользования зафрахтованным судном и услугами его экипажа, являются собственностью фрахтователя, за исключением доходов от осуществления спасательной операции, распределяемых между судовладельцем и фрахтователем в соответствии со статьей 217 настоящего Кодекса.

          Статья 207. Содержание договора

          В тайм-чартере должны быть указаны наименование сторон, название судна, его технические и эксплуатационные данные (грузоподъемность, грузовместимость, скорость и др.), район плавания, цель фрахтования, размер фрахтовой ставки, срок действия договора, место приема и сдачи судна.

          Статья 208. Форма договора

          Тайм-чартер должен быть заключен в письменной форме.

          Статья 209. Договор субфрахтования судна на время

          1. Если договором не предусмотрено иное, фрахтователь может в пределах прав, предоставленных ему по тайм-чартеру, заключить самостоятельный договор фрахтования судна на время с третьим лицом на весь срок действия тайм-чартера или на часть этого срока (субтайм-чартер). Заключение субтайм-чартера не освобождает фрахтователя от выполнения договора, заключенного им с судовладельцем.
          2. К субтайм-чартеру соответственно применяются правила настоящего раздела.

          Статья 210. Мореходность судна

          1. Судовладелец обязан привести судно в мореходное состояние к моменту его передачи фрахтователю - принять меры к обеспечению годности судна (его корпуса, двигателя и оборудования) для целей, предусмотренных договором, его надлежащему снаряжению и укомплектованию экипажем.
          2. Судовладелец не несет ответственности, если докажет, что немореходное состояние судна было вызвано недостатками, которые не могли быть обнаружены при проявлении им должной заботливости (скрытые недостатки).
          3. Судовладелец обязан также в течение срока договора поддерживать судно в мореходном состоянии, оплачивать его страхование и содержание экипажа.

          Статья 211. Обязанности фрахтователя по коммерческой эксплуатации судна и возврату его

          1. Фрахтователь обязан пользоваться судном и услугами экипажа в соответствии с целями и условиями их предоставления, определенными договором. Фрахтователь оплачивает стоимость бункера и другие расходы и сборы, связанные с коммерческой эксплуатацией судна.
          2. По окончании срока тайм-чартера фрахтователь обязан возвратить судно в том состоянии, в каком оно было получено им, исключая нормальный износ.
          3. При несвоевременном возврате судна фрахтователь оплачивает время задержки судна по ставке фрахта, предусмотренной в тайм-чартере или по рыночной ставке фрахта, если она превышает ставку, предусмотренную в тайм-чартере.

          Статья 212. Ответственность фрахтователя перед грузовладельцем

          Если судно предоставлено фрахтователю для перевозки грузов, он вправе от своего имени заключать договоры перевозки грузов, подписывать чартеры, выдавать коносаменты, морские накладные и иные перевозочные документы. В этих случаях фрахтователь несет ответственность перед грузовладельцем в соответствии с правилами об ответственности перевозчика (глава 17).

          Статья 213. Подчиненность экипажа судна

          Капитан и другие члены экипажа являются служащими судовладельца и подчиняются его распоряжениям, относящимся к управлению, в том числе судовождению, внутреннему распорядку на судне и составу экипажа.
          Для капитана и других членов экипажа обязательны распоряжения фрахтователя, касающиеся коммерческой эксплуатации судна.

          Статья 214. Освобождение фрахтователя от ответственности за убытки, вызванные спасанием, повреждением или гибелью судна

          Фрахтователь не отвечает за убытки, вызванные спасанием, повреждением или гибелью зафрахтованного судна, если не доказано, что убытки причинены по его вине.

          Статья 215. Уплата фрахта

          1. Фрахтователь уплачивает судовладельцу фрахт в порядке и в сроки, предусмотренные договором. Фрахтователь освобождается от уплаты фрахта и расходов по судну за время, в течение которого оно было непригодно к эксплуатации вследствие немореходного состояния.
          Если судно становится непригодным к эксплуатации по вине фрахтователя, судовладелец имеет право на фрахт, обусловленный в договоре, независимо от возмещения фрахтователем причиненных ему убытков.
          2. В случае просрочки в уплате фрахта свыше 14 календарных дней, судовладелец имеет право без предупреждения изъять судно у фрахтователя и взыскать с него вызванные просрочкой убытки.

          Статья 216. Гибель судна и уплата фрахта

          В случае гибели судна фрахт подлежит уплате по день гибели судна, а если этот день установить невозможно, - по день получения последнего известия о судне.

          Статья 217. Вознаграждение за осуществление спасательной операции

          Вознаграждение за осуществление спасательной операции до окончания действия тайм-чартера распределяется в равных долях между судовладельцем и фрахтователем, за вычетом сумм на возмещение понесенных судном расходов и доли, причитающейся экипажу судна.

     

    РАЗДЕЛ XII

    Договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер)

     

          Статья 218. Определение договора

          По бербоут-чартеру судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и не снаряженное судно для перевозки грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.

          Статья 219. Содержание договора

          В бербоут-чартере должны быть указаны наименование сторон, название судна, его класс, флаг, грузоподъемность и грузовместимость, скорость, количество потребляемого им топлива, район плавания, цель фрахтования, время и место приема и сдачи судна, размер фрахтовой ставки, срок фрахтования.

          Статья 220. Форма договора

          Бербоут-чартер должен быть заключен в письменной форме.

          Статья 221. Договор субфрахтования судна без экипажа

          1. Если иное не предусмотрено договором, фрахтователь в пределах предоставленных ему по бербоут-чартеру прав, может заключить с третьим лицом от своего имени самостоятельный договор фрахтования судна без экипажа на весь срок действия договора или на часть этого срока (суббербоут-чартер). Заключение суббербоут-чартера не освобождает фрахтователя от выполнения договора, заключенного им с судовладельцем.
          2. К суббербоут-чартеру соответственно применяются правила настоящего раздела.

          Статья 222. Мореходность судна

          1. Судовладелец обязан привести судно в мореходное состояние к моменту его передачи фрахтователю - принять меры к обеспечению годности судна (его корпуса, двигателя и оборудования) для целей, предусмотренных договором.
          2. В течение срока договора фрахтователь обязан поддерживать судно в мореходном состоянии, однако устранение скрытых недостатков судна является обязанностью судовладельца.

          Статья 223. Экипаж судна

          Фрахтователь осуществляет комплектование экипажа судна. Фрахтователь вправе укомплектовать его лицами, ранее не состоявшими на службе на этом судне, или в соответствии с условиями договора принять на службу прежний экипаж или его часть за исключением, установленным статьей 56 настоящего Кодекса. Независимо от способа комплектования экипажа капитан и другие члены экипажа становятся служащими фрахтователя и подчиняются ему во всех отношениях.

