фл.семафором протокол
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • мороружие
  • словарик
  • моравиация
  • кают-компания





  • Устав
    службы на судах
    внутреннего водного транспорта
    Российской Федерации

    часть 3

     

    Судомеханическая служба




    ГЛАВА 6

    СУДОМЕХАНИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

    83. Судомеханическая служба обеспечивает эксплуатацию судовых технических средств, находящихся в ее ведении в соответствии с расписанием по заведованиям и выполнение требований наставления по борьбе за живучесть судна.
    В состав судомеханической службы входят: судовые механики, электромеханики, мотористы, другие специалисты, обслуживающие главные и вспомогательные механизмы, устройства и системы.

     

    Старший механик (механик)

     

    84. Старший механик является заместителем капитана но технической эксплуатации судна. Старший механик ведает энергетической установкой, вспомогательными механизмами, судовыми системами, электрооборудованием, техническими средствами борьбы за живучесть судна, средствами автоматизации и предотвращения загрязнения водной среды; механической и электрической частями палубных механизмов, устройств, бытовой техники; помещениями службы.
    Указания и распоряжения старшего механика по вопросам эксплуатации технических средств судна обязательны для всех членов экипажа.
    85. Старший механик устанавливает режим работы энергетической установки судна в соответствии с правилами ее эксплуатации.
    Старший механик выполняет распоряжения капитана в части использования технических средств службы. Если выполнение распоряжения может вызвать повреждение технических средств, он должен предупредить капитана о возможных последствиях и действовать по его указанию, сделав соответствующую запись в машинном (судовом) журнале.
    86. Вывод из действия или изменение режима работы технических средств, вызывающие нарушение режима безопасной эксплуатации судна, производятся только с разрешения капитана. В случае пряной угрозы людям и судну старший механик, после предупреждения вахтенного помощника капитана, имеет право действовать по своему усмотрению, учитывая при этом возможные последствия.

    87.
    Старший механик обязан обеспечивать:

    правильную эксплуатацию технических средств судна и поддержание их в надлежащем техническом состоянии;
    руководство работой специалистов службы, выполнение ими правил техники безопасности, наставлений по борьбе за живучесть судна, правил пожарной безопасности, а также распоряжении, поступающих с поста управления судном;
    постоянную готовность всех технических средств борьбы за живучесть судна;
    выполнение требовании по предотвращению загрязнения окружающей среды;
    проведение плановых профилактических и ремонтных работ, своевременное предъявление технических средств к освидетельствованию надзорным органам;
    контроль за соответствием правилам применяемого топлива, смазочных материалов и присадок, а также за расходованием и учетом топлива.
    организацию и подготовку членов службы к борьбе за живучесть судна, во время судовых тревог непосредственно руководить их действиями;
    своевременное составление ремонтных ведомостей и контроль за качеством ремонтных работ;
    нормальную техническую эксплуатацию судовой техники на несамоходных судах, эксплуатируемых без экипажа во время рейса;
    ежесуточную проверку записей в машинном журнале с росписью в нем и докладом капитану.
    ежемесячное представление судовладельцу отчетности о расходе топлива, смазки и выполнении природоохранных мероприятий.

    88. На судах с дистанционным управлением работы механической установки, когда с командного мостика управление не передано в машинное отделение, ответственность за выполнение маневра и режима работы главных двигателей несет вахтенный помощник капитана.
    В случае передачи управления главными двигателями с мостика в машинное отделение и обратно должна быть сделана запись об этом с указанием точного времени в судовом и машинном журналах.
    89. Старший механик распределяет все технические средства в заведование подчиненным специалистам службы.
    90. Перед выходом в рейс старший механик обязан проверить готовность энергетической установки судна к плаванию и совместно со старшим помощником капитана доложить капитану о готовности.
    91. Старший механик может покинуть судно, стоящее на рейде с опасным грузом, только по разрешению капитана, оставляя вместо себя первого помощника механика (второго механика).
    92. По вызову вахтенного механика старший механик обязан прибыть на место и находиться там до тех пор, пока этого требует обстановка, а при аварийных ситуациях и плавании в сложных условиях находиться на посту управления энергетической установки и руководить действиями специалистов службы.

