• главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • мороружие
  • словарик
  • моравиация
  • кают-компания



  •  

    Стеньги

     




    Первым удлинением нижних мачт были стеньги. Они опирались на шлагтовы, лежавшие на салингах марсов.


    «Стень-тали». Вначале на топ стеньги укладывали шкентель стень-талей и опускали его сбоку салинга. Длина шкентеля составляла 1/9 длины стеньги и до 1780 г. на его нижнем конце находился вплесненный блок, а позже железный коуш. В необходимых случаях к нему присоединяли стень-тали. Основное назначение стень-талей — обтягивание стень-вант. Они состояли из одного двухшкивного и одного одношкивного (с гаком) блоков (рис. 231, 232). Если суда несли лисели, то эти тали использовались еще и как дополнительные топенанты.


    Стень-ванты. Следующими за шкентелем стень-талей шли стень-ванты, ставившиеся так же, как и на нижних мачтах. Число их зависело от величины судна: на больших судах с полным вооружением их было от 4 до 6, на малых — соответственно меньше. Размеры юферсов, вплетавшихся в нижние концы вант, зависели от толщины вант. В последнее десятилетие в обе передние ванты непосредственно под салингом вплеснивали комель-блоки (рис. 233, 234).


    Путенс-юферс. Для крепления стень-вант с нижними вантами в усиленный для этого внешний край марса ставили окованные железом юферсы. Оковка путенс-юферсов представляла собой круглый железный прут, проходивший по кипу юферса и сваренный внизу в кольцо. Выступавший конец был выкован плоским и имел отверстие, куда и входил гак путенс-вант (рис. 235).


    Путенс-ванты. Это короткие тросы, в верхний конец которых был вплеснен железный коуш с гаком, а нижний был без огона или с ним (рис. 237). В первом случае нижний конец шлагом оборачивали вокруг верхнего ворста нижних вант и крепили на ближайшей ванте (рис. 238), во втором — огон путенс-вант бензелем крепили к нижней ванте под ворстом (рис. 236). При втором методе крепления, по свидетельству Д. Левера, не было столь сильного натяжения на нижние ванты и исключалось трение о ванту. Путенс-ванты были обтянуты и полностью оклетневаны. Гаки их обвязаны, что предотвращало выкладывание.
    Выбленки накладывали на стень-ванты и путенс-ванты на таком же расстоянии друг от друга, как и на нижних мачтах.


    Стень-бакштаги. Затем на топ стеньги накладывали стень-бакштаги, стень-фордуны и стень-штаги. Бакштаги служили для бокового подкрепления стеньг. Их применяли не всегда, а если применяли, то проводили к середине русленей. На моделях бакштаги неоднократно встречаются поставленными на юферсы, хотя Стил и Левер указывают, что их набивали талями на блоках. Поскольку оба автора описывали английский такелаж, то можно считать, что на континентальных судах в основном преобладали юферсы (рис. 239).

    Рис. 231, Стень-шкентель
    Рис, 232. Применение мантыль-талей для обтягивания стень-ванты
    Рис. 233. Парная стень-ванта с ввязанным комель-блоком. Этот блок вошел в употребление после 1770 г. и служил для проводки топенанта марса-рея и риф-талей
    Рис. 234. Комель-блок, называемый также «близнецы-блок» (нем. Zwilling-block)
    Рис. 235. Путенс-вант-юферс в железной оковке
    Рис. 236. Крепление путенс-вант-юферсов с путенс-вантами на вантах. Путенс-ванты огонами принайтовлены к вантам
    Рис. 237. Путенс-ванта с гаком и огоном
    Рис.238. Крепление путенс-ванты без огона. Путенс-ванта шлагом охватывает ворст и ванту и прикреплена к последней бензелем
    Рис. 239. Два способа обтягивания стень-бак-штагов
    Рис. 240. Крепление фор-стень- и фор-стень-лось-штагов на английских судах, после 1745 г.
    Рис. 245. Проводка кливер-леера через «стень-ванген-блок» на английских судах, после 1750 г.
    Рис. 246, Проводка внизу грот-стень-штага на английских судах
    Рис. 253. Проводка внизу грот-стень-лось-штага на английских судах, 1800 г.
    Рис. 254. Крепление мидель-стаксель-леера на кренгельс-стропе на английских судах, после 1775 г.