          Статья 224. Обязанности фрахтователя по эксплуатации судна и возврату его

          1. Фрахтователь осуществляет эксплуатацию судна в соответствии с условиями бербоут-чартера и несет все связанные с этим расходы. фрахтователь обеспечивает содержание экипажа, оплачивает расходы по судну, в том числе по его страхованию, и взимаемые с судна сборы.
          2. По окончании срока договора фрахтователь обязан возвратить судно судовладельцу в том состоянии, в каком оно было получено им, исключая нормальный износ.

          Статья 225. Ответственность фрахтователя перед третьими лицами

          Фрахтователь несет ответственность по любым требованиям третьих лиц, возникающим из эксплуатации судна, исключая требования о возмещении ущерба от загрязнения.

          Статья 226. Убытки, вызванные спасанием, повреждением или гибелью судна

          Убытки, вызванные спасанием, повреждением или гибелью судна, несет фрахтователь, если они были причинены по вине самого фрахтователя или членов экипажа судна.

          Статья 227 Уплата фрахта

          1. Фрахтователь уплачивает судовладельцу фрахт вперед по месячной ставке, согласованной сторонами. Фрахтователь освобождается от уплаты фрахта и расходов по судну за время, в течение которого оно было непригодно к эксплуатации вследствие немореходного состояния, за исключением случаев, когда непригодность наступила по вине самого фрахтователя или членов экипажа судна.
          2. В случае просрочки в уплате фрахта свыше 14 календарных дней судовладелец имеет право без предупреждения изъять судно у фрахтователя, за исключением, предусмотренным статьей 228 настоящего Кодекса, и взыскать с него вызванные просрочкой убытки.
          3. В случае гибели судна фрахт подлежит уплате по день гибели судна, а если этот день установить невозможно - по день получения последнего известия о судне.

          Статья 228. Недопустимость изъятия судна

          По бербоут-чартеру с условием выкупа судна (статья 229) судовладелец не вправе изъять судно у фрахтователя в случае просрочки в уплате фрахта свыше 14 календарных дней, если просрочка вызвана обстоятельствами, не зависящими от фрахтователя, но вправе взыскать с фрахтователя вызванные просрочкой убытки.

          Статья 229. Выкуп судна

          По бербоут-чартеру с условием выкупа судна фрахтователем по истечении срока договора судно переходит в собственность фрахтователя, если фрахтователь исполнил свои обязательства по бербоут-чартеру и произвел последний платеж фрахта в соответствии с пунктом 1 статьи 227 настоящего Кодекса.

          Статья 230. Ответственность за недостатки выкупленного судна

          Судовладелец несет ответственность за любые недостатки выкупленного фрахтователем судна, в том числе скрытые, если фрахтователь докажет, что недостатки возникли до передачи судна фрахтователю или по причинам, возникшим до этого момента.

     

    РАЗДЕЛ XIII

    Договор буксировки

     

          Статья 231. Определение договора

          По договору буксировки владелец одного судна обязуется за вознаграждение буксировать другое судно или иной плавучий объект на определенное расстояние (морская буксировка) или для выполнения маневров на акватории порта, включая ввод судна или иного плавучего объекта в порт или вывод их из порта (портовая буксировка).

          Статья 232. Форма договора

          1. Договор морской буксировки заключается в письменной форме.
          2. Договор портовой буксировки может заключаться в устной форме. Однако соглашение о возложении обязанностей по навигационному управлению буксировкой на капитана буксирующего судна должно заключаться в письменной форме.

          Статья 233. Обязанности сторон

          1. Каждая из сторон в договоре буксировки обязана заблаговременно привести свое судно или иной плавучий объект в состояние, годное для буксировки.
          2. Буксировка должна осуществляться с проявлением мастерства как того требуют обстоятельства, без перерыва и задержек, не вызываемых необходимостью, и в соответствии с принципами хорошей морской практики.
          3. Судно или иной плавучий объект, который находится под навигационным управлением капитана другого судна или иного плавучего объекта, должен также проявлять заботу о безопасном плавании буксирного каравана.

          Статья 234. Ответственность при морской буксировке

          1. Морская буксировка осуществляется под навигационным управлением капитана буксирующего судна.
          Ответственность за ущерб, причиненный при буксировке буксируемому судну или иному плавучему объекту или находящимся на нем людям и имуществу, несет владелец буксирующего судна, если не докажет, что ущерб причинен не по его вине.
          2. Стороны могут прямо выраженным соглашением возложить обязанность по навигационному управлению морской буксировкой на капитана буксируемого судна или иного плавучего объекта. В этом случае ответственность за ущерб, причиненный при буксировке буксирующему судну или находящимся на нем людям и имуществу, несет владелец буксируемого судна или иного плавучего объекта, если не докажет, что ущерб причинен не по его вине.

          Статья 235. Ответственность при портовой буксировке

          1. Портовая буксировка осуществляется под навигационным управлением капитана буксируемого судна или иного плавучего объекта.
          Ответственность за ущерб, причиненный при буксировке буксирующему судну или находящимся на нем людям и имуществу, несет владелец буксируемого судна или иного плавучего объекта, если не докажет, что ущерб причинен не по его вине.
          2. Стороны могут соглашением в письменной форме возложить навигационное управление портовой буксировкой на капитана буксирующего судна. В этом случае ответственность за ущерб, причиненный при буксировке буксируемому судну или иному плавучему объекту или находящимся на нем людям и имуществу, несет владелец буксирующего судна, если не докажет, что ущерб причинен не по его вине.

          Статья 236. Ответственность при буксировке в ледовых условиях

          Владелец буксирующего судна не отвечает за ущерб, причиненный буксируемому судну или иному плавучему объекту или находящимся на нем людям и имуществу, при буксировке в ледовых условиях, если не доказано, что ущерб причинен по его вине.

     

    РАЗДЕЛ XIV

    Договор морского агентирования

     

     

          Статья 237. Основные положения

          По договору морского агентирования морской агент обязуется за вознаграждение оказывать услуги в области морского агентирования в качестве постоянного представителя судовладельца в определенном порту или на определенной территории.

          Статья 238. Действия от имени обеих сторон

          При заключении договора от имени судовладельца морской агент может действовать с согласия судовладельца также в пользу другой договаривающейся стороны, уполномочившей его.