    93.
    Старший механик, назначенный на судно, при приеме судна должен:

    потребовать от командного состава службы письменные рапорты о состоянии их заведовании, принять все технические средства и помещения, находящиеся в ведении службы, топливо, масло, инвентарь, сменно-запасные части, техническую документацию, а также другие документы и чертежи согласно описи;
    при необходимости потребовать подтверждения технического состояния гребных винтов, дейдвудного уплотнения, руля и насадок путем водолазного осмотра или другими способами;
    прием-сдачу оформить актом, утвержденным капитаном и зафиксировать в машинном журнале за подписями сдающей и принимающей сторон.
    Вновь назначенный старший механик вступает в должность с момента внесения записей о приеме-сдаче в машинном (судовом) журнале и доклада капитану судна.

    94. Старший механик, назначенный на строящееся иди построенное судно, обязан обеспечить прием специалистами службы, технических средств и документации, сменно-запасных частей, имущества, инструментария и инвентаря по заведованиям, руководствуясь условиями договора на постройку, спецификацией, материалами приемной комиссии и документами надзорных и классификационных обществ.
    95. При постановке судна в ремонт, при длительной стоянке и во время производства грузовых операций при отрицательных температурах наружного воздуха старший механик должен принять предупредительные меры против размораживания технических средств и систем судна.
    После постановки судна в док (на слип) и перед спуском совместно с капитаном и старшим помощником капитана старший механик обязан произвести наружный осмотр корпуса судна, донно-забортной арматуры, движительно-рулевого комплекса, обеспечить контроль за выполнением ремонтных работ.
    96. Старший механик несет ходовые вахты в соответствии с установленным на судне режимом несения вахт с учетом требований, определенных в приложениях 1 и 2 к настоящему Уставу.

     

    Сменный механик



    97. Сменный механик при бригадном методе работы экипажа в отсутствии старшего механика пользуется его правами и выполняет его обязанности. При одновременном нахождении на судне старшего механика и сменного механика последний выполняет обязанности лица, которое он заменяет, и пользуется его правами.

     

    Первый помощник механика (второй механик)

     

    98. Первый помощник механика является заместителем старшего механика. В необходимых случаях по указанию капитана, с докладом судовладельцу, временно замешает старшего механика и является руководителем подчиненных ему членов экипажа.

    Первый помощник механика отвечает за надежную работу и техническое состояние:

    главных двигателей со всеми обслуживающими их технический средствами, воздушных компрессоров и систем сжатого воздуха, валопроводов, редукторов, дейдвудных устройств, движителей, механической части рулевого устройства, природоохранного оборудования, устройств приготовления питьевой воды на судах, где отсутствует в штате должность помощника механика по системам;
    балластной и осушительной систем, систем пожаротушения, находящихся в машинном отделении; топливных и масляных систем и цистерн; аварийного оборудования и снабжения машинных помещений (кроме электрической части), систем и устройств автоматизации в части не электрического оборудования;
    рефрижераторной установки и установки кондиционирования воздуха (на судах, где отсутствует штатная должность рефрижераторного механика).

    99.
    Первый помощник механика обязан:

    обеспечивать выполнение правил технической эксплуатации, безопасную организацию работ, руководить подчиненными и обеспечивать выполнение правил пожарной безопасности;
    составлять календарные графики технического обслуживания и ремонтные ведомости, контролировать сроки и качество ремонтных работ, присутствовать при закрытии цилиндров главных двигателей и редукторов и при пробных пусках их после выполнения ремонтных работ, установке гребного вала и дейдвуда;
    при приеме топлива и масла принимать меры к обеспечению охраны водной среды;
    нести ходовые вахты в соответствии с установленным на судне режимом несения вахт с учетом требований, определенных в приложениях 1 и 2 к настоящему Уставу.

     

    Второй помощник механика (третий механик)

     

    100. Второй помощник механика непосредственно подчиняется старшему механику и в необходимых случаях по указанию капитана временно замещает первого помощника механика, с докладом судовладельцу.
    Второй помощник механика отвечает за надежную работу и техническое состояние вспомогательных двигателей (включая аварийные дизель-генераторы) и установок, топливной системы и сепараторов, технических средств по очистке питьевой воды и нефтесодержащих вод, механической части палубных установок, средств перекачки топлива.
    101. На судах, где штатным расписанием не предусмотрена должность электромеханика, второй помощник механика выполняет его обязанности.