    Стень-фордуны. Назначением фордунов было противодействовать тяге штагов вперед и тем самым придать стеньге большую устойчивость. Фордуны обтягивали так же, как и ванты. К концу XVII в. юферсы фордунов еще часто крепили в оковках на борту или как последний конец на руслене. На рубеже веков на судах, ориентировавшихся на английское вооружение, фордуны стали вести к маленькому отдельному русленю, помещавшемуся несколько выше и сзади основного. Около 1770 г. этот маленький руслень (метко названный по-английски stool — табуретка, скамеечка), исчезает и фордуны крепят на удлиненном руслене. Другие источники сообщают, что время исчезновения фордунной «скамеечки» относится приблизительно к 1800 г. В. Фалконер в «Новом универсальном морском словаре» [12] даже в издании 1815 г. еще упоминает о «backstay stool».
    Число фордунов на судах разных стран изменялось. На французских моделях, картинах и рисунках почти всегда была показана только одна пара фордунов; у Рёдинга приведено две пары; из английских работ известно о трех парах на судах старших классов. Д. Стил уточняет, что три пары фордунов неели суда с количеством пушек более 74, две пары — до 20 пушек и только одну пару — от 18 пушек и менее. Примерно до 1720 г. на английских судах две пары фордунов проводили к «скамеечке», а третью к русленю. Позднее только заднюю пару вели к «скамеечке», а другие — к русленю.


    Стень-штаги. Последними на топ стеньги укладывали стень-штаги. вначале стень-штаг, а затем стень-лось-штаг, причем лось-штаг проводили через петлю штага и он шел под ним. Если проводка стень-штага в верхней части еще довольно близко повторяла проводку штага нижней мачты, то в нижней части ее крепление значительно отличалось.


    Фор-стень-штаг. С изменением носового вооружения от блинда-стеньги к утлегарю происходили и многочисленные изменения в проводке фор-стень-штага. На больших судах приблизительно до 1720 г. фор-стень-штаг обтягивали талями на лонг-такель-блоках, крепившимися на книце блинда-стеньги, а ходовой конец талей через направляющий блок вели на бушприт (рис. 241).
    С введением утлегаря и связанных с ним эзельгофта и «виолины» около 1700 г. на малых судах и около 1720 г. на больших судах фор-стень-штаг стали проводить через направляющий блок в верхней части утлегаря, строп которого проходил через передние отверстия «виолины» и под бушпритом был сплесневан. Конец штага набивали талями на лонг-такель-блоках, поставленных на носу (рис. 242).
    В середине века (1745—1750 гг.) штаг проводят через переднее отверстие «виолины» на правом борту и через находящийся ниже -недавно введенный «ванген-блок». Штаг заканчивали талями на лонг-такель-блоках, которые на носу гаком заводили в рым. Оставшийся ходовой конец крепили на талях полуштыками (рис. 240).


    В некоторых случаях на континентальных судах проводка фор-стень-штага была иной. Так, Чапман на чертеже фрегата 1768 г.. показывает фор-стень-штаг, поставленный на юферсах; Пари на «Ройал Луи» 1780 г. проводит его через «виолину», а Рёдинг в 1790 г. ставит на тали на блоках. Однако ни один из трех авторов не приводит стень-лось-шта-гов и для стакселя они показывают леер (рис. 244).


    Фор-стень-лось-штаг. На судах с блинда-стеньгой фор-стень- лось-штаг ставили на юферсах, причем нижний юферс крепили за кницей на бушприте с помощью краг-штага (рис. 241). На судах с утлегарем лось-штаг проводили таким же образом, как и штаг. Только в этом случае строп направляющего блока крепили в задних отверстиях «виолины» (рис. 242). Иногда направляющий блок заменяли юферсами, к которым штаг и найтовили (рис. 243). На континентальных судах часто вообще не было лось-штагов. На английских судах их применяли в начале века. С середины столетия, т. е. после введения блока под «виолиной», лось-штаг стали проводить через заднее отверстие «виолины» левого борта. Переднее отверстие на левом борту и заднее на правом (оба без шкивов) оставались свободными, чтобы при необходимости можно было завести вспомогательные штаги.