          Статья 239. Права и обязанности морского агента

          1. Морской агент выполняет формальности и действия, связанные с прибытием, пребыванием и отходом судна, помогает капитану судна в установлении контактов с портовыми и местными властями, в организации снабжения судна и его обслуживании в порту, оформляет документы по грузу, инкассирует суммы фрахта и иные суммы в оплату требований судовладельца, возникающих из договора перевозки, оплачивает по распоряжению судовладельца и капитана судна суммы, связанные с пребыванием в порту, привлекает грузы для морских линий, осуществляет сбор фрахта, экспедирование груза и оказывает иные услуги в области морского агентирования.
          2. Морской агент обязан:      

          а) осуществлять свою деятельность добросовестно в соответствии с интересами судовладельца или иного доверителя и практикой морского агентирования;
          б) действовать в пределах своих полномочий;       в) не передавать осуществление своих функций другому лицу (субагенту), если только он не был уполномочен на это своим доверителем;
          г) вести правильный учет расходования средств и предоставлять судовладельцу или иному доверителю отчеты в порядке и сроки, предусмотренные договором.

          Статья 240. Обязанности судовладельца или иного доверителя

          Судовладелец или иной доверитель обязаны:       а) предоставлять морскому агенту средства, достаточные для осуществления его функций;
          б) возмещать морскому агенту расходы, произведенные им от их имени;       в) нести ответственность за последствия любых действий морского агента в пределах его полномочий.
          В случае ограничения доверителем общих полномочий морского агента любая сделка, совершенная им с третьим лицом, действовавшим добросовестно, является действительной и связывает доверителя, если только третьему лицу не было известно о таком ограничении.

          Статья 241. Прекращение договора

          1. Если договор морского агентирования заключен на определенный срок, окончание срока действия договора влечет прекращение договора.
          2. Если договор морского агентирования заключен на неопределенный срок, то каждая из сторон вправе расторгнуть договор при наличии серьезных причин, известив другую сторону об этом не менее, чем за 3 месяца с момента, когда ей стало известно о таких причинах.

     

    РАЗДЕЛ XV

    Договор морского посредничества

     

          Статья 242. Основные положения

          1. По договору морского посредничества посредник (морской брокер) обязуется по указанию доверителя оказать за вознаграждение посреднические услуги при заключении договоров купли-продажи судов, лоцманской проводки, фрахтования, буксировки и морского страхования.
          2. Морской брокер может по указанию доверителя выполнять формальности, связанные с прибытием, пребыванием и отходом судна, и другие операции, которые обычно выполняет морской агент.
          В этом случае соответственно применяются правила о договоре морского агентирования.

          Статья 243. Действия от имени обеих сторон

          Морской брокер может представлять обе договаривающиеся стороны, если они уполномочили его. В этом случае морской брокер обязан сообщить каждой из сторон, что он предоставляет также другую договаривающуюся сторону и при оказании посреднических услуг обязан учитывать интересы обеих сторон.

          Статья 244. Комиссионное вознаграждение

          Морской брокер имеет право на комиссионное вознаграждение за посреднические услуги при заключении договора, если договор был заключен в результате его усилий.

          Статья 245. Обязанность отчета

          После выполнения указания доверителя морской брокер обязан отчитаться за полученные от доверителя суммы.

     

     

    РАЗДЕЛ XVI

    Договор морского страхования

     

     

          Статья 246. Определение договора

          По договору морского страхования страховщик обязуется за обусловленную плату (страховую премию) при наступлении предусмотренных в договоре опасностей или случайностей, которым подвергается объект страхования (страхового случая), возместить страхователю или иному лицу, в пользу которого заключен договор, понесенные убытки.

          Статья 247. Форма договора

          Договор морского страхования должен быть заключен в письменной форме.

          Статья 248. Объект морского страхования

          Объектом морского страхования может быть всякий имущественный интерес, связанный с торговым мореплаванием, как то: судно, в том числе находящееся в постройке, груз, фрахт, плата за проезд, прибыль, ожидаемая от груза, и другие требования, обеспечиваемые судном, грузом и фрахтом, заработная плата и иные суммы, причитающиеся капитану и другим членам экипажа, ответственность судовладельца, а также риск, принятый на себя страховщиком (перестрахование).
          Объект страхования должен быть указан в договоре морского страхования.

          Статья 249. Информация о риске

          1. При заключении договора страхователь обязан сообщить страховщику об имеющих существенное значение для определения степени риска обстоятельствах, которые известны или должны быть известны страхователю, а также сведения, запрошенные страховщиком.
          2. Страхователь освобождается от этой обязанности в отношении общеизвестных сведений, а также сведений, которые известны или должны быть известны страховщику.
          3. При несообщении страхователем соответствующих сведений или при сообщении им неверных сведений страховщик вправе отказаться от договора. при этом страховая премия причитается страховщику, если страхователь не докажет, что несообщение сведений или сообщение неверных сведений произошли не по его вине.

          Статья 250. Страховой полис

          Страховщик обязан по требованию страхователя выдать ему за своей подписью документ, содержащий условия договора морского страхования (полис, страховой сертификат и т.п.).

          Статья 251. Страховая премия

          Страхователь обязан уплатить страховщику страховую премию в обусловленный срок. До уплаты премии договор страхования не вступает в силу, если иное не предусмотрено в договоре.

          Статья 252. Лицо, в пользу которого заключается договор

          Договор морского страхования может быть заключен страхователем в свою пользу либо в пользу другого лица независимо от того, указано оно в договоре или нет.

          Статья 253. Обязанности страхователя и другого лица, в пользу которого заключен договор

          В случае заключения договора морского страхования в пользу другого лица страхователь несет все обязанности по договору. Эти же обязанности несет и лицо, в пользу которого заключен договор, если он заключен по его поручению или без поручения, но при условии, что в последующем такое лицо выразило свое согласие на страхование.

          Статья 254. Права страхователя по договору в пользу другого лица

          При страховании в пользу другого лица страхователь пользуется всеми правами по договору морского страхования без доверенности этого лица.

          Статья 255. Представление полиса при выплате страхового возмещения

          При выплате страхового возмещения страховщик имеет право потребовать представления полиса или другого страхового документа, выданного страховщиком.

          Статья 256. Последствия отчуждения застрахованного груза

          1. В случае отчуждения застрахованного груза договор морского страхования сохраняет силу, причем на приобретателя груза переходят все права и обязанности страхователя.
          2. Если до отчуждения груза страховая премия не была уплачена, обязанность ее уплатить несут как страхователь, так и приобретатель груза. Однако требование уплатить премию не относится к держателю полиса или другого страхового документа, в котором отсутствует указание на то, что премия не уплачена.