    102.
    Второй помощник механика обязан:

    выполнять правила технической эксплуатации судовых технических средств, руководить работой подчиненных специалистов, обеспечивая безопасную организацию работ, выполнение правил по технике безопасности и охране водной среды;
    (08) составлять ремонтные ведомости, контролировать качество ремонтных работ, выполняемых судовыми и береговыми специалистами;
    составлять заявки на материально-техническое снабжение и вести учет сменно-запасных частей, инструмента и приспособлений;
    обеспечивать подготовку к рейсу и о готовности заведования в назначенное время докладывать старшему механику;
    нести ходовые вахты в соответствии с установленным на судне режимом несения вахт с учетом требований, определенных в приложениях 1 и 2 к настоящему Уставу.

     

    Третий помощник механика (четвертый механик)

     

    103. Третий помощник механика непосредственно подчиняется старшему механику.
    В ведении третьего помощника механика находятся: вспомогательная котельная установка с обслуживающими ее техническими средствами, двигатели спасательных шлюпок, механическая часть средств трюмной механизации, бытовая техника, системы водоснабжения, сточно-фекальная, отопления и вентиляции (кроме электрической части).
    На судах, где отсутствует штатная должность третьего помощника механика, его обязанности выполняет второй помощник механика.

    104.
    Третий помощник механика обязан:

    обеспечивать техническую эксплуатацию и содержание судовой техники в соответствии с правилами и инструкциями, руководить работами выделенных ему специалистов, обеспечивая безопасную организацию работ, выполнение правил по технике безопасности и пожарной безопасности;
    составлять календарные графики технического обслуживания и ремонтные ведомости, контролировать полноту и качество ремонта судовой техники; составлять заявки на материально-техническое снабжение, обеспечивать его получение, хранение и учет;
    нести ходовые и стояночные вахты в соответствии с установленным на судне режимом несения вахт с учетом требований настоящего Устава (приложения 1 и 2).

     

    Электромеханик (помощник механика по электрооборудованию)

     

    105. Электромеханик непосредственно подчиняется старшему механику (механику) и является руководителем электромеханического персонала.
    В его ведении находятся судовые электростанции, электрические сети, распределительные устройства, электрические части всех судовых электроприводных механизмов и устройств, электрические части средств автоматизации, контроля и систем сигнализации, а также источники питания электрорадионавигационных приборов и устройств, электрооборудование бытового назначения.

    106.
    Электромеханик обязан:

    обеспечивать безопасную организацию работ, поддержание в надлежащем техническом состоянии и надежную работу механизмов, устройств, систем и оборудования, правильную эксплуатацию электрооборудования и средств автоматизации;
    обеспечивать выполнение подчиненными лицами правил техники безопасности и пожарной безопасности;
    составлять заявки, принимать и вести учет сменно-запасных частей и предметов снабжения по электротехнической части;
    составлять ремонтные ведомости по электрической части и контролировать полноту и качество ремонтных работ;
    организовывать техническую учебу по судовому оборудованию членов экипажа;
    по вызову вахтенного помощника капитана или вахтенного механика немедленно прибыть в указанное место и находиться там, пока этого требует обстановка;
    при нахождении судна в ремонте или у причальной стенки обеспечивать электробезопасность при снабжении электроэнергией от береговых сетей, контролировать параметры берегового напряжения и судовой сети;
    перед отходом судна в рейс в установленное время докладывать старшему механику о готовности своего заведования;
    нести ходовую вахту в соответствии с установленным на судне режимом несения вахт с учетом требований настоящего Устава (приложение 1).

    107. При назначении на судно электромеханик должен принять от сдающей стороны электрооборудование, средства автоматизации, сменно-запасные части, инструмент, инвентарь и документацию своего заведования. О приеме-сдаче составляется акт, докладывается старшему механику, передача дел фиксируется в машинном или судовом журнале.
    108. при отсутствии в штатном расписании судна должности радиоспециалиста электромеханик обеспечивает работу и техническое обслуживание средств радиосвязи и электрорадионавигации.