    Кливер-леер. Крепление кливер-леера зависело от типа «кливер-ринга». Кливер-леер ввели в употребление в 1720 г., т. е. примерно через 15 лет после того, как стал известен кливер; до этого времени кливер несли без леера — летучим. До того, как в середине века вошли в употребление на топе стеньги «ванген-блоки», леер проводили через блок, поставленный на правой стороне эзельгофта. На малых судах верхний конец леера крепили непосредственно на салинге марса, на больших судах в его верхний конец был вплеснен двухшкивный блок. Одношкивный блок был пристроплен к салингу марса и талрепом, соединявшим оба блока, леер набивали.

    Рис. 241. Фор-стень- и фор-стень-лось-штаги до конца периода блинда-стеньги
    Рис. 242. Проводка фор-стень- и фор-стень-лось-штагов через блоки на «виолине» на английских судах, до 1745 г.
    Рис. 243. Английская проводка того же периода. Предпочтительна, когда лось-штаг поставлен на юферсы
    Рис. 244. Континентальный способ проводки фор-стень-штага, до 1800 г.
    Рис. 247. Нижнее крепление грот-стень-штага на континентальных судах, после 1725 г.
    Рис. 248. Грот-стень-штаг на континентальных судах, до 1725 г.
    Рис. 249. Английский грот-стень-лось-штаг, до 1720 г.
    Рис. 250. Английский грот-стень-лось-штаг, после 1720 г.
    Рис. 251. Иное крепление грот-стень-лось-штага на английских судах, после 1745 г.
    Рис. 252. Континентальный грот-стень-лось-штаг, после 1725 г.

    «Кливер-ринг» имел гордень, закрепленный на его скобе. Гордень проходил через шкив-гат в передней части утлегаря и оттуда к бушпритному эзельгофту, где его набивали талями, составленными из комбинации двухшкивного и одношкивного блоков или лонг-такель- и одношкивного блоков. Одношкивный блок гаком заводили в рым на передней части эзельгофта, а лопарь талей вели на бак (рис. 177, 245).
    В конце века леер огоном накладывали на топ стеньги. Нижний конец его проходил через ролик «кливер-ринга», затем через шкив-гат в утлегаре и далее его крепили как гордень «кливер-ринга». В обоих случаях «кливер-ринг» с помощью «кливер-ринг»-бакштагов тянули внутрь. Это уже описано при проводке снастей утлегаря. На французских моделях можно видеть кливер-леер, у Рёдинга и Чапмана кливер-лееров нет и кливер несли летучим. Можно полагать, что на континентальных судах это было правилом, за исключением французских.


    Грот-стень-штаг. На английских судах грот-стень-штаг вели через блок, который был пристроплен к задней стороне топа фок-мачты над ее такелажем, а затем вниз на бак. Там он заканчивался талями на блоках или юферсах, поставленных на вбитый в палубу (за фок-мачтой) обух (рис. 246). На континентальных судах в начале века был штаг, проведенный через блок с длинным стропом, закрепленный под задней частью фор-марса и обтянутый талями на лонг-такель-блоках с заведенным на палубу бака гаком (рис. 248). Позднее штаг набивали талями на блоках, пристропленных к нижнему концу топа фок-мачты (рис. 247).


    Грот-стень-лось-штаг. В начале века лось-штаг ставили на юферсы под марсом (рис. 249). После 1720 г. вместо юферсов ставят блок, пристропленный к мачте под чиксами, и лось-штаг, как и штаг, вели на палубу (рис. 250). Иной тип проводки стали применять в середине века. Лось-штаг проходил через остропленный коуш, поставленный под чиксами на мачте, шел вверх и оканчивался вплесненным коушем. Третий коуш был пристроплен на топе мачты и принайтовлен к коушу штага. Вместо коушей применяли и блоки (рис. 251, 253).
    Очень часто лось-штаг на континентальных судах вели поверх штага и крепили на топе фок-мачты таким же образом, как и штаг (рис. 252). Вместо лось-штага часто встречался стаксель-леер, поставленный под штагом и принайтовленный к мачте под чиксами.