          Статья 257. Последствия отчуждения застрахованного судна

          1. В случае отчуждения застрахованного судна договор морского страхования прекращается с момента отчуждения. Однако в случае отчуждения судна во время рейса договор остается в силе до окончания рейса и на приобретателя судна переходят права и обязанности страхователя.
          Последствия, предусмотренные абзацем первым настоящего пункта, наступают и в случае передачи застрахованного судна во владение и пользование фрахтователю по бербоут-чартеру.
          2. Правила настоящей статьи применяются также к договору страхования ответственности судовладельца.

          Статья 258. Страховая сумма

          1. При заключении договора морского страхования страхователь обязан объявить сумму, на которую он страхует соответствующий интерес (страховая сумма).
          2. При страховании судна, груза или иного имущества страховая сумма не может превышать его действительной стоимости на момент заключения договора (страховая стоимость). Стороны не могут оспаривать страховую стоимость имущества, определенную в договоре, за исключением случаев, когда страховщик докажет, что он был намеренно введен в заблуждение страхователем.
          3. Если страховая сумма, указанная в договоре морского страхования, превышает страховую стоимость имущества, договор является недействительным в той части страховой суммы, которая превышает страховую стоимость.
          4. Если страховая сумма объявлена ниже страховой стоимости имущества, размер страхового возмещения сокращается пропорционально отношению страховой суммы к страховой стоимости.

          Статья 259. Двойное страхование

          Если объект застрахован у нескольких страховщиков на суммы, которые в итоге превышают его страховую стоимость (двойное страхование), все страховщики отвечают лишь в размере страховой стоимости, причем каждый из них отвечает в пропорции, в каком страховая сумма согласно заключенному им договору относится к общей сумме по всем договорам, заключенным в отношении этого объекта.
          Правило, предусмотренное абзацем первым настоящей статьи, применяется также при страховании ответственности судовладельца.

          Статья 260. Возникновение убытков до заключения договора или их отсутствие

          1. Договор морского страхования сохраняет силу, даже если к моменту его заключения миновала возможность возникновения убытков, подлежащих возмещению, или эти убытки уже возникли. Однако, если страховщик при заключении договора знал или должен был знать, что возможность наступления страхового случая исключена, либо страхователь знал или должен был знать о возникших и подлежащих возмещению страховщиком убытках, исполнение договора не обязательно для стороны, которой не было известно об этих обстоятельствах.
          2. Страховая премия причитается страховщику и в том случае, когда исполнение договора морского страхования для него не является обязательным.

          Статья 261. Генеральный полис

          По особому соглашению (генеральному полису) могут быть застрахованы все или определенного рода грузы, которые страхователь получает или отправляет в течение определенного срока.

          Статья 262. Информация по грузам

          1. Страхователь обязан по каждой отправке груза, подпадающей под действие генерального полиса, сообщить страховщику все необходимые сведения немедленно по их получении, в частности, наименование судна, на котором перевозится груз, путь следования груза и страховую сумму. Страхователь не освобождается от этой обязанности, даже если он получит сведения об отправке после доставки груза в место назначения в неповрежденном состоянии.
          2. При несообщении или несвоевременном сообщении страхователем необходимых сведений страховщик вправе отказать в возмещении убытков по соответствующим грузам. при этом страховщик имеет право на получение всей суммы страховой премии, которую он мог бы получить в случае полного и своевременного сообщения таких сведений.
          3. Страховщик вправе отказаться от страхования по генеральному полису, если страхователь намеренно:
          а) несвоевременно сообщил сведения или не сообщил их вовсе;       б) неправильно обозначил груз или страховую сумму.       В этих случаях страховщик имеет право на получение всей суммы страховой премии, которую он мог бы получить в случае добросовестного исполнения страхователем договора.

          Статья 263. Страховые сертификаты

          1. По требованию страхователя страховщик обязан выдавать полисы или страховые сертификаты по отдельным отправкам грузов, подпадающим под действие генерального полиса.
          2. В случае несоответствия содержания полиса или страхового сертификата генеральному полису предпочтение отдается полису или страховому сертификату.

          Статья 264. Умысел и грубая неосторожность страхователя

          Страховщик не отвечает за убытки, происшедшие вследствие умысла или грубой неосторожности страхователя или его представителя.

          Статья 265. Освобождение страховщика от ответственности при страховании судна

          При страховании судна страховщик, кроме случаев, указанных в статье 264 настоящего Кодекса, не отвечает за убытки, происшедшие вследствие:
          а) отправки судна в немореходном состоянии, если только немореходное состояние судна не было вызвано его скрытыми недостатками;
          б) ветхости судна и его принадлежностей, их изношенности от времени или обычного пользования;
          в) погрузки с ведома страхователя или его представителя, но без ведома страховщика, веществ и предметов, опасных в отношении взрыва и самовозгорания.

          Статья 266. Освобождение страховщика от ответственности при страховании груза

          При страховании груза или ожидаемой прибыли страховщик, кроме случаев, указанных в статье 264 настоящего Кодекса, не отвечает за убытки, если докажет, что они произошли вследствие:
          а) умысла или грубой неосторожности отправителя, получателя или их представителей;
          б) естественных свойств самого груза (внутренней порчи, убыли, ржавчины, плесени, утечки или поломки, самовозгорания и т.п.);
          в) ненадлежащей упаковки.

          Статья 267. Освобождение страховщика от ответственности при страховании фрахта

          При страховании фрахта соответственно применяются правила статей 265 и 266 настоящего Кодекса.

          Статья 268. Убытки вследствие ядерного инцидента

          Страховщик не отвечает за убытки, происшедшие вследствие ядерного инцидента, если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса.

          Статья 269. Убытки вследствие военных действий

          Страховщик не отвечает за убытки, возникшие вследствие военных или пиратских действий, народных волнений, забастовок, а также конфискации, реквизиции, ареста или уничтожения судна или груза по требованию властей.

          Статья 270. Последствия изменения риска

          1. Страхователь обязан немедленно, как только это станет ему известно, сообщить страховщику о всяком существенном изменении, которое произошло с объектом или в отношении объекта страхования (перегрузка, изменение способа перевозки, пункта выгрузки, отклонение от обусловленного или обычного пути, оставление на зимовку и т.п.).
          2. Любое изменение, увеличивающее риск, если только оно не вызвано спасанием людей, судов или грузов либо необходимостью безопасного продолжения рейса, дает страховщику право пересмотреть условия договора или потребовать уплаты дополнительной премии. Если страхователь не согласится с этим, договор страхования прекращается с момента наступления изменения.
          3. Неисполнение страхователем обязанности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, освобождает страховщика от исполнения договора с момента наступления изменения.
          Страховая премия полностью остается за страховщиком, если страхователь не докажет, что неисполнение указанной обязанности произошло не по его вине.