     

    Помощник электромеханика

     

    109. Помощник электромеханика непосредственно подчиняется электромеханику, при этом:
    в ведении первого помощника электромеханика находятся главные генераторы, гребные электродвигатели, основные электроприводы, обслуживающие гребную установку, электрооборудование центрального поста управления, электроприводы рулевого и авторулевого устройств, балластных, осушительных и пожарных насосов, специальных систем танкеров и судов специального назначения, главный распределительный щит, машинные телеграфы, посты управления, а также электрическая часть автоматизации и контроля.
    в ведении второго помощника электромеханика находятся вспомогательные и аварийные генераторы, аварийный и групповые распределительные шиты, трансформаторы, электрооборудование палубных механизмов и грузовых устройств, подруливающего устройства, электроприводы вспомогательных механизмов машинных помещений, электрическая часть котельной автоматики, станций приготовления питьевой воды и природоохранного оборудования, электромашинные преобразователи питания гирокомпаса, радиолокатора и эхолота.
    в ведении третьего помощника электромеханика находятся кабельные сети, электроприводы, закрепленные за ним по заведованию, вентиляторы, преобразователи, электрооборудование камбуза и холодильных установок, освещения, сигнальные огни, авральная, пожарная и общесудовая системы сигнализации, электрическая часть бытовой техники, переносное электрооборудование и аккумуляторные батареи (кроме тех., которые относятся к радиостанции);
    при отсутствии в штате судна должности третьего помощника электромеханика его обязанности распределяются между электромехаником и его помощниками.

    110.
    Помощники электромеханика по своему заведованию обязаны:

    обеспечивать техническую эксплуатацию и содержание судовой техники в соответствии с правилами и инструкциями по технической эксплуатации, правилами техники безопасности, пожарной безопасности и охраны водной среды;
    обеспечивать и контролировать полноту и качество ремонтных работ и технического обслуживания, руководить работами выделенных судовых специалистов, контролировать выполнение ими требований правил техники безопасности и пожарной безопасности;
    вести установленную техническую документацию;
    нести ходовые и стояночные вахты в соответствии с установленным на судне режимом несения вахт.

     

    Механик рефрижераторных установок (первый помощник механика по холодильным установкам)
     


    111. Механик рефрижераторных установок непосредственно подчиняется старшему механику и руководит персоналом рефрижераторных (холодильных) установок.
    В его ведении находятся компрессоры системы кондиционирования воздуха, вентиляторы системы вентиляции и кондиционирования, холодильные установки производственного и бытового назначения, материально-техническое снабжение и отчетность.

    112.
    Механик рефрижераторных установок обязан:

    обеспечить надежную работу, правильную техническую эксплуатацию и надлежащее техническое состояние своего заведования;
    обеспечить установленный температурный режим в охлаждаемых помещениях. морозильных аппаратах, герметичность систем холодильных установок, контролировать ведение журнала холодильной установки.

     

    Помощник механика рефрижераторных установок

     

    11,3. Помощник механика рефрижераторных установок должен обеспечивать надежную работу, правильную техническую эксплуатацию и надлежащее техническое состояние своего заведования, вести установленную документацию, нести вахту в соответствии с установленным графиком.
    На судах без постоянной вахты в рефрижераторном отделении режим их работы устанавливается старшим механиком.

     

    Помощник механика по системам

     

    114. Помощник механика по системам непосредственно подчиняется старшему механику.
    В его ведении находятся станции приготовления питьевой воды, санитарные системы с насосами, станция обработки сточных вод со всем оборудованием, сточно-фановая система с насосами, станция утилизации твердых отходов, гидравлика мачт, труб и антенн.

    115.
    Помощник механика по системам обязан обеспечивать:

    надежную работу, правильную техническую эксплуатацию и надлежащее техническое состояние своего заведования;
    бесперебойную подачу холодной и горячей воды в санитарную систему соответствующего качества;
    сдачу сточно-фановых вод, не допуская загрязнения водоемов.
    Режим работы помощника механика по системам устанавливает старший механик.

     

    Старший моторист

     

    116. Старший моторист непосредственно подчиняется первому помощнику механика, а во время вахты вахтенному помощнику механика.

    Старший моторист обязан:

    обслуживать главные и вспомогательные механизмы и техническое средства, обеспечивающие их работу; механическую часть палубных механизмов, рулевого устройства; судовые системы и обслуживающие их механизмы и устройства;
    управлять всеми механизмами энергетической установки и систем;
    участвовать в обслуживании и ремонте всех технических средств; выполнять слесарно-монтажные работы;
    знать и выполнять правила технической эксплуатации судовых технических средств, правил техники безопасности, пожарной безопасности и охраны водной среды;
    нести вахту в соответствии с установленным на судне режимом несения вахт.

    117. Старший моторист может привлекаться по указанию старшего механика к судовым работам, не входящим в круг прямых его обязанностей, после инструктажа по правилам техники безопасности на рабочем месте и оформления допуска к этим работам
    118. Старший моторист руководит работой мотористов при выполнении технического обслуживания и слесарно-ремонтных работ.