    Мидель-стаксель-леер вошел в употребление в 80-е годы. На половине высоты фор-стеньги для него был поставлен кренгельс-строп с ввязанным коушем. Леер крепили к коушу и на топе грот-стеньги проводили через верхний шкив «ванген-блока» левого борта, а затем укладывали так же, как и кливер-леер. К кренгельс-стропу же был присоединен фал, проходивший через блок на салинге стеньги и крепившийся на палубе (рис. 254). В последнее десятилетие вместо кренгельс-стропа стали применять «джек-штаг». Последний от салинга шел через коуш на задней стороне эзельгофта вниз к марсу, где его найтовили с помощью коушей. Леер крепили к коушу, ходившему вверх и вниз по «джек-штагу», а упомянутый выше фал был прикреплен непосредственно к лееру позади коуша (рис. 255).


    Крюйс-стень-штаг крепили на грот-мачте таким же путем, как и грот-стень-лось-штаг на фок-мачте. Крепление с юферсами под чиксами сохранялось дольше, и его можно было видеть еще в 1760 г. (рис. 256). Если грот-стеньга являлась стеньгой со «столбовым» топом, то штаг вели к задней стороне топа мачты. На больших судах вместо юферсов использовали и блоки (рис. 259). Такой способ крепления был одним из применявшихся вариантов, начиная с 70-х годов. Другим было крепление сверху примерно с 1760 г. (рис. 257), на которое Д. Левер указывал в 1811 г. и которое у Д. Стила в 1794 г. получило направление снизу. В описании Стила штаг после направляющего блока шел вниз и был принайтовлен к коушу под швиц-сарвенями (рис. 258). После 1745 г. на английских и часто на континентальных судах обычным был и иной способ крепления штага. В заднюю часть грот-марса (в краспицу) вбивали обух и вплескивали в штаг коуш.
    Штаг набивали посредством найтова, заведенного между коушами (рис. 261). Штаги же на континентальных судах крепили на нижней части топа грот-мачты юферсами или блоками (рис. 260).

    Рис. 255. Английский мидель-стаксель-леер, ходивший по «джек-штагу», после 1775 г.

    Рис. 256. Английский крюйс-стень-штаг, примерно до 1760 г.

    Рис. 257. Крепление крюйс-стень-штага на английских судах, после 1760 г.

    Рис. 258. Другой способ крепления крюйс-стень-штага, после 1760 г.

    Рис. 259. Крепление крюйс-стень-штага, когда крюйс-стеньга имела «столбовой» топ, после 1775 г.

    Рис. 260. Континентальный способ крепления крюйс-стень-штага

    Рис. 261. Альтернативный способ крепления крюйс-стень-штага на английских и континентальных судах, после 1775 г. Здесь он принайтовлен к обуху в кормовой части грот-марса
    Рис. 262. Крепление перт в средней части грота-рея на английских, 1700 г., и на континентальных судах, в течение всего века

    Рис. 263. Перты на английских судах, примерно до 1760 г.
    Рис. 264. Перты, грота-рея на английских судах, после 1760 г.
    Рис. 265. Перт английского рея, после 1760 г.
    Рис. 266.  Подперток с уплощенным свитнем

    Рис. 267. Строп коуша для рей-талей

    Рис.268. Простой шкентель браса

    Рис. 269. Шкентель браса с вспомогательным шкентелем, применявшийся на анг-лийских судах, 1720—1775 гг.

     Рис. 270. Блок браса на стропе коуша, соединение, известное, как «пес и сука» (англ. «Dog and Bitch»)
    Рис.271.   Шпрюйт для грота-браса на бизань-вантах

     



    Рисунки 231 - 254

    Рисунки 241 - 252

    Рисунки 255 - 271







    Морской интернет-клуб Рейтинг@Mail.ru