          Статья 271. Предотвращение или уменьшение убытков

          1. При наступлении страхового случая страхователь обязан принять все зависящие от него меры в целях предотвращения или уменьшения убытков. Он должен немедленно известить страховщика о наступлении страхового случая и следовать его указаниям, если такие указания будут даны.
          2. Страховщик освобождается от ответственности за убытки, возникшие вследствие того, что страхователь умышленно или по грубой неосторожности не принял мер к предотвращению или уменьшению убытков.

          Статья 272. Обеспечение страховщиком взносов по общей аварии

          Страховщик обязан по требованию страхователя предоставить в размере страховой суммы обеспечение уплаты взносов по общей аварии.

          Статья 273. Охрана интересов страховщика при составлении диспаши

          При составлении диспаши по общей аварии, покрываемой условиями страхования, страхователь обязан охранять интересы страховщика.

          Статья 274. Возмещение расходов страхователя

          Страховщик обязан возместить страхователю необходимые расходы, произведенные им для:
          а) предотвращения или уменьшения убытков, за которые отвечает страховщик;
          б) выполнения указаний страховщика (статья 271);       в) выяснения и установления размера убытков, подлежащих возмещению страховщиком;
          г) составления диспаши по общей аварии.       Такие расходы возмещаются пропорционально отношению страховой суммы к страховой стоимости.

          Статья 275. Ответственность страховщика сверх страховой суммы

          1. Страховщик отвечает за убытки в размере страховой суммы, однако расходы, указанные в статье 274 настоящего Кодекса, а также взносы по общей аварии, возмещаются страховщиком независимо от того, что они вместе с убытками, подлежащими возмещению, могут превысить страховую сумму.
          2. За убытки, причиненные несколькими следующими друг за другом страховыми случаями, страховщик отвечает, даже если общая сумма таких убытков превысит страховую сумму.

          Статья 276. Пропажа судна без вести

          1. В случае пропажи судна без вести (статья 48) страховщик отвечает в размере полной страховой суммы.
          2. По договору страхования судна на срок страховщик отвечает за пропажу судна без вести, если последнее известие о судне было получено до истечения срока договора и если страховщик не докажет, что судно погибло по истечении этого срока.

          Статья 277. Абандон

          1. Если имущество застраховано от гибели, страхователь может заявить страховщику об отказе от своих прав на все застрахованное имущество (абандон) и получить полную страховую сумму в случаях:
          а) пропажи судна без вести;
          б) уничтожения судна и(или) груза (полная фактическая гибель);
          в) экономической нецелесообразности восстановления или ремонта застрахованного судна (полная конструктивная гибель судна);
          г) экономической нецелесообразности устранения повреждений или доставки застрахованного груза в место назначения;
          д) захвата судна или груза, застрахованных от такой опасности, если захват длится более шести месяцев.
          В этих случаях к страховщику переходят:       а) при страховании имущества в полной стоимости все права на застрахованное имущество;
          б) права на долю застрахованного имущества пропорционально отношению страховой суммы к страховой стоимости при страховании имущества не в полной стоимости.
          2. Соглашение сторон, противоречащее правилам настоящей статьи, недействительно.

          Статья 278. Заявление об абандоне

          1. Заявление об абандоне должно быть сделано страховщику в течение шести месяцев с момента окончания сроков (наступления обстоятельств), указанных в статьях 276 и 277 настоящего Кодекса.
          2. По истечении шестимесячного срока страхователь лишается права на абандон, но может требовать возмещения убытков на общих основаниях.
          3. Заявление об абандоне должно быть безусловным и не может быть взято страхователем обратно.
          4. Соглашение сторон, противоречащее правилам настоящей статьи, недействительно.

          Статья 279. Возврат страхового возмещения

          Если по получении от страховщика возмещения судно окажется не погибшим, страховщик может требовать, чтобы страхователь, оставив за собой имущество, возвратил страховое возмещение за вычетом возмещения частичного убытка, если таковой им понесен.

          Статья 280. Переход к страховщику прав страхователя на возмещение ущерба (суброгация)

          1. Страховщику, уплатившему страховое возмещение, переходит в размере уплаченной суммы право требования, которое страхователь (или иное лицо, получившее страховое возмещение) имеет к лицу, ответственному за причиненный ущерб. Это право осуществляется страховщиком с соблюдением порядка, установленного для лица, получившего возмещение.
          2. Если страхователь отказался от своего права требования к лицу, ответственному за причиненный ущерб, или осуществление этого права стало невозможным по его вине, страховщик освобождается от уплаты страхового возмещения полностью или в соответствующей части.

          Статья 281. Передача страховщику документов и доказательств

          В случаях, предусмотренных статьями 277 и 280 настоящего Кодекса, страхователь обязан передать страховщику все документы и доказательства и сообщить ему все сведения, необходимые для осуществления страховщиком перешедших к нему прав.

          Статья 282. Последствия возмещения убытков третьим лицам

          Если страхователь получил возмещение убытков от третьих лиц, страховщик оплачивает лишь разницу между суммой, подлежащей оплате по условиям договора страхования, и суммой, полученной от третьих лиц.

     

     

    РАЗДЕЛ XVII

    Общая авария

     

     

          Статья 283. Понятие общей аварии и принципы ее распределения

          1. Общей аварией признаются убытки, понесенные вследствие намеренно и разумно произведенных чрезвычайных расходов или пожертвований ради общей безопасности, с целью предохранения от опасности имущества, участвующего в общем морском предприятии - судна, фрахта и перевозимого судном груза.
          2. Общей аварией признаются только такие убытки, которые являются прямым следствием действий, указанных в пункте 1 настоящей статьи.
          3. Общая авария (общеаварийные убытки) распределяется между судном, грузом и фрахтом соразмерно их стоимости во время и в месте окончания морского предприятия, определяемой в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 303 настоящего Кодекса.
          4. Общее морское предприятие имеет также место тогда, когда одно или несколько судов буксируют или толкают другое судно или судно при условии, что они все участвуют в коммерческой деятельности, но не в спасательной операции.
          Правила об общей аварии применяются в случае, когда принимаются меры по сохранению судов и их грузов, если таковые имеются, от общей опасности.
          Судно не подвергается общей опасности вместе с другими судном или судами, если в результате простого отсоединения от другого судна или судов оно находится в безопасности. Однако, если отсоединение представляет собой акт общей аварии, то общее морское предприятие продолжается.