     

    Моторист первого класса

     

    119. Моторист первого класса непосредственно подчиняется первому помощнику механика, а во время вахты вахтенному помощнику механика. Он должен знать устройство и обслуживать главные, вспомогательные механизмы и технические средства, уметь управлять ими; знать расположение и назначение трубопроводов и клапанов судовых систем, уметь управлять ими; участвовать в обслуживании и ремонте всех технических средств; нести вахту в соответствии с установленным на судне режимом несения вахт.
    120. Моторист первого класса обязан выполнять правила технической эксплуатации судовых технических средств, правила техники безопасности, правила пожарной безопасности и охраны водной среды; по указанию старшего механика может привлекаться к судовым работам, не входящим в круг его прямых обязанностей, после инструктажа но технике безопасности на рабочем месте и оформления допуска.

     

    Моторист второго класса

     

    121. Моторист второго класса подчиняется первому помощнику механика, а во время вахты - вахтенному помощнику механика. Он обязан знать устройство и обслуживать главные, вспомогательные механизмы и технические средства, обеспечивать их работу; принимать участие в техническом обслуживании и ремонте всех технических средств, выполнять правила технической эксплуатации судовых технических средств, техники безопасности, пожарной безопасности и охраны водной среды; нести вахту согласно судовому расписанию несения вахт.

     

    Старший электрик (электрик)

     

    122. Старший электрик (электрик) подчиняется электромеханику. На судах, где не предусмотрена должность электромеханика, он выполняет его обязанности и подчиняется второму помощнику механика.
    Старший электрик (электрик) обязан выполнять правила эксплуатации электрооборудования и средств автоматизации; знать устройство и уметь обслуживать генераторы, электродвигатели, распределительные устройства и сети канализации тока, станции управления электроприводами, электрооборудование бытового назначения; выполнять электромонтажные работы и ремонт электрооборудования, при необходимости нести вахту.
     

     


    ГЛАВА 7

     

    Особенности организации службы судовых экипажей, работающих по методу совмещения должностей (профессии)

     

    123. На судах, работающих по совмещению должностей (профессий) организуется
    единая судовая служба с учетом положений Главы 5 "Общесудовая служба" и Главы 6 "Судомеханическая служба" настоящего Устава.
    На судах, экипажи которых работают по методу совмещения должностей (профессий) должны выполняться требования Главы 11 "Вахтенная служба".
    124. Штатное расписание утверждается судовладельцем с указанием основной и совмещаемой должности с учетом требований настоящего Устава и имеющихся у членов экипажа дипломов (квалификационных свидетельств) на звание специалистов речного Флота.
    125. Члены экипажа выполняют обязанности по основной и совмещаемой должностям (профессиям) с учетом требований настоящего Устава.
    Командный состав несет ходовые вахты по графику, установленному для лиц командного состава судоводительской специальности.
    В зависимости от штатной численности экипажа и формы организации труда капитаном утверждаются судовые расписания, распределение по заведованиям. Исходя из фактического укомплектования специалистами, их деловых и профессиональных качеств капитану предоставляется право перераспределять обязанности между членами экипажа.
    126. На судах, работающих без постоянной вахты в машинном отделении в состав ходовой вахты может быть включено необходимое количество специалистов судомеханической специальности (мотористов-рулевых, мотористов-матросов).
    В случае, если на судах внутреннего плавания не удовлетворяются требования органов технического надзора автоматизации по одной или двум обслуживающим общесудовым системам и устройствам, состав экипажа (ходовой вахты) должен быть увеличен по крайней мере, на одного специалиста соответствующей квалификации.
    127. При выходе из строя средств автоматизации по управлению механической установкой из рулевой рубки (ходового мостика) или когда средства автоматизации не обеспечивают надежную работу механической установки, решением капитана в машинном отделении устанавливается обычное вахтенное обслуживание.
    О принятом решении делается отметка в судовом журнале, доводится до судовладельца, вносятся изменения в режим работы вахт и использования судна.
    128. Организация обеспечения живучести судна осуществляется в соответствии с требованиями Главы 12 настоящего Устава.
    Расписания по тревогам разрабатываются исходя из установленной (фактической) в рейсе численности экипажа на борту судна.

     

    Смотрите дальше 4 часть Устава службы на судах внутреннего водного транспорта России.







    Рейтинг@Mail.ru