          Статья 284. Применение правил об общей аварии

          1. Правила настоящего раздела, за исключением правил, предусмотренных пунктом 1 статьи 283 и статьями 304-308 настоящего Кодекса, применяются в случаях, когда соглашением сторон не установлено иное.
          2. В случаях, когда это предусмотрено соглашением сторон, а также в случаях неполноты подлежащего применению закона при определении рода аварии, определении размеров общеаварийных убытков и их распределении применяются Йорк-Антверпенские правила об общей аварии и другие международные обычаи торгового мореплавания.
          3. Право на возмещение убытков в порядке распределения общей аварии сохраняется и в том случае, когда опасность, вызвавшая чрезвычайные расходы или пожертвования, возникла по вине одной из сторон договора морской перевозки или третьего лица. Однако такое распределение не лишает участников общей аварии на взыскание с ответственного лица понесенных убытков.

          Статья 285. Общая авария, вызванная заходом судна в место убежища

          1. Признаются общей аварией расходы, вызванные заходом судна в порт или иное место убежища или возвращением в порт или иное место погрузки вследствие несчастного случая или другого чрезвычайного обстоятельства, вызвавшего необходимость такого захода или возвращения ради общей безопасности.
          2. В случаях, когда расходы по заходу судна в место убежища или возвращению его в место погрузки признаются общей аварией, к ней относятся также расходы, связанные с выходом судна с первоначальным грузом или частью его из такого места.
          3. Расходы по заработной плате и довольствию экипажа, топливу и предметам снабжения, понесенные в связи с продлением рейса в результате захода судна в место убежища или возвращения его в место погрузки при обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, признаются общей аварией.
          4. Правила пунктом 1-3 настоящей статьи, соответственно применяются к расходам, вызванным перемещением судна из места убежища, куда оно зашло или возвратилось и где его ремонт не может быть произведен, в другой порт или место, включая расходы, вызванные временным ремонтом судна, его буксировкой или удлинением рейса.

          Статья 286. Расходы, связанные с перемещением на борту, выгрузкой и обратной погрузкой груза, топлива и предметов снабжения

          1. Признаются общей аварией расходы по перемещению на борту или выгрузке груза, топлива либо предметов снабжения в месте погрузки, захода или убежища, произведенные ради общей безопасности для получения возможности исправить судовые повреждения, вызванные несчастным случаем или другими чрезвычайными обстоятельствами, если эти исправления были необходимы для безопасного продолжения рейса.
          Однако расходы по перемещению на борту или выгрузке груза, топлива и предметов снабжения не признаюся общей аварией, если:
          а) они произведены исключительно с целью переукладки, вызванной смещением вовремя рейса, и такая переукладка не являлась необходимой ради общей безопасности;
          б) обнаруженная в месте погрузки необходимость ремонта вызывалась повреждениями, не связанными с каким-либо несчастным случаем или другими чрезвычайными обстоятельствами, имевшими место вовремя данного рейса.
          2. Расходы по обратной погрузке и укладке груза, топлива и предметов снабжения, выгруженных или перемещенных при обстоятельствах, указанных в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, вместо со всеми расходами по хранению, включая страхование, также признаются общей аварией.
          Правила статьи 288 настоящего Кодекса применяются к дополнительной задержке, вызванной такой обратной погрузкой или укладкой.

          Статья 287. Расходы по временному ремонту судна

          Стоимость временного ремонта судна, произведенного в месте погрузки, Захода или убежища ради общей безопасности или для исправления повреждений, принимается на общую аварию. Однако стоимость временного исправления случайных повреждений, необходимого только для завершения рейса, возмещается лишь в размере трех предотвращенных расходов, которые были бы отнесены к общей аварии, если бы это исправление не было произведено.

          Статья 288. Расходы, вызванные задержкой судна ради общей безопасности

          1. Признаются общей аварией расходы по заработной плате и содержанию экипажа, возникшие при задержке судна в каком-либо порту или месте вследствие несчастного случая, пожертвования или другого чрезвычайного обстоятельства ради общей безопасности либо для ремонта повреждений, причиненных таким несчастным случаем или пожертвованием, если ремонт необходим для безопасного продолжения рейса. Расходы на топливо, предметы снабжения и портовые расходы, возникшие за время задержки, возмещаются в порядке распределения общей аварии, за исключением расходов, которые возникли из-за ремонта, не принимаемого на общую аварию.
          2. Правила, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, не применяются к расходам за время задержки судна, вызванной ремонтом повреждений, не связанных с каким-либо несчастным случаем или иным чрезвычайным обстоятельством, имевшим место во время рейса. Такие расходы не признаются общей аварией даже, если ремонт был необходим для безопасного продолжения рейса.

          Статья 289. Последствия признания судна непригодным к плаванию и прекращению рейса

          Когда судно признано непригодным к плаванию или отказалось от продолжения рейса, из расходов по хранению, страхованию, заработной плате экипажа и его довольствию, топливу, судовому снабжению и портовых расходов (пункт 2 статьи 286 и пункт 1 статьи 288) на общую аварию принимаются лишь расходы, произведенные до признания судна негодным к плаванию или до отказа от продолжения рейса, а если выгрузка к этому времени не закончена, то до окончания выгрузки груза.

          Статья 290. Общая авария, вызванная расходами по спасанию

          1. Расходы по спасанию, произведенные участвующими в общем морском предприятии сторонами, если спасательные операции осуществлялись в целях, указанных в пункте 1 статьи 283 настоящего Кодекса, признаются общей аварией независимо от того, осуществлялись эти операции на основании договора или иным образом.
          2. Расходы, названные в пункте 1 настоящей статьи, включают спасательное вознаграждение, при определении которого принимаются во внимание мастерство и усилия спасателей в предотвращении или уменьшении ущерба окружающей среде, которые указаны в подпункте "б" пункта 1 статьи 341 настоящего Кодекса.
          Однако специальная компенсация, выплачиваемая судовладельцем спасателю согласно статьей 342 настоящего Кодекса, в размере, предусмотренном пунктом 4 этой статьи, не признается общей аварией.

          Статья 291. Общая авария, вызванная принятием мер по спасению

          Общей аварией при наличии признаков, указанных в статьей 283 настоящего Кодекса, в частности, признаются:
          а) убытки, вызванные выбрасыванием за борт груза, а также ущерб, причиненный судну или грузу вследствие пожертвования ради общей безопасности, в частности вследствие проникновения воды в трюм через открытые для выбрасывания груза люки или другие сделанные для этого отверстия;
          б) убытки, причиненные судну или грузу при тушении пожара на судне, включая убытки от произведенного для этой цели выбрасывания на берег или затопления горящего судна;
          в) убытки, причиненные судну или грузу намеренной посадкой судна на мель, независимо от того, могло ли судно быть само вынесено на мель;
          г) убытки от повреждения двигателей, других машин или котлов судна, находящегося на мели, причиненные при снятии судна с мели;
          д) чрезвычайные расходы по облегчению находящегося на мели судна путем перегрузки груза, топлива или предметов снабжения из судна в лихтеры, по найму лихтеров и по обратной погрузке на судно, а также другие понесенные из-за этого убытки.

          Статья 292. Расходы, вызванные мерами по предотвращению или уменьшению ущерба окружающей среде

          Расходы, вызванные мерами по предотвращению или уменьшению ущерба окружающей среде принимаются на общую аварию, если они понесены при наличии одного из следующих обстоятельств или всех таких обстоятельств:
          а) как часть операции, осуществленной ради общей безопасности, которая, если бы она была предпринята стороной вне общего морского предприятия, давала бы этой стороне право на вознаграждение за спасение;
          б) при условии входа или выхода из порта или места при обстоятельствах, предусмотренных статьей 285 настоящего Кодекса;
          в) при условии задержки в порту или месте при обстоятельствах, предусмотренных статьей 285 настоящего Кодекса, однако если фактически имеют место утечка или слив загрязняющих веществ, то расходы, вызванные дополнительными мерами, необходимыми в связи с этим для предотвращения или уменьшения загрязнения или ущерба окружающей среде, не признаются общей аварией;
          г) обязательно в связи с выгрузкой, складированием или обратной погрузкой, когда расходы на эти операции признаются общей аварией.

          Статья 293. Убытки от повреждения или гибели груза, топлива и предметов снабжения

          Убытки от повреждения или гибели груза, топлива или предметов снабжения, причиненные в результате перемещения их на судне, выгрузкой из судна, обратной погрузкой и укладкой, а также при хранении, признаются общей аварией в тех случаях, когда расходы по совершению этих операций являются общей аварией.

          Статья 294. Убытки от потери фрахта

          Потеря фрахта, вызванная утратой груза, признается общей аварией в тех случаях, когда утрата груза возмещается в порядке распределения общей аварии. При этом из фрахта исключаются расходы, которые были бы в целях от его получения произведены судовладельцем, но вследствие пожертвования произведены не были.

          Статья 295. Заменяющие расходы

          Признаются общей аварией любые дополнительные расходы, произведенные вместо других расходов, которые были бы отнесены к общей аварии. Однако они возмещаются лишь в размере предотвращения расходов безотносительно к экономии, полученной кем-либо из участников общей аварии в результате таких замещающих расходов.

          Статья 296. Убытки, не признаваемые общей аварией (частная авария)

          1. Убытки, не подпадающие под признаки общей аварии (пункт 1 статьи 283), а также убытки, указанные в пункте 2 настоящей статьи, признаются частной аварией. Такие убытки не подлежат распределению между судном, грузом и фрахтом. Их несет тот, кто потерпел, или тот, кто несет ответственность за их причинение.
          2. Не признаются общей аварией даже при наличии признаков, указанных в пункте 1 статьи 283 настоящего Кодекса:
          а) стоимость выброшенного за борт груза, перевозившегося на судне не в соответствии с правилами и обычаями торгового мореплавания;
          б) убытки, причиненные при тушении пожара вследствие воздействия дыма или нагревания;
          в) убытки, причиненные обрубанием обломков или частей судна, ранее снесенных или фактически утраченных вследствие морской опасности;
          г) убытки, причиненные формированием или иной работой двигателей, других машин или котлов судна, находившегося на плаву;
          д) всякие убытки или потери, понесенные судном или грузом вследствие увеличения продолжительности рейса (убытки от постоя, изменения цен и др.).

          Статья 297. Убытки от повреждения судна

          1. Составляющие общую аварию убытки от повреждения судна, его машин или принадлежностей определяются исходя из стоимости ремонта, исправления или замены того, что повреждено или утрачено. При этом делаются скидки за "новое вместо старого" в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 298 настоящего Кодекса.
          2. Если ремонт судна не производился, убытки от его повреждения определяются в сумме, на которую стоимость судна уменьшилась в результате повреждения, но не свыше стоимости ремонта согласно смете.

          Статья 298. Скидки за "новое вместо старого"

          1. Когда при ремонте судна, возраст которого достигает пятнадцати лет, старые материалы или части заменяются новыми, стоимость ремонта, относим на общую аварию (статья 297), уменьшается на одну треть, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2-4 настоящей статьи.
         2. Скидки за "новое вместо старого" не делаются со стоимости временного ремонта судов, признаваемой общей аварией (статья 297, а также со стоимости продовольствия, предметов снабжения, якорей и якорных цепей.       3. Вызываемые необходимостью ремонта судна расходы по сухому доку, стапелям и перемещению судна полностью относятся к общей аварии.
          4. Расходы по очистке, окраске и покрытию корпуса судна при его ремонте признаются общей аварией в половинном размере и при условии, что предшествующа окраска или покрытие корпуса имели место в последние двенадцать месяцев до акта общей аварии.
         5. Для применения скидок за "новое вместо старого" возраст судна исчисляется с 31 декабря года окончания его постройки. Однако в отношении изоляции, спасательных и других шлюпок, средств связи, навигационных приборов и оборудования, машин и котлов учитывается их действительный возраст.

          Статья 299. Убытки от гибели судна

          Когда судно полностью погибло либо хотя и не погибло, но расходы на его ремонт превысили бы стоимость отремонтированного судна (полная конструктивная гибель), убытки, признаваемые общей аварией, составляют разницу между оценочной стоимостью судна в неповрежденном состоянии, за вычетом из нее сметной стоимости исправления повреждений, не относящейся к общей аварии, и суммой чистой выручки, которую можно было бы получить от продажи того, что осталось от судна.

          Статья 300. Убытки от гибели или повреждения груза

          1. Относящиеся к общей аварии убытки от гибели или повреждения груза определяются в соответствии с его стоимостью на момент выгрузки, устанавливаемой на основании торгового счета, выставленного получателю, а при отсутствии счета - на основании стоимости на момент отгрузки.
          Стоимость груза на момент выгрузки включает расходы на страхование и фрахт, за исключением случая, когда фрахт не находится на риске грузовладельца.
          2. В случае продажи поврежденного груза относящиеся к общей аварии убытки составляют разницу между стоимостью груза в неповрежденном состоянии, определяемой в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, и чистой выручкой от его продажи.
          3. Убытки от повреждения или гибели предметов, погруженных на судно без ведома судовладельца или его агентов, а также от повреждения и гибели грузов, которые намеренно сданы к перевозке под неправильным наименованием, не признаются общей аварией. Однако, если это имущество было спасено, его владельцы обязаны участвовать на общем основании во взносах по общей аварии.
          Владельцы грузов, стоимость которых при сдаче к перевозке была объявлена ниже их действительной стоимости, участвуют во взносах по общей аварии в соответствии с действительной стоимостью грузов, но получают возмещение убытков лишь в соответствии с их объявленной стоимостью.

          Статья 301. Предоставление средств на расходы, возмещаемые в качестве общей аварии

          1. На сумму расходов, возмещаемых в порядке распределения общей аварии (кроме заработной платы и довольствия экипажа, а также стоимости топлива и предметов снабжения, на замененных во время рейса), начисляется комиссия в размере двух процентов, которая также относится к общей аварии.
          2. К общей аварии относятся затраты, произведенные с целью получения средств, необходимых на общеаварийные расходы, путем залога судна, продажи грузов или страхования кредита.

          Статья 302. Проценты на убытки, возмещаемые в качестве общей аварии

          На сумму расходов и другие суммы, возмещаемые в порядке распределения общей аварии, начисляются семь процентов годовых в течение трех месяцев после даты составления диспаши. При этом должным образом учитываются платежи, произведенные за счет участвующих в покрытии общей аварии сторон или за счет средств, депонированных для ее возмещения.

          Статья 303. Контрибуционная стоимость

          1. Стоимость имущества (судна, груза и фрахта), соразмерно которой устанавливаются взносы на покрытие убытков, возмещаемых в порядке распределения общей аварии (контрибуционная стоимость), определяется в соответствии с правилами настоящей статьи на основе действительной чистой стоимости этого имущества по окончании рейса. К такой стоимости прибавляется сумма, возмещаемая в качестве общей аварии за пожертвованное имущество, если только эта сумма в нее уже не включена.
          При определении контрибуционной стоимости имущества вычитаются все дополнительные расходы, произведенные в отношении этого имущества после акта общей аварии, за исключением таких расходов, которые признаются общей аварией или относятся на судно в силу решения о выплате специальной компенсации согласно статье 342 настоящего Кодекса.
          2. Контрибуционная стоимость груза определяется его стоимостью на момент выгрузки, устанавливаемой на основании торгового счета, выставленного получателю, а при отсутствии счета - на основании стоимости на момент отгрузки. Стоимость груза включает расходы на страхование и фрахт, за исключение случая, когда фрахт не находится на риске грузовладельца.
          Из стоимости груза вычитываются суммы всех утрат и повреждений, понесенных грузом до или во время выгрузки.
          Контрибуционная стоимость груза, проданного вблизи от места назначения, определяется суммой чистой выручки от продажи с прибавлением к ней суммы, возмещаемой в качестве общей аварии.
          3. Контрибуционная стоимость судна определяется без учета того обстоятельства, что судно в момент акта общей аварии находилось в бербоут-чартере или в тайм-чартере.
          4. При определении контрибуционной стоимости имущества из находившихся на риске судовладельца сумм фрахта и выплаты за проезд пассажиров вычитаются произведенные в целях получения этих сумм расходы, в том числе на заработную плату экипажу, которые не пришлось бы нести, если бы судно и груз погибли при обстоятельствах, вызвавших общую аварию, и которые не могут быть отнесены к общей аварии.
          5. Багаж пассажиров и другие личные вещи, включая сопровождаемые ими автомашины, не перевозившиеся по коносаменту, не принимаются во внимание при определении контрибуционной стоимости имущества и взносов на покрытие убытков, возмещаемых в порядке распределения общей аварии.

          Статья 304. Диспаша и диспашеры

          Наличие общей аварии устанавливается и расчет по ее распределению (диспаша) составляется по заявлению заинтересованных лиц диспашерами, состоящими при Торгово-промышленной палате Российской Федерации и назначаемыми президиумом указанной палаты из лиц, обладающих знаниями и опытом в области морского права.
          Диспашеры действуют на основании Положения, утвержденного президиумом Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.

          Статья 305. Доказательства и материалы, на основании которых составляется диспаша

          1. На стороне, требующей распределения общей аварии, лежит обязанность доказать, что заявленные убытки действительно должны быть признаны общей аварией.
          2. Лица, интересы которых могут быть затронуты составлением диспаши, подают диспашу письменное заявление о потерях или расходах, возмещение которых они требуют, в течение 12 месяцев со дня окончания общего морского предприятия.
          Если такое заявление не подано или если в течение 12 месяцев после запроса о такового лицо не представит доказательства в обоснование заявленного требования или данные о стоимости имущества, то диспашер вправе составлять диспашу на основе имеющейся у него информации, причем диспаша может оспариваться только на том основании, что она является явно неправильной.
          3. При возникновении во время составления диспаши вопросов, требующих для их разрешения специальных знаний (в области судовождения, судостроения и ремонта судов, оценки судов и грузов и др.), диспашер вправе поручить подготовить соответствующее заключение назначенному им эксперту. Такое заключение оценивается диспашером наряду с другими доказательствами.
          4. Материалы, на основании которых составляется диспаша, должны быть открыты для ознакомления, и диспашер по требованию заинтересованных лиц обязан за их счет выдавать им заверенные копии этих материалов.

          Статья 306. Сбор за составление диспаши

          За составление диспаши взимается сбор, который включается в диспашу и распределяется между всеми заинтересованными лицами пропорционально долям их участия в общей аварии.

          Статья 307. Исправление и оспаривание диспаши

          1. Ошибки в расчетах, обнаруженные в диспаше после ее регистрации в реестре диспаш, могут быть исправлены диспашером по своей инициативе или по заявлению лиц, между которыми распределена общая авария, путем составления дополнения к диспаше (аддендума), являющегося ее составной частью.
          2. Лица, между которыми распределена общая авария, могут оспорить диспашу в Московском городском суде в течение шести месяцев со дня получения диспаши (или аддендума к ней), с обязательным извещением об этом диспашера путем направления ему копии искового заявления.
          3. Диспашер вправе, если потребуется - обязан принять участие в рассмотрении спора по диспаше в суде и дать объяснения по существу дела.
          4. Суд, рассматривающий спор по диспаше, может оставить диспашу в силе, внести в нее изменения или отменить ее и поручить диспашеру составить новую диспашу в соответствии с решением суда.

          Статья 308. Исполнение диспаши

          1. Если диспаша не оспорена в срок, предусмотренный пунктом 2 статьи 307 настоящего Кодекса, либо оспорена, но оставлена судом в силе, взыскание по ней может быть произведено путем совершения нотариальной надписи. Для этого нотариусу должна быть предъявлена диспаша и справки диспашера о том, что диспаша не отменена и не изменена судом.
          2. Взыскание по диспаше, которая изменена судом, производится в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации для исполнения судебных решений.




    Продолжение темы "Кодекс торгового мореплавания" здесь по ссылке слева.








    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru