фл.семафором сигнал
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • моравиация
  • словарик
  • мороружие
  • кают-компания





  • Изучение флагов Военно-морского свода сигналов




    флаг покой




     

    Морской словарь

    Покой




    ПА   |   ПЕ   |   ПИ - ПЛ  |   ПН - ПО    ПР   |   ПС - ПЯ






     

    "ПРАВАЯ НА ВОДУ" (Pull starboard) — приказание на шлюпке, чтобы гребцы с правой стороны гребли вперед.

    ПРАВАЯ СТОРОНА КОСОГО ПАРУСА  сторона, обращенная к правому борту.

    ПРАВАЯ СТОРОНА СУДНА (Starboard side) — сторона по правую руку, если встать в диаметральной плоскости лицом к носу судна.

    "ПРАВАЯ ТАБАНЬ" (Back starboard) — приказание гребцам шлюпки, сидящим на веслах правого борта, грести назад (табанить).

    ПРАВЕЖ (арх.) — искусство править рулем. "Хороший, худой правеж".

    ПРАВИЛА (волж.) — брасы.

    "ПРАВИЛА ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЯ СУДОВ В МОРЕ"  международные правила, регламентирующие порядок ношения судовых огней и порядок расхождения судов при встречах, а равно и устанавливающие характер сигналов, подаваемых судами во время тумана, при нахождении в виду друг у друга и в бедственных случаях.

    ПРАВИЛО  1. Прямой, чисто остроганный брусок с отверстиями, служит для очерчивания бревен, брусков и досок по огиби. 2. Руль (стар.).

    ПРАВИЛО БЕЙС-БАЛЛО  если судно находится в такой части океана, где бывают ураганы, и барометр начинает падать, а ветер быстро свежеть, то надо считать, что приближается ураган, и сейчас же определить направление, в котором находится его центр. Для этого руководствуются правилом Бейс-Балло: если стать спиной к ветру, то центр урагана лежит на 12—8 румбов влево в северном полушарии и на столько же вправо — в южном. После этого надо определить, в какой половине урагана относительно его пути находится судно, а для этого заметить, в каком направлении изменяется ветер. Чтобы это сделать как можно скорее, рекомендуется парусным судам лечь в дрейф, а паровым — привести против ветра и уменьшить ход или застопорить машину и тогда следить за изменением ветра. См. Правило для расхождения с центром урагана и Штормовая картушка.

    ПРАВИЛО ДЛЯ РАСХОЖДЕНИЯ С ЦЕНТРОМ УРАГАНА (общее для обоих полушарий) — если направление ветра изменяется по часовой стрелке, то корабль находится вправо от пути центра урагана; если ветер изменяется против часовой стрелки, то корабль находится влево от пути центра; если направление ветра не меняется, то корабль находится на пути центра. Как только положение корабля относительно пути центра урагана будет определено, надо лечь на курс по отношению к ветру, руководствуясь следующими правилами: 1. В северном полушарии лечь на правый галс, причем: а) если корабль вправо от пути центра — лечь бейдевинд; б) если корабль влево от пути центра — лечь бакштаг; в) если корабль на пути центра — лечь бакштаг. 2. В южном полушарии лечь на левый галс, причем: а) если корабль влево от пути центра — лечь бейдевинд; б) если корабль вправо от пути центра — лечь бакштаг; в) если корабль на пути центра — лечь бакштаг. Оба случая "а" надо дополнить тем, что, взяв курс бейдевинд, нужно продолжать им править по мере того, как ветер будет отходить. В случае "б" надо, взяв курс бакштаг, постепенно приводить по мере того, как ветер будет заходить. Во всех случаях надо править указанными курсами до тех пор, пока барометр не начнет подниматься, т. е. до тех пор, пока судно не пройдет линию, проходящую через центр урагана перпендикулярно к его пути, или, другими словами, центр урагана. См. Правило Бейс-Балло и Штормовая картушка.

    ПРАВИТЬ (То steer) — прямить, выпрямлять, управлять, распоряжаться, начальствовать, повелевать, делать направление, направлять, руководить. Править вдоль берега (To steer along the land) — направлять курс корабля так, чтобы идти вдоль береговой черты на безопасном расстоянии. Править вахтой (То command a watch) — управлять вахтенной службой корабля. Править реи (То square the yards) — ставить реи горизонтально и параллельно друг другу, поперек судна. Править рулем — управлять судном с помощью руля. Правь по курсу (Steer the course) — приказание рулевому, чтобы он вел судно по заданному по компасу направлению. Правь по румбу — приказание рулевому вести судно по заданному по компасу румбу.

    "ПРАВО НА БОРТ" (Hard a starboard) — команда рулевому, означающая приказание положить перо руля вправо до предела, установленного для данного судна в данных условиях плавания.

    "ПРАВО РУЛЯ" столько-то градусов (Helm a starboard) — команда рулевому, по которой он ставит руль в указанное положение, или, иначе говоря, кладет руль на указанное число градусов.

    ПРАВЫЙ БОРТ (Starboard side) — сторона судна, находящаяся с правой стороны, если встать лицом к носу.

    ПРАВЫЙ ГАЛС (Starboard tack) — см. Галс.

    ПРАВЫЙ ЯКОРЬ (Best bower anchor) — становой якорь, отдающийся с правой стороны судна. Прежде назывался плехт.

    ПРАКТИКА (Pratique) — судно, приходящее из-за границы, подлежит санитарному освидетельствованию и таможенному досмотру. При отсутствии на судне инфекционных болезней (холера, чума, желтая лихорадка и сыпной тиф в массовой форме) судно получает свободную П. с санитарной точки зрения, что дает возможность входа на судно, схода с него и переноса всякого рода вещей. Свободную П. с таможенной точки зрения судно получает после таможенного досмотра, производимого после разгрузки судна. После получения свободной П. в этом случае с судна снимается таможенный контроль, и оно получает право свободного перемещения в порту и право принимать груз на любой порт.

    ПРАКТИКА ЛЛОЙДА (Custom of Lloyd's) — обычай и практика, усвоенные или одобренные корпорацией Ллойда и заимствованные большинством других морских страховщиков. Выражение в морских полисах "Lloyd's clause" или "Custom of Lloyd's" означает, что стороны согласились руководствоваться П. Л. при исполнении и толковании полисов.

    ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭСКАДРА, ПРАКТИЧЕСКИЙ ОТРЯД (Evolution squadron) — соединение кораблей, специально сформированное для целей обучения и отработки кадров.

    ПРАМ (Praam, pram) — плоскодонное судно парусного периода, вооруженное пушками большого калибра. Применялось для действий на мелководье, в реках и пр.

    ПРЕВЕНТЕР-ТОПЕНАНТ (стар.) — см. Перевей-топенант.

    ПРЕВЫШЕНИЕ — расстояние между самолетами в строю, измеряемое по высоте, когда последующий самолет летит выше впереди идущего.

    ПРЕДЕЛ ВОСПЛАМЕНЯЕМОСТИ — такое соотношение воздуха и топлива в горючей смеси, при котором смесь теряет способность воспламеняться вследствие слишком малого насыщения горючим или, наоборот, — слишком малого количества воздуха.

    ПРЕДЕЛ ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТИ — наибольшее напряжение, до которого соблюдается закон пропорциональности между напряжением и деформацией при переменной нагрузке.

    ПРЕДЕЛ УПРУГОСТИ (Elastic limit) — наибольшая величина напряжения, при котором тело еще не получает остаточных деформаций. На практике за предел упругости принимают то напряжение, при котором остаточная деформация после удаления нагрузки не превышает определенной величины (0,03 %).

    ПРЕДЕЛ УСТАЛОСТИ — в металле под влиянием переменных нагрузок, действующих продолжительное время, происходит изменение его механических свойств. В основу всех расчетов современных быстроходных машин кладется П. У., представляющий собою такое напряжение, при котором материал выдерживает не менее 10 млн. изменений напряжений.

    ПРЕДЕЛЬНАЯ (НАИБОЛЬШАЯ) ГРУЗОВАЯ ОСАДКА — осадка судна при наибольшем количестве груза, которое может быть погружено на него без ущерба для собственной безопасности; устанавливается согласно существующим на этот счет особым правилам для каждого судна в отдельности.

    ПРЕДКАМЕРНЫЕ ДВИГАТЕЛИ, АВАНКАМЕРНЫЕ, ФОРКАМЕРНЫЕ ДВИГАТЕЛИ — двигатели, в которых жидкое топливо впрыскивается в камеру (предкамеру), являющуюся частью камеры сжатия. Полное распиливание и сгорание топлива идут при перетекании не полностью сгоревшей смеси из предкамеры в цилиндр под давлением уже сгоревших газов.

    ПРЕДКРЫЛОК У САМОЛЕТА — узкая длинная полоса в носовой части крыла, способная перемещаться вперед, образуя щель между собой и носком крыла. Устанавливается всегда в соединении с закрылком. Перемещая П., пилот регулирует подъемную силу у крыла.

    ПРЕДОХРАНИТЕЛЬ — 1. Прибор, имеющий назначение размыкать электрическую цепь в том случае, когда по ней по причине короткого замыкания или перегрузки начинает идти слишком сильный для данного провода ток, что может вызвать: а) опасный нагрев провода, сопровождаемый порчей изоляции, а в некоторых случаях и пожаром, и б) чрезмерное падение напряжения, неблагоприятно отражающееся на потребителях или нарушающее нормальную работу электрической станции. К предохранителям относятся: плавкие предохранители, различные разрядники, автоматические выключатели, масляные выключатели, громоотводы. 2. Род стопора (цепного или из проволочного троса), заводящийся в помощь топенант-талям, когда стрела установлена в рабочее положение. Один конец предохранителя крепится скобой за нижний конец топенант- шкентеля, а другой — за обух в палубе, вблизи нижнего блока топенант-талей. Если предохранитель осуществлен из проволочного троса, то его нижний конец крепится за нагель или утку на мачте. Когда предохранитель заведен, лопарь топенант-талей несколько потравливают, чтобы предохранитель и тали были одинаково натянуты. 3. П. артиллерийский — механическое приспособление инерционного действия. Исключает во время стрельбы открытие затвора у орудия, давшего осечку или затяжной выстрел. 4. П. минный: а) сахар, установленный в гидростатическом аппарате, после растаяния которого мина становится опасной, б) сахар, установленный в якорях мин некоторых образцов, по растаянии которого мина отделяется от якоря и всплывает на заданную глубину.

    ПРЕЗЕННИНГ (стар.) — брезент.

    ПРЕКРАЩАТЬ, ПРЕКРАТИТЬ — кончить, перестать, остановить, не делать более чего-либо или не дать продолжать. Прекратить стрельбу, огонь (Break off, check fire) — кончить, остановить стрельбу. Прекратить пары (То let the fires go out) — прекратить работу котлов, т. е. прекратить работу топок и выпустить из котлов пар. Прекратить погоню (То cease chasing the enemy) — перестать гнаться за противником. Прекратить сообщение (То forbid all intercourse with the shore or with another ship) — не иметь более сообщения с берегом или другими судами.

    ПРЕМИЯ (Premium) — плата страховщика за принятие им на себя ответственности по страховому полису.

    ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ (Converter) — вращающаяся машина для преобразования: постоянного тока одного напряжения в постоянный ток другого напряжения, переменного тока в постоянный и наоборот; переменного тока в переменный же, но с другим числом периодов. По конструкции П. различаются: двигатели-генераторы, одноякорные преобразователи (умформеры) и каскадные преобразователи.

    ПРЕРЫВАТЕЛЬ (Contact breaker) — прибор для превращения постоянного тока в пульсирующий. Существуют системы: а) электромагнитные, напр. зуммер, б) электротехнические, в) ртутные. Последние два типа применяются в больших индукционных катушках, при спиралях Румкорфа.

    ПРЕСС КОУШНЫЙ  машинка, служащая для введения коушей в кренгельсы; заменяет свайки, драйки и мушкеля.

    ПРЕССШПАН, АНГЛИЙСКИЙ КАРТОН  глянцевитый картон. П., пропитанный изолирующими веществами, употребляется как изоляционный материал при построении электрических машин и аппаратов.

    ПРЕТЕНЗИЯ (Pretension) — заявление военнослужащего о незаконных или несправедливых в отношении его действиях и распоряжениях начальников, о неудовлетворении положенным довольствием и т. п. В ВМФ термин П. заменен термином жалоба.

    ПРЕТОРИУС  см. Явление Преториуса.

    ПРЕЦЕССИЯ (Precession) — наблюдения указывают, что точка весеннего равноденствия передвигается по эклиптике навстречу собственному движению Солнца на 50",2 в год. Это происходит вследствие того, что ось мира (и связанный с ней небесный экватор) не остается в пространстве неподвижной, но, составляя с осью эклиптики постоянный угол в 23°27'3, медленно описывает около этой оси коническую поверхность с полным оборотом и возвращением к первоначальному положению через 360°/50",2 = 25 800 лет. Вследствие вышеуказанного перемещения точки весеннего равноденствия ежегодно на 50",2 навстречу Солнцу происходит предварение равноденствий, так как Солнце в следующий раз приходит в точку весеннего равноденствия несколько раньше, чем совершит полный круг по эклиптике. Поэтому явление это и называется П., что и означает предварение.

    ПРИБАВЛЯТЬ, ПРИБАВИТЬ  придать, увеличить, усилить, ускорить. Прибавлять парусов — увеличивать площадь стоящих парусов, отдавая у них рифы или ставя дополнительно новые паруса, кроме уже поставленных. Прибавить ход (То increase speed) — увеличить скорость хода. Прибавить число оборотов (То increase the number of revolutions)  увеличить число оборотов машины.

    ПРИБЕРЕЖНИК (арх.) — прибрежный лед.

    ПРИБОЙ (Surf, wash, breakers) — явление набегания волны на береговую черту. П. получает разный характер в зависимости от того, отмелый берег или приглубый. П. бывает у всякого берега; там, куда достигают океанские волнение и зыбь, он принимает громадные размеры.

    ПРИБОЙНИК (Rammer) — древко с цилиндрическим утолщением на конце с кожаным или резиновым наконечником (клоцем); служит для досылки до места снарядов в орудие ручного заряжания. В орудиях же с механическим заряжанием П. представляет собой особое устройство, предназначенное для досылки снарядов и зарядов в камору орудия.

    ПРИБОЙНИЧНЫЙ  боец из орудийного расчета, досылающий с помощью прибойника снаряд в камору орудия при его заряжании.

    ПРИБОР АРАНОВА  совмещает в себе транспортир, параллельную линейку, курсовой указатель и циркуль. С помощью этого прибора, кроме задач навигационных, с успехом решаются и все обычные задачи на маневрирование.

    ПРИБОР ВАЛЕССИ  прибор, устанавливаемый на кораблях флота и служащий для показания и регулирования числа оборотов машины для сохранения кораблем своего места в строю. Все манипуляции с прибором просты, не требуют сложности вычислений, точны и безошибочны при условии, что сам прибор исправен и хорошо градуирован. Благодаря этому прибор Валесси завоевал себе почетное место среди приборов для управления кораблем, находящимся в строю.

    ПРИБОР ДЕВИАЦИОННЫЙ, прибор Эри  служит для уничтожения полукруговой и креновой девиации. В наиболее типичном виде он состоит из вертикальной медной трубы, установленной внутри нактоуза, вдоль которой передвигаются гнезда с магнитами-уничтожителями. Одно гнездо служит для вкладывания магнитов продольных, другое — для поперечных. Этими магнитами уничтожается полукруговая девиация. Внутри трубы подвешивается на медной цепочке вертикальный магнит, помещенный в медном футляре, он служит для уничтожения креновой девиации.

    ПРИБОР ИВКОВА  простейший прибор, служащий для удержания корабля на постоянном курсовом угле, т. е. для такого маневрирования, когда корабль удерживает угол между своей диаметральной плоскостью и направлением на цель постоянным.

    ПРИБОР ПУЛЬФРИХА  прибор, дающий возможность быстро и легко определить действительное наклонение видимого горизонта с точностью, вполне достаточной для целей практики. Основан на принципе совмещения изображений двух противоположных частей видимого горизонта.

    ПРИБОР РУДОВИЦА  прибор, позволяющий приближенно определить направление и скорость (в баллах) истинного ветра на ходу корабля.

    ПРИБОР ФУСА   прибор, служащий для проверки и исследования секстанов в условиях обсерватории.

    ПРИБОР ЭРИ  см. Прибор девиационный.

    ПРИБОРКИ корабля  мероприятия по поддержанию чистоты и порядка на корабле. Обязанности личного состава корабля по приборкам определяются специальным корабельным расписанием. Расписания предусматривают два вида приборки: малую, или ежедневную утреннюю, и большую, производимую обычно накануне дней отдыха, после угольных погрузок, больших походов и т. д. Большую приборку иногда называют генеральной, а в старом флоте называли приборкой по субботнему расписанию.

    ПРИБОРЫ УПРАВЛЕНИЯ АРТИЛЛЕРИЙСКИМ ОГНЕМ (ПУАО)  приборы, при помощи которых управляющий артиллерийским огнем орудий, установленных на кораблях и батареях, передает приказания к орудиям и, в свою очередь, получает необходимые ему сведения. Первоначально на старых кораблях приказания передавались просто голосом и сигналами на горне, что было вполне достаточно при сравнительно небольших размерах самого корабля и малой скорострельности прежних орудий. Позже простая голосовая передача приказаний была заменена передачей по телефонам и по специальным переговорным трубам. Т. к. звуковые способы в современной боевой обстановке не могут гарантировать безошибочности передачи приказаний, а сама передача приказаний и их исполнение требуют относительно много времени, то на современных боевых кораблях перешли на электрическую систему передачи приказаний, как наиболее совершенную в отношении точности, скорости передачи и исполнения их. Электрическая передача приказаний обычно является основной системой передачи при управлении артиллерийским огнем, а передача по переговорным трубам и телефонам — вспомогательной. Приборы, передающие указанные выше приказания и сигналы, называются дающими приборами, а приборы, которые воспроизводят эти приказания и сигналы, называются принимающими приборами. Дающие приборы устанавливаются в центральных (артиллерийских) и в командно-дальномерных постах. Принимающие приборы устанавливаются у орудий или на самих орудиях — в башнях, казематах. К принимающим приборам относятся также и контрольные приборы, которые устанавливаются в командных пунктах для передаваемых дающими приборами приказаний и сигналов. Электрические системы передачи приказаний и сигналов обычно называются синхронными передачами.

    ПРИБОРЫ ЭЛЕКТРОНАВИГАЦИОННЫЕ  навигационные приборы, построенные с широким применением электротехники. Среди всех П. Э. наиболее интересным является гирокомпас, как по сложности своей теории и практического конструктивного осуществления, так и вследствие его значения в кораблевождении. От гирокомпаса приводятся в действие следующие электронавигационные приборы: гирорулевой (автоматический рулевой), курсограф, одограф (автоматический прокладчик) и боевой прокладчик. Кроме того, к числу П. Э. относятся электромеханические лаги и эхолоты. П. Э. являются современным типом навигационных приборов. Наряду с этим П. Э. являются сложными и требуют умелого и тщательного ухода квалифицированным и обученным персоналом. Являясь необходимыми на боевых кораблях, П. Э. экономически выгодны для эксплуатации и на торговых судах.

    ПРИБРЕЖЬЕ (сев.) — если говорят о береге или об острове, то край берега; если же о воде, то предел ее у берега.

    ПРИВАЛЬНЫЙ БРУС  1. Брус, идущий внутри борта вокруг всей шлюпки примерно на высоте ватерлинии или немного выше. П. Б. скрепляются шпангоуты. Концы банок лежат на П. Б. и крепятся к нему. У форштевня и острого ахтерштевня оба П. Б. соединяются брештуками; к транцу они прикрепляются кницами. 2. Деревянный или металлический брус, укрепленный вдоль наружного борта судна в средней, полной его части, на небольшой высоте от ватерлинии. Служит для смягчения ударов при швартовке судна. 3. На деревянных судах — деревянный брус, идущий вдоль судна и крепящийся к шпангоутам; на него кладутся концы бимсов.

    ПРИВАРОЧНОЕ ДОВОЛЬСТВИЕ  довольствие, состоящее из мяса, соли, овощей и пр. припасов, употребляемых для приготовления горячей пищи.

    ПРИВАТИР (Privateer) — судно, вооруженное с разрешения правительства частным лицом для военных действий против неприятеля, главным образом для крейсерских операций против неприятельской торговли. То же, что капер.

    ПРИВЕРХ (речн.) — верхняя часть (обращенная против течения) осередка, острова, гряды огрудков, гор и пр. Нижний конец наз. ухвостье.

    ПРИВЕСТИ  см. Приводить.

    ПРИВОД (Gear) — механизм для передачи вращательного движения из одного места в другое. Бывает привод ременный, зубчатый и пр.

    ПРИВОД ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ  приведение в действие машины от масляного или водяного насоса.

    ПРИВОД ДЛЯ ПРОВОРАЧИВАНИЯ МАШИНЫ  служит для проворачивания коленчатого вала во время ремонтных работ, а также и для ежедневного его проворачивания в целях предотвращения приржавления трущихся частей друг к другу.

    ПРИВОД РУЛЕВОЙ  см. Рулевые приводы.

    ПРИВОД ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ  совокупность устройств, служащих для передачи вращения от электродвигателя к машине.

    ПРИВОДИТЬ, ПРИВЕСТИ (То luff) — держать круче. Приводить или привести к ветру (То bring to) — взять круче, подняться, взять курс относительно ветра ближе к линии ветра, ближе к крутому бейдевинду. Привести на створ (То bring on the same line, or in one line, in line, in one) — править судном так, чтобы назначенные предметы створились, т. е. находились в одной вертикальной плоскости с глазом наблюдателя. Привести в шторм (То heave to) — идя попутным ветром, привести в бейдевинд насколько возможно.

    ПРИВЯЗНОЙ АЭРОСТАТ, ПРИВЯЗНИК, ЗМЕЙКОВЫЙ АЭРОСТАТ (Kite balloon) — аэростат удлиненной формы с матерчатым оперением по корме. П. А. служит для наблюдения, средством заграждения и для подъема метеорологических приборов. Привязной аэростат для наблюдения употребляется на войне как подвижная вышка. Наиболее распространенный тип П. А. системы "Како" состоит на вооружении почти во всех странах; может подниматься при ветре до 30 м/сек на высоту до 2000 м. Оболочка снабжена баллонетом и автоматическим клапаном, который открывается при сверхдавлении внутри оболочки выше 14 мм в. с. Оболочка наполняется газом через аппендикс. Разрывное приспособление помещается вверху П. А. Для устойчивости П. А. имеет 2 стабилизатора и рулевой мешок; в последний воздух входит через улавливатель. Оболочка имеет пояс, от пояса идет привязной такелаж с привязным тросом, при помощи которого П. А. соединяется с лебедкой. Подвесной такелаж соединяет П. А. с корзинами. Такелаж состоит из гусиных лапок, спусков и строп.

    ПРИВЯЗНОЙ ТАКЕЛАЖ  такелаж, связывающий привязной аэростат с лебедкой.

    ПРИВЯЗЫВАТЬ, ПРИВЯЗАТЬ (То lash, to seize, to fix, to clap on) — прикреплять вязкою, обмотом, узлом. Привязать парус (То bend the sail to its yard) — прикрепить парус к лееру у реи или пришнуровать к гафелю, рейку и пр.

    ПРИГЛУБЫЙ БЕРЕГ (Steep to) — берег, у которого сразу большая глубина.

    ПРИГОВОР (Award) — решение арбитра или посредника.

    ПРИГОТОВИТЕЛЬНЫЙ СИГНАЛ (Preparatory signal) — сигнал, требующий от исполнителей подготовиться к выполнению того или иного действия.

    ПРИГОТОВИТЬ ЯКОРЬ К ОТДАЧЕ (See clear for coming to) — произвести все необходимые действия и работы с якорем так, чтобы последний можно было отдать немедленно после приказания.

    ПРИГОТОВИТЬСЯ К БОЮ (То prepare for action) — см. Приготовление корабля к боевым действиям.

    ПРИГОТОВЛЕНИЕ КОРАБЛЯ К БОЕВЫМ ДЕЙСТВИЯМ  состоит из: мобилизационной подготовки корабля к боевым действиям, предварительной подготовки корабля к боевым действиям и изготовления корабля к бою. Под мобилизационной подготовкой понимается сумма мероприятий, направленных к пополнению различного рода запасов, доукомплектованию личного состава, свозу практического боезапаса и удалению с корабля излишнего в боевых условиях имущества, могущего стеснять действия личного состава или послужить очагами пожаров во время боя. Предварительная подготовка корабля к боевым действиям заключается в заблаговременной уборке всех предметов, мешающих работе боевых и технических средств, и в принятии мер предосторожности в отношении тех из них, которые могут быть повреждены во время собственной стрельбы. Работы эти выполняются на основе специального расписания. Изготовление корабля к бою состоит из суммы заранее определенных действий личного состава, направленных к приведению всех средств корабля в состояние, позволяющее кораблю немедленно вступить в бой.

    ПРИДАТКИ ДИРИЖАБЛЯ  части конструкции дирижабля, выступающие из его корпуса наружу.

    ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ - Придерживайся при порывах ветра (Luff while it blows) — держи круче во время порывов ветра. Придерживаться к берегу (То keep close to land) — идти вблизи берега. Придерживаться к ветру (То hug the wind to luff) — идти ближе к линии ветра. Придерживаться правой (левой) стороны фарватера, канала, реки и т. п. — идти правой (левой) стороной. Придерживаться середины фарватера — идти серединой фарватера. Придерживаться шхер — идти вблизи шхер. Придержись (Nearer, luff) — подойди как можно ближе к ветру.

    ПРИЕМ НА СЛУХ  см. Радиотелеграф.

    ПРИЕМНИК (Receiver) — аппарат, потребляющий ток, напр. электрическая лампочка, электродвигатель, электрический нагреватель и т. п. См. Радиоприемник.

    ПРИЕМ СЕНТ-ИЛЕРА  наиболее простой, удобный и во всех отношениях заслуживающий внимания прием нанесения Сомнеровых линий на карту, предложенный французским адмиралом de Saint-Hilaire.

    ПРИЖИМ (арх.) — наносный к берегу лед, ледяные поляны, прижимаемые к берегу. На прижимках промышляют тюленей, бобров.

    ПРИЖИМНЫЙ БРУС  брус, идущий с наружной стороны кожуха гребных колес для предупреждения последних от повреждения при причаливании.

    ПРИЗ МОРСКОЙ (Prize) — неприятельская собственность или военная контрабанда, захваченные в морской войне. Согласно международным правилам П. должен быть доставлен взявшим его в порт для утверждения в особом судебном порядке (призовые суды) законности захвата. Уничтожение П. до суда допускается при сопротивлении осмотру и в случае опасности, представляемой П. для операций взявшего. Захвату не подлежат (2-я Гаагская конвенция 1907 г.) мелкие рыболовные суда, суда научных и филантропических организаций и почта.

    ПРИЗМА БЕЛЛЯ  простейший дальномер, состоящий из двух отдельных призм, помещенных в деревянной оправе. Первая из этих призм на расстоянии одного каб. понижает точку на 16 фут. по высоте, вторая призма на том же расстоянии понижает точку на 32 фута. Чтобы не спутать призмы, на деревянной оправе поставлены против них соответственно цифры 16 и 32. Измерение сводится к тому, что, смотря одновременно через призму и невооруженным глазом, замечают, какие точки совпадают. Зная расстояние между точками в футах и разделив его на число, поставленное около призмы, получают расстояние в каб.

    ПРИЗМА БЕККЕРА — простейший дальномер, состоящий из двух призм, сложенных вместе и вращающихся в круглой металлической оправе, т. е. прибор состоит как бы из одной призмы, но только с переменным углом у основания и, следовательно, с переменным отклонением. На оправе одной из призм нанесен индекс, а на оправе другой — деления от 0° до 7° через каждые 10'. Измерение расстояния заключается в том, что, вращая призмы, совмещают точку, видимую простым глазом через отверстие в середине призмы, с какой-нибудь другой точкой, видимой через призму, и затем читают на обойме величину угла ?, под которым эти точки видимы с данного расстоянии. Затем, зная расстояние между совмещенными по аргументам H и ? находят в них искомое точками H, берут специальные таблицы и расстояние D.

    ПРИЗМА ВОЛЛАСТОНА  призма, дающая два изображения отраженного предмета. Применяется на секстане во время ночных наблюдений.

    ПРИЗМОЗЕРКАЛЬНЫЙ КРУГ ПИСТОРА, МАРТИНСА и ВАЙНШАФФА  угломерный инструмент, построенный на тех же теоретических основах, что и секстан. От последнего отличается тем, что имеет: а) раму не в виде сектора, а в виде целой окружности, б) вместо неподвижного малого зеркала — прямоугольную равнобедренную стеклянную призму, в) два верньера вместо одного. Преимущества перед секстаном: позволяет измерять углы от 0° до 360°; изображение предмета вследствие замены малого зеркала призмой яснее видно в трубу; полусумма отсчетов на обоих верньерах дает измеренный угол без погрешности (эксцентриситета).

    ПРИЗОВОЙ СУД  см. Приз морской.

    ПРИКАБОЛИТЬ  временно наложить бензель или схватку из каболки.

    ПРИКИНУТЬ (астр.) — дойти на судне, доплыть.

    ПРИКЛАДНОЙ ЧАС приблизительное время наступления полной воды в дни полнолуния и новолуния. На английских картах обозначается в сокращенном виде Н. W. F & С. (High Water Full and Change), т. е. полная вода в полнолуние и новолуние. Прикладной час порта (High water full and change) — средний из лунных промежутков в дни сизигий, выведенный из значительного числа наблюдений. П. Ч. называется иногда "Establishement of the port" или "Interval".

    ПРИКЛЕПАТЬ якорную цепь к якорю (То shackle the cable to the anchor)присоединить якорную цепь к якорю, т. е. заложить якорную скобу за скобу якоря.

    ПРИКОЛ — говорят про суда: "стать на прикол", "поставить на прикол", "стоять на приколе". Все эти выражения означают, что суда вследствие невозможности их использования бездействуют и стоят в портах без экипажа. Массовая постановка торговых судов на П. характерна для капиталистических стран, особенно в периоды депрессии и экономических кризисов.

    ПРИЛИВ КВАДРАТУРНЫЙ (Neaps (tide)) — наименьший прилив, когда Солнце и Луна кульминируют одно после другого через 6 час, т. е. в первую и последнюю четверть Луны (квадратуры).

    ПРИЛИВ СИЗИГИЙНЫЙ (Springs (tide)) — наибольший прилив, когда Солнце и Луна кульминируют одновременно, т. е. в сизигии (в дни новолуний и полнолуний).

    ПРИЛИВНОЙ ГРЕБЕНЬ (Prilivnoy greben) — лед, выдвинутый приливами на берег, иногда перемешанный с песком и галькой.

    ПРИЛИВНЫЕ СУТКИ (Tide day) — промежуток времени между двумя последовательными полными или малыми водами при суточных приливах или двумя последовательными утренними (вечерними) полными или малыми водами при полусуточных приливах в каком-нибудь месте. Продолжительность П. С. при полусуточных приливах примерно равна 2 4 час. 5 0 мин.

    ПРИЛИВО-ОТЛИВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ  течения, возникающие в результате приливо-отливных явлений, периодически сменяющие направление и скорость и достигающие наибольших скоростей в прибрежных зонах и в узкостях.

    ПРИЛИВЫ и ОТЛИВЫ (Flood tide and ebb tide, ebb and flood) — периодические изменения уровня воды в море, вызываемые действием на частицы воды сил притяжения Луны и Солнца и сил центробежных, возникающих от обращения систем Земля — Луна, Земля — Солнце вокруг их общих центров тяжести. Первенствующее значение имеет Луна; ее сила притяжения относится к силе притяжения Солнца как 5:2, почему приливы совпадают примерно с прохождением Луны через меридиан данного места. Приливы могут быть правильными, когда колебания уровня во времени совершаются плавно, и неправильными, когда они происходят с задержками или скачками.

    ПРИЛУК, ПРИЛУКА  1. Обрыв речного берега на повороте, в который бьет течение. 2. Место при речной луке, внешняя большая дуга берега при луке, изгиб реки, где имеется прибой течения и берег крут; напротив прилуки — лука, мыс.

    ПРИМАЖ (Primage) — так раньше называли особое вознаграждение капитану за заботу о грузе. В настоящее время этим термином обозначается прибавка к фрахту (обычно 10 %) за пользование погрузочно-разгрузочными приспособлениями судна. В практике советского торгового флота отсутствует.

    ПРИМЕРНОЕ СРАЖЕНИЕ (Sham fight) (стар.) — тактическое учение, маневры.

    ПРИМЕТНОЕ МЕСТО (Sea mark, leading mark) — место, имеющее отличительные признаки, знаки, приметы.

    ПРИМОИНА (Alluvion accretion) — нанос грунта течением реки.

    ПРИНАЙТОВИТЬ (То lash, to seize, to fasten) — скрепить найтовом, привязать.

    ПРИНИЖЕНИЕ  расстояние между самолетами в строю на высоте, когда последующий самолет летит ниже впереди идущего.

    ПРИНИМАЮЩИЕ ПРИБОРЫ  см. Приборы управления артиллерийским огнем.

    ПРИНУДИТЕЛЬНАЯ ЦИРКУЛЯЦИЯ  см. Циркуляции.

    ПРИНУЖДЕННЫЕ КОЛЕБАНИЯ — см. Вынужденные колебания.

    ПРИНЯТЬ ВОЛНУ (То ship a sea) — говорят в тех случаях, когда волна вкатится на судно.

    ПРИПАЯ (речн.) — см. Закраина.

    ПРИПАЙ (Land floe or land ice) — примерзший к берегу неподвижный лед, распространяющийся в море на значительные расстояния до нескольких десятков миль .

    ПРИПАСОВКА  точная пригонка соприкасающихся деталей; делается с целью избежать шатания (игры) при движении. Достигается путем шабрения, притирки или пришлифовки.

    ПРИПАСТЬ (сев.) — усилиться, прибавиться (говоря о ветре). "Припало много ветра".

    ПРИПИСКА К ПОРТУ  каждое вновь построенное или приобретенное за границей судно в 2 0 или более регистровых тонн валовой вместимости приписывалось к порту и вносилось в судовой список с наименованием судна. В последнее время приписка судов к порту упразднена и заменена исключительно регистрацией, которая существовала одновременно с припиской судов к порту.

    ПРИПЛАВИЩЕ, ПРИПЛЫВИЩЕ (арх.) — куда приплывают, пристают суда; пристань.

    ПРИПОДНЯТЫЙ ТУМАН — см. Облака слоистые.

    ПРИПОЙ (Solder) — относительно легкоплавкий сплав, служащий для соединения металлических частей посредством паяния. П. должен обладать низшей температурой плавления, чем спаиваемые металлы. Различают П. мягкие, или слабые, и твердые, или крепкие. К первым принадлежат сплавы олова, свинца, кадмия, висмута (температура плавления 60 — 240°), к твердым П. относятся сплавы серебра с медью, латунью, оловом (температура плавления 600 — 800°).

    ПРИПУСК  увеличение размеров заготовки изделий против заданных чертежом для последующей механической обработки.

    ПРИСАДА (арх.) — остров на реке, образующийся от наносного песка, земли и разных плавучих предметов.

    ПРИСАДКИ  добавка особых элементов в специальных сталях (напр. никель, хром, ванадий, вольфрам, молибден, марганец, кремний и др.), улучшающих механические качества сталей и придающих им специфические качества (увеличение остаточного магнетизма, уменьшение коэффициента расширения и пр.).

    ПРИСЕЗНИТЬ  скрепить сезнями.

    ПРИСЛОН  1. Гористый, крутой берег реки (тих. ок.). 2. Гористый, крутой берег реки не у самой воды, а в некотором от нее удалении, иначе увал. (сев.).

    ПРИСЛУГА орудия, торпедного аппарата, парового или моторного катера и т. п. (Crew) — команда, обслуживающая эти средства. Термин в ВМФ СССР заменен словом расчет.

    ПРИСПУСКАТЬ, ПРИСПУСТИТЬ КОРМОВОЙ ФЛАГ (То haul down the flag to half-mast) — опустить кормовой флаг до половины расстояния между клотом и основанием флагштока (между ноком гафеля и местом, за которое закрепляются фалы флага, если последний поднят на гафеле) и оставить в таком положении установленный промежуток времени. Делается это в знак траура и, в частности, когда на корабле имеется покойник. Если умирает флагман, то, кроме кормового флага, приспускается присвоенный ему стеньговый флаг или брейд-вымпел. В случае смерти командира корабля приспускается вымпел и кормовой флаг. Кормовой флаг приспускается также при падении человека за борт и держится в таком положении до того момента, пока упавший не будет поднят с воды. В военное время в море флаг на военных кораблях не приспускается.

    ПРИСПУСКАТЬСЯ, ПРИСПУСТИТЬСЯ (То bear away a little) — идя под парусами бейдевинд, увеличить угол между курсом и направлением ветра. Катиться под ветер, держать полнее.

    ПРИСТАВАТЬ, ПРИСТАТЬ (То come alongside the ship or wharf) — подойти на судне вплотную к другому судну, пристани, берегу и ошвартоваться. Выражения: "По пути пароход приставал трижды". "Берег отлог, пристать нельзя".

    ПРИСТАВКИ — бортовые шпангоуты на деревянных судах баржевой конструкции, представляющие собой вертикальные брусья, соединяющиеся помощью замка с днищевыми копанями.

    ПРИСТАВШАЯ ПОШЛИНА (Wharfage) — сбор за разрешение пользоваться пристанью для перевалки грузов. В практике Союза ССР отсутствует.

    ПРИСТАННЫЕ и ПЕРЕВАЛОЧНЫЕ СБОРЫ (Wharfage and Porterage) — плата, взимаемая Лондонским портовым управлением за перевалку экспортных грузов.

    ПРИСТАНЬ (Landing place, wharf) — специально оборудованное место стоянки речных судов у берега, служащее в общем случае для производства перегрузочных операций и для посадки и высадки пассажиров. На всех судоходных реках П. называют причальную линию, расположенную возле городов и сел. П. делятся на естественные береговые, искусственные береговые и плавучие. В зависимости от назначения П. могут быть: военные, коммерческие, карантинные, угольные, хлебные и т. п.

    ПРИСТОПОРИТЬ — прикрепить, присоединить. Пристопорить флаг (сигнал) — прикрепить флаг (флажный сигнал) к фалу при помощи клевантов или специальных гачков.

    ПРИСТРЕЛКА — начальный период стрельбы, во время которого уточняют полученные подготовкой прицел, целик, а иногда и установку автомата.

    ПРИСТЫНУТЬ (арх.) — примерзнуть.

    ПРИТАЙКА (арх.) — оттепель.

    ПРИТИРКА — способ пригонки взаимно соприкасающихся деталей путем прошлифования поверхностей слоем нанесенного на них тонкого абразивного материала. П. применяют для точной пригонки частей изделий.

    ПРИТОК (Affluent) — река, впадающая в другую, главную реку. Обычно П. отличается от главной реки направлением течения, длиною, меньшим количеством воды, иногда цветом последней, строением берегов и т. д. В некоторых случаях трудно определить, какая река является главной, и названия П. и главной реки становятся условными.

    ПРИТОМНИК (волж.) — огрудки, груда камней, подводные каменистые мели.

    ПРИТЫКАТЬСЯ — прикасаться, прислоняться. Приткнуться к берегу, к мели — прислониться к берегу, к мели. Судно приткнулось к мели — слегка село на мель; прислонилось, уперлось носом, кормой или бортом в мель.

    "ПРИ УСЛОВИИ БЛАГОПОЛУЧНОГО ПРИБЫТИЯ" (Subject to safe arrival) — условие, находящее себе применение при морской перевозке и ограничивающее ответственность судовладельца только случаями благополучного прибытия судна. Фрахтовые договоры капиталистических стран содержат бесчисленное множество условий и оговорок, ограничивающих ответственность судовладельца. Кодекс торгового мореплавания Союза ССР ограничивает круг ответственности за своевременное прибытие судна к порту назначения.

    ПРИХАБ (днепр.) — широкое болотистое место на берегу реки.

    ПРИХВАТЫВАТЬ, ПРИХВАТИТЬ (То seize) — слегка закрепить; наскоро Прихватить снасть — привязать наскоро. закинуть на утку. Прихватить что-либо привязать, привязывать к чему-нибудь. Прихватить кливер-шкот — вытянуть и аболкой — подвязать.

    ПРИХОДИТЬ, ПРИЙТИ — достигать определенного места, прибыть. Корабль пришел из-за границы — прибыл из-за границы. Пришел на якорь-цепь — выражение, показывающее, что судно, отдавшее якорь, пришло в такое положение, при котором нос его смотрит по направлению якорной цепи, когда последняя туго вытянулась. Флот пришел с моря, с похода — прибыл с моря, с похода.

    ПРИЦЕЛ (Visual sight) — приспособление, при помощи которого огнестрельному оружию (винтовке, пулемету, орудию) придается угол возвышения над горизонтом, требуемый для попадания в цель, находящуюся на определенном расстоянии.

    ПРИЦЕЛИВАНИЕ ОРУЖИЯ — наведение оружия и одновременно придание ему требуемого угла.

    ПРИЧАЛ (Berth) — 1. Место вдоль пристани для причала судна и производства погрузочно-разгрузочных работ. 2. Так речники и торговые моряки называют швартовку судна. 3. П., причальный канат, при помощи которого судно подтягивается к берегу.

    ПРИЧАЛЬНАЯ БАШНЯ — см. Мачта причальная.

    ПРИЧАЛЬНАЯ ЛИНИЯ (Quayage) — протяжение берега вдоль набережной и укрепленных берегов в порту, в пределах которого возможно причаливание судов.

    ПРИЧАЛЬНАЯ ТУМБА — специальное приспособление для укрепления судов у причальной линии. П. Т. у кордона состоит из низкой стальной грушевидной головки, наклоненной назад, и из стальной коробки, притягиваемой болтами к кладке стены. П. Т. закрепляются либо в отдельном бетонном массиве, либо помощью анкерных свай. В последнее время стали применяться на кордоне набережных парные тумбы в виде судовых кнехтов.

    ПРИЧАЛЬНОЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЕ  приспособление на дирижабле, при помощи которого он прикрепляется к причальной мачте. Иногда П. П. называют также все снасти, служащие наземной команде для приемки опускающегося дирижабля.

    ПРИЧАЛЬНЫЕ РЫМЫ (Mooring rings) — кольца, заделанные либо на лицевой грани набережной стенки, либо у кордона стены; первыми пользуются обыкновенно для укрепления у причальной линии лодки, боты и катера, а вторыми — суда малых и средних размеров.

    ПРИЧАЛЬНЫЙ БРУС  деревянный брус, идущий снаружи по борту железных речных или каботажных судов для предупреждения повреждения их при причаливании к пристани. То же, что привальный брус.

    ПРИЧАЛЬНЫЙ КАНАТ  см. Причал.

    ПРИЧАЛЬНЫЙ ФРОНТ ПОРТА  составляют все линии причала судов, т. е. открытые фронты, бассейны и пирсы, к которым пришвартовываются суда для грузовых операций. В отличие от них линии стоянки судов на водных площадях называют рейдовыми погрузочными линиями или рейдовыми причалами.

    ПРИШЕДШИЙ ПУНКТ (Point in) — конечный пункт плавания судна. Пункт, в который прибыло судно.

    ПРИШЕЛ НА ЯКОРЬ-ЦЕПЬ (канат) — выражение, обозначающее такое положение якорной цепи, когда корабль повернется по ветру и натянет ее. В тех случаях, когда якорную цепь травят, то доклад: пришел на якорь-цепь означает, что корабль натянул ее.

    ПРИШЕЛОП (арх.) — приморская береговая возвышенность у подошвы горы.

    ПРИШИБ  1. Прибой. 2. Яр при крутом повороте реки в колене (волж.).

    ПРИШНУРОВАТЬ (То lace a sail) — привязать парус к рейку помощью шнура, который берется вокруг рейка и продевается в люверсы, сделанные по шкаторине паруса.

    ПРИЩИНА (сев.) — прибавка парусности к большому парусу на ладье.

    ПРИЩИПАТЬ (сев.) — привязать парус к рею; прищипать бинет — пристегнуть бинет.

    ПРОА — легкая лодка жителей островов Малайского архипелага.

    ПРОБА  представление командиру корабля (или флагману) пищи команды для опробования.

    ПРОБЕГ САМОЛЕТА  расстояние в метрах, проходимое, самолетом после посадки его на воду или землю, считая с момента соприкосновения с поверхностью воды или земли, до полной остановки, а также от момента начала движения до взлета (разбег). Величина П. С. может быть также выражена и временем в секундах, затрачиваемым на полное погашение скорости самолета после посадки.

    ПРОБИВАТЬ, ПРОБИТЬ  продеть веревку или одну из прядей ее между двумя прядями другой веревки.

    "ПРОБИТЬ БОЕВУЮ ТРЕВОГУ" (То beat, to sound general quarters) — произвести установленные сигналы, вызывающие личный состав корабля к своим местам по боевому расписанию.

    ПРОБКА (Plug) — 1. Маленький деревянный цилиндр, которым забивается сверху отверстие над головкой болта, скрепляющего деревянную настилку с палубой. 2. Деревянный цилиндр различных размеров, употребляемый для временной заделки отверстий и, в частности, пробоин в бортах, палубах и переборках судна.

    ПРОБКА ДУЛЬНАЯ (Tompion) — металлический диск со скобой и нажимным винтом. Концами скобы пробка надевается на крючья у дульного среза орудия, а вращением нажимного винта плотно прижимается к последнему. Служит для предохранения канала орудия от попадания воды и посторонних предметов. Кроме того, П. Д. бывают в виде деревянных цилиндров, имеющих на одном из своих оснований прикрепленный к нему медный круг. Диаметр пробки равен калибру орудия, а медного круга несколько больший. На медном круге обычно накладывается государственный герб (у нас чаще — пятиконечную звезду). Такие пробки надевают, как правило, в торжественных случаях , по праздникам, при стоянках на якоре .

    ПРОБКА ШЛЮПОЧНАЯ (Boat's dale plug or boat's plug) обычно деревянный стержень, которым закрывают отверстие в днище шлюпки, служащее для выпуска из нее воды при поднятии на борт или вытягивании на берег.

    ПРОБКОВЫЙ ПОЯС  см. Спасательный нагрудник.

    ПРОБЛЕСКИ (Intermittent light flashes) — вспышки света в темноте.

    ПРОБЛЕСКОВЫЙ ОГОНЬ  см. Маячные огни.

    ПРОБОВАТЬ МАШИНУ (То try round an engine) — делать несколько оборотов вперед и назад с целью убедиться в ее исправности и готовности к действию.

    ПРОБОИНА (Hole) — отверстие в корпусе судна, полученное от столкновения с другим судном, от взрыва снаряда, бомбы, торпеды, мины или от удара о подводную опасность.

    ПРОБОЙНИК, БОРОДОК (Punch) — ручной инструмент для пробивки отверстий в металле, коже, бумаге и т. д.

    ПРОВАЛИВАНИЕ ХВОСТА  см. Кабрирование.

    ПРОВЕЗЫ (галерн.) — швартовы.

    ПРОВЕРКА РАСПИСАНИЯ (Beating to quarters) — вызов личного состава корабля с целью проверки знаний им своих мест но данному расписанию.

    ПРОВЕСКА НАБОРА КОРПУСА  проверка симметрии и правильности плоскости шпангоутов по отношению к диаметральной плоскости.

    ПРОВИАНТ (Stores) — название принятой на торговое судно провизии для нужд команды и пассажиров.

    ПРОВИАНТ СУДОВОЙ (Ship's stores) — все товары, как подлежащие оплате пошлиной, так и не подлежащие, провозимые судном и предназначенные для исключительного потребления на судне. В практике советского торгового флота этот термин не имеет употребления.

    ПРОВОДИМОСТЬ (Conductivity) — способность проводников проводить электричество; характеризуется величиной, обратной электрическому сопротивлению. Единица проводимости — сименс; если сопротивление проводника равно 1/4 ома, то проводимость будет 4 сименса.

    ПРОВОДНИКИ  тонкие тросы, служащие для передачи с помощью их более толстых тросов одного судна на другое, на стенку, пристань и т. д.

    ПРОВОДНИКИ (Conductors) — тела, проводящие электричество.

    ПРОВОЖАТЬ, ПРОВОДИТЬ - Проводить весло — вести при каждом гребке часть лопасти (не более 3/4) под водой по направлению от носа к корме. Провести стрельбу — выполнить стрельбу. Провести судно по отмелям, по фарватеру, через шхеры. Проводка судна.

    ПРОВОЛОЧНЫЙ ТАКЕЛАЖ (Wire rigging) — такелаж, сделанный из проволочных тросов. Выделка его впервые началась около 1830 г.

    ПРОГАЛИНА, ПРОГАЛИЗИНА  1. Полынья (арх.). 2. Проход между торосами, плавучими льдами. 3. Продушина, промоина, незамерзающее место на реке от ключей. 4. Большая проталина.

    ПРОГАРНАЯ или МЕРТВАЯ ДОСКА (Dead plate) — помещается между колосниковой решеткой и топочными дверцами. Назначение — не дать возможности углю гореть около устья топки.

    ПРОГАРНОЕ ПЛАТЬЕ (Overalls) — штаны и куртка, сшитые заодно (комбинезон) из парусины. Надевается кочегарами при чистке и осмотре внутренних частей котла и топки.

    ПРОГАРНЫЕ БОТИНКИ, ПРОГАРЫ  ботинки из грубой кожи с толстой подошвой, надеваемые кочегарами при обслуживании действующих котлов.

    ПРОГИБ КОРПУСА СУДНА  изгиб, при котором середина корпуса прогибается вниз, а оконечности поднимаются.

    ПРОГОНКА  см. Лерка.

    ПРОГОНЯТЬ, ПРОГНАТЬ ПРОТИВНИКА  заставить силой его уйти. Прогнать стеньгу или брам-стеньгу — поднять на место с целью убедиться, что она хорошо проходит в дыру эзельгофта. Прогонять трень. См. Тренцевание.

    ПРОГРЕВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ (МАШИН)  процесс подогревания механизмов (машин) паром, осуществляемый по особым инструкциям. По окончании прогревания механизм готов к действию.

    ПРОГРЕССИВНЫЕ ИСПЫТАНИЯ СУДНА  см. Испытания корабля прогрессивные.

    ПРОГУЛОЧНАЯ ПАЛУБА  см. Променаддек.

    ПРОГУЛОЧНЫЕ ЛОДКИ  см. Спортивные суда гребные.

    ПРОДАЖНЫЙ ВАРРАНТ (Sale warrant) — полномочие, выдаваемое при продаже заложенного груза, когда покупателем оплачивается залог при самой покупке; остаток покупной суммы подлежит уплате в определенный срок, после чего этот варрант заменяется варрантом на право получения груза.

    ПРОДАНЫ (галерн.) — большие тали с трех- и четырехшкивными блоками.

    ПРОДЕВАТЬ — Продеть снасть — продернуть, протащить, протянуть через блоки или узкое отверстие.

    ПРОДЕРНУТЬ СНАСТЬ (То reeve a rope) — провести снасть в шкивы.

    ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРЕБЫВАНИЯ КОРАБЛЯ В МОРЕ  срок, в течение которого корабль с полным запасом топлива может оставаться в море без хода или идти с уменьшенной (экономической) скоростью, имея пары наготове для заданного хода. Если, кроме этого, поставлены еще какие-нибудь дополнительные условия, то П. П. К. в М. в заданных условиях есть тот срок, который корабль может оставаться в море (вне базы) при этих условиях и при полном запасе топлива и провизии.

    ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ РОСТА ПРИЛИВА  промежуток времени, протекающий от момента малой воды до наступления полной. Время от момента полной воды до следующей за ней малой называют продолжительностью падения уровня.

    ПРОДОЛЬНАЯ ОСТОЙЧИВОСТЬ  см. Остойчивости судна.

    ПРОДОЛЬНИК (сев.) — ярус для ловли рыбы на осушных и мелких местах, изготовляемый из менее толстого линя и более короткий, чем обыкновенные ярусы.

    ПРОДОЛЬНЫЙ ИЗГИБ  изгиб детали сооружения или машины под действием сжимающей силы. П. И. возникает, когда длина детали значительно превосходит ее поперечные размеры. Сила, при которой наступает П. И., называется критической силой. Величина последней зависит от материала, размеров и формы поперечного сечения, длины детали и от способа закрепления концов стержня.

    ПРОДОЛЬНЫЙ ОГОНЬ (Raking fire) — артиллерийский огонь, ведущийся вдоль диаметральной плоскости.

    ПРОДУВАНИЕ КОТЛА (Blowing off, blowing through) — удаление из котла вместе с частью воды осадков, загрязняющих котельную воду. Производится при заглушенной работе котла и пониженном давлении пара в нем; заключается в спуске части воды из котла через кран продувания, расположенный в самой низкой точке котла. Продувания котла бывают периодические или постоянные, в последнем случае — без заглушения работы котла.

    ПРОДУВКА, ПРОДУВАНИЕ (Blowing, scavenging) — освобождение цилиндра двигателя внутреннего горения от выхлопных газов и заполнение его свежим воздухом или горючей смесью. В двухтактных двигателях П. совершается в конце рабочего хода поршня. П. осуществляется воздухом, сжатым до давления около 1,3 атм в компрессоре двигателя или в кривошипной камере.

    ПРОДУВОЧНЫЕ ОКНА (Scavenging ports) — продувочные щели — отверстия в стенке цилиндра двухтактного двигателя, через которые в цилиндр поступает воздух при продувке. Открываются и закрываются самим поршнем двигателя.

    ПРОДУКТЫ СГОРАНИЯ  газы, получающиеся в результате сгорания топлива с воздухом. Основные части продуктов сгорания: углекислота (СО2), азот воздуха, пошедшего на сгорание (N2), кислород (О2), если сгорание происходило с избытком воздуха, водяной пар (Н2О). При неполном сгорании получается окись углерода (СО) и продукты разложения несгоревшего топлива, как то: тяжелые углеводороды типа CnHn, метан СН4, водород Н и аморфный углерод С.

    ПРОЕКТ КОРАБЛЯ (Design of a ship) — комплекс чертежей, подкрепленных расчетами и дополнительными спецификациями, определяющий все элементы судна. Проекты бывают: проект-задание, эскизный проект, окончательный (технический) проект и рабочий проект. В проекте-задании увязываются оперативно-тактические требования (эксплуатационно-экономические для торговых судов) с техническими возможностями. В эскизном проекте ставятся и разрешаются все технические принципиальные вопросы, связанные с проектированием и постройкой корабля. В окончательном проекте выполняются все чертежи и расчеты, за исключением рабочих чертежей. В рабочем проекте выполняются все рабочие чертежи, по которым производится постройка корабля.

    ПРОЕКЦИЯ ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ  см. Карты гномонические.

    ПРОЕКЦИЯ МЕРКАТОРСКАЯ  изображение земного шара на развернутой боковой поверхности прямого цилиндра, окружность которого равна экватору. Такая проекция значительно упрощает прокладку, т. к. на ней все меридианы изображаются параллельными прямыми линиями, курсы кораблей, пересекающие их под одним углом, также прямыми линиями и пройденное расстояние откладывается без всяких вычислений. Все параллели на П. М. представляются также прямыми линиями, по длине равными экватору. Поэтому, чтобы сохранить подобие углов на проекции углам на земной сфере, приходится длину градуса меридиана растягивать все больше и больше по мере удаления от экватора. Из сферической тригонометрии известно, что окружность большого круга равна окружности параллельного ему малого круга, умноженной на секанс меридиональной дуги, заключенной между этими кругами. Отсюда величина градуса в широте n° будет равна 1° экватора х sec n°. Величина градуса при полюсе равна 1° экватора х sec 90°, но sec 90° равен бесконечности, вследствие этого для полярных областей П. М. не годится. Масштабом меркаторской карты служит морская миля, принятая равной длине одной минуты земного меридиана. Т. к. из сказанного видно, что длина одной минуты в разных широтах изображается различными величинами, то для измерения расстояния по карте нужно циркулем снимать величину минуты в той широте, в которой производится измерение.

    ПРОЕКЦИЯ ПОЛЯРНАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ — см. Карты гномонические.

    ПРОЕКЦИЯ ЭКВАТОРИАЛЬНАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ — см. Карты гномонические.

    ПРОЖЕКТОР (Searchlight) — осветительный прибор, дающий узкий пучок сильного света. Находит широкое применение в войне на море для обнаружения и освещения самолетов и кораблей противника. Прожектор. П. — длиннофокусное параболическое или иное зеркало с концентрированным источником света, помещенным в фокусе зеркала. В качестве источников тока в П. применяется дуговая лампа или лампа накаливания специальной конструкции.

    ПРОЖЕКТОРНЫЙ МАРС  площадка на мачте, специально устанавливаемая для размещения на ней прожекторов.

    ПРОЗРАЧНЫЕ КРАСКИ  см. Укрывистость.

    ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ВЕНТИЛЯТОРА  см. Вентилятор.

    ПРОЙМА (арх.) — залив речной, заводь.

    ПРОКЛАДКА (Shaping the course, plotting the course) — нанесение на карту линии пути корабля и отложение на ней пройденных кораблем расстояний. В широком смысле слова под П. понимают обыкновенно всю ту работу на карте, которая вообще необходима для безопасного плавания.

    ПРОКЛАДКА (Casket) — см. Набивка.

    ПРОКЛАДЫВАТЬ ПО КАРТЕ (То bear the course) — наносить на карту линию пути корабля и откладывать на ней пройденное кораблем расстояние.

    ПРОЛИВЫ (Straits, sounds) — узкие водные пространства между морями, морем и заливом, морем и океаном и т. д. П. также называют сужения озер.

    ПРОЛОЖИТЬ КУРС (То shape a course) — нанести на карту направление движения корабля.

    ПРОЛОЙ (арх.) — пролив, идущий через кошку или между островами.

    ПРОЛУБ, ПРОЛУБА, ПРОЛУБЬ (арх.) — прорубь.

    ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ЧАСТОТА (Intermediate frequency, super-heterodyne) — см. Супергетеродин.

    ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ШЕСТЕРНЯ  шестерня, устанавливаемая между ведущей шестерней и ведомой в случаях, когда они не могут войти непосредственно в зацепление или когда необходимо изменить направление вращения ведомого вала.

    ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ФОРМЫ БАРИЧЕСКОГО РЕЛЬЕФА  см. Формы барического рельефа.

    ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ АЭРОДРОМ  см. Посадочная площадка.

    ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТУР контур для связи между двумя цепями, напр. между колебательным контуром и детекторной цепью приемника; в этом случае П. К увеличивает избирательность приемника.

    ПРОМЕНАДДЕК (Promenade deck) — прогулочная палуба. Навесная палуба, расположенная над верхней палубой на больших пассажирских пароходах и служащая для прогулок пассажиров.

    ПРОМЕР (Measuring, sounding) — совокупность действий для измерения глубины. Назначение П. — определить рельеф дна и характер грунта. Измерение глубины в прибрежных водах производится ручным лотом со шлюпок, а сам П. называется шлюпочным. При судовом П. в районах, удаленных от берега, глубины измеряются механическими лотами или эхолотами. Расстояния между промерными галсами, т. е. линиями, по которым идет измерение глубин, при шлюпочном П. колеблется от 5 до 200 саж., а при судовом — от 50 саж. до 1 мили, в зависимости от подробности промера.

    ПРОМЕРНОЕ СУДНО   гидрографическое судно, используемое для производства промера.

    ПРОМИЛЛЕ  одна тысячная доля какой-либо величины, напр. применяется при определении солености воды.

    ПРОМОИНА (Promoina) — отверстие во льду, промытое течением.

    ПРОМПТ (Prompt) — 1. Доковый термин — дата, после которой расход за хранение и за производство работ над грузом относится за счет того лица, которому передается товар. 2. При фрахтованиях обозначает краткосрочную готовность судна к погрузке. Обычное сокращение "ppt".

    ПРОМПТОВОЕ СУДНО (Prompt ship) — 1. Судно, готовое к скорой погрузке. 2. С точки зрения импорта — промптовым считается судно, если коносаменты на груз, им перевозимый, не представляют определенного срока грузополучателю для выгрузки груза из трюма непосредственно в лихтеры или на подводы. В таких условиях грузополучатель должен подать к судну перевозочные средства немедленно по вскрытии люков, в противном случае капитан может выгружать груз по своему усмотрению, согласно обычаям порта.

    ПРОМЫСЕЛ ДАТСКИМ НЕВОДОМ  производится на глубинах 50—150 м. Датский невод является донным орудием промысла и может употребляться для лова тех же пород рыб, что и трал.

    ПРОМЫСЕЛ КОШЕЛЬКОВЫМ НЕВОДОМ  применяется для лова рыбы, держащейся крупными косяками в поверхностном слое воды, и распространен главным образом в Норвегии, США, Японии, а также у нас в дальневосточных водах. П. К. Н. производится чаще всего с двух неводников, которые обслуживаются более крупным моторным ботом, принимающим улов из невода.

    ПРОМЫСЛА  определенные пространства морских вод для рыболовства.

    ПРОМЫСЛОВЫЕ СУДА  гражданские суда, имеющие своим основным назначением обеспечение того или другого промысла средствами лова, а также хранения и доставки улова на берег. Эти суда в зависимости от объектов лова и их назначения могут быть разделены на следующие типы судов: рыболовные, краболовные, китобойные, зверобойные, плавучие базы-фабрики, транспортно-приемные.

    ПРОНИЦАЕМОСТЬ ЛАМПЫ  величина, характеризующая усилительные свойства лампы. Параметр лампы, указывающий, во сколько раз напряжение на аноде лампы действует на анодный ток слабее, чем напряжение на сетке лампы.

    ПРОНОЖКА  ящик со стойками для подвешивания такелажных работ и хранения инструментов. Проножка.

    ПРОНОС (волж.) — то же, что и проран (см.).

    ПРОНОСНЫЙ ВЕТЕР (арх.) — поносный, попутный.

    ПРОПЕЛЛЕР (Propeller) — см. Винт воздушный.

    ПРОПСЫ (Props) — круглый лес длиною от 51/2 до 9 фут. и диаметром от 21/2 до 7 дм. Единицей меры для пропсов принята английская куб. сажень, равная 6 х 6 х 6 = 216 кубо-фут. или стэрве (куб. м). Последняя единица мер применяется при перевозке грузов во Францию и отчасти в Бельгию.

    ПРОПУЛЬСИВНЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ — см. Коэффициент полезного действия машины.

    ПРОПУСК (Spot) — при окраске — пропущенное место, при сшивании полотнищ — место, оставшееся непрошитым.

    ПРОПУСК ДОКОВЫЙ (Dock pass) — 1. Документ, выдаваемый доком судну как оправдательный материал на состоявшуюся уплату всех причитающихся с него сборов. Служит разрешением на уход из дока. 2. Разрешение, выдаваемое судном обслуживающим его баржам, лихтерам и пр. на предмет выпуска их из дока. 3. Пропуск, выдаваемый возчикам для беспрепятственного выхода из доковых складов. Имеет место в иностранных портах.

    ПРОПУСК НА ОСМОТР (Inspecting order) — записка, адресованная заведующему доком или складом, о допущении предъявителя ее к осмотру груза и отбору образцов. Известен в иностранной практике.

    ПРОПУСК СУДНА (Ship's pass) — разрешение на право оставления в доке баржи, обслуживающей судно. Известен в иностранной практике.

    ПРОПУСКНАЯ СПОСОБНОСТЬ ПОРТА  техническая возможность порта перерабатывать определенное количество грузов за определенный отрезок времени (сутки, месяц, год). Отсюда различают П. С. П. суточную, месячную и годовую.

    ПРОРАН  1. Лиман, узкий морской залив (черн.). 2. Одно из устьев реки, проток, пролив. Прораны в устьях Волги глубоки, обросли камышами, лесом, идут иногда на десятки км до моря, соединяются между собой проточными ериками и образуют острова (касп.).

    ПРОРВА (речн.) — узкая промоина в песчаной косе или в пойме.

    "ПРОРВАЛО" (волж.) — при ледоходе на реках вследствие скопления ледяной массы в узких местах реки делаются заторы, лед набивается до дна реки и представляет собою плотину, выше которой бывает значительный подъем воды; от напора воды заторы не удерживают, и лед заторный проносит; тогда говорят — затор прорвало.

    ПРОРЕЗИ, ПРОРЕЗНЫЕ ЛОДКИ  промысловые лодки, имеющие в средней части отсек, отгороженный двумя водонепроницаемыми перегородками. Днище отсека сообщается через щели с забортной водой, а сам отсек служит садком для рыбы.

    ПРОРЕЗЫВАТЬ, ПРОРЕЗАТЬ —- Прорезать строй — пройти наперерез; пройти между кораблями, находящимися в строю.

    ПРОРЫВАТЕЛИ МИННЫХ ЗАГРАЖДЕНИЙ  пароходы вместимостью в 4000 — 6000 брутто регистровых тонн с возможно большей осадкой, посылаемые впереди флота в местах, подозрительных в отношении мин. Эти пароходы, подрываясь на минах, должны создавать в заграждении проходы, через которые более ценные боевые корабли проходят беспрепятственно. Чтобы прорыватели не тонули, их трюмы заполняются бревнами и пустыми бочками. Для увеличения осадки принимается песок.

    ПРОСАК  место, где сучатся, спускаются веревки.

    ПРОСАЛЬНИК  особый банник, которым смазываются каналы орудий.

    ПРОСВЕТ  паз между досками.

    ПРОСТАР (слав.) — трюм.

    ПРОСТЕГИВАТЬ парусину — шить гладкими стежками по прямой линии. Простежка менее подвержена трению о гитовы, чем другие стежки.

    ПРОСТОЕ СЧИСЛЕНИЕ  см. Счисление.

    ПРОСТОЙ (Standing time) — простой судна во время погрузки или выгрузки вследствие ненастной погоды, отсутствия лихтеров, распоряжений и т. п. Ненастная погода явление не частое. Чаще же всего П. является следствием нераспорядительности руководящих работников (отсутствие лихтеров и т. п.).

    ПРОСТОЙ КНОП (Wall-knot, crowning of a stopper) — состоит из одного колеса; прядями делают завивку и удваивают ее, оставшиеся концы прядей обрезают или скручивают вместе, кладут марку, обрезая излишние концы.

    ПРОТАЛИНЫ (Holes) — отверстия округлой формы, образующиеся во льду под влиянием теплового и механического действий воды, стекающей под лед с его поверхности.

    ПРОТАСКА  см. Бензель.

    ПРОТЕКТОР  см. Цинковые протекторы.

    ПРОТЕСТ (Protest) — донесение, сделанное под присягой одним из переживших крушение корабля, с указанием, насколько возможно, причин и обстановки гибели судна. Такие протесты часто требуются страховщиками для удостоверения гибели, а если возможно, то и причины гибели судна. Кодексом торгового мореплавания Союза ССР не предусмотрен.

    ПРОТЕСТ МОРСКОЙ  учиняется капитаном после перехода судна в штормовых условиях, при которых возможны убыль и порча груза (снос за борт палубного груза, разрушение тары груза вследствие его подвижки, подмочка груза от проникновения воды в трюм и т. п.). При учинении протеста требуется представление выписки из судового журнала и свидетельские показания не менее двух человек судового экипажа. П. М. является первичным доказательством отсутствия вины экипажа за недостачу и порчу груза.

    ПРОТИВНА (арх.) — противное течение воды.

    ПРОТИВНЫЙ, ВСТРЕЧНЫЙ, ПРОТИВНОЕ ВОЛНЕНИЕ, ВОЛНА (Head sea) — волнение, имеющее направление, противоположное курсу судна. Противное течение — навстречу пути судна. Противный ветер (foul wind, head wind)  встречный, дующий навстречу курсу судна.

    ПРОТИВНЯК (арх.) — встречный ветер.

    ПРОТИВОВЕС, БАЛАНСИР (Counterbalance, counterpoise, equipoise) — масса, соединенная с вращающейся деталью машин, служащая для уравновешивания сил инерции. П. располагают, напр., на продолжении щек колен коленчатого вала. П. называют также груз, подвешенный на конец каната, перекинутого через блок для уравновешивания основного груза. Такие П. применяют для уменьшения работы, потребной для перемещения основного груза, т. к. в этом случае работу нужно затратить только на преодоление сопротивления от сил трения.

    ПРОТИВОВОЗДУШНАЯ ОБОРОНА (ПВО)  система мероприятий, проводимых для защиты от воздушных нападений противника. К средствам активной ПВО относятся истребительная авиация, зенитная артиллерия со своими вспомогательными средствами — прожекторами и акустическими приборами. К пассивной ПВО относятся различные сооружения, газоубежища, маскировка, заграждения и служба ВНОС.

    ПРОТИВОГАЗ (Gas mask, box-respirator) — специальный прибор для защиты от отравляющих веществ дыхательных путей и глаз людей и животных (лошадей и собак).

    ПРОТИВОДАВЛЕНИЕ  давление пара при выходе его из паровой машины (если пар выходит не в конденсатор, где давление значительно меньше 1 атм).

    ПРОТИВОКРЕННАЯ СИСТЕМА  см. Система выравнивания крена и дифферента корабля.

    ПРОТИВОЛОДОЧНЫЕ СРЕДСТВА  средства, применяемые для борьбы с подводными лодками противника. П. С. подразделяются в зависимости от преследуемых целей на следующие группы: 1) средства, препятствующие проникновению лодок в определенные районы (боны, сети, мины, специальные тралы); 2) средства обнаружения подводных лодок (сигнальные сети, шумопеленгаторы, радиопеленгаторы); 3) средства уничтожения подводных лодок (глубинные бомбы, артиллерия, торпеды, буксируемые мины, таран; 4) средства для понижения успешности боевых действий подводных лодок, заключающиеся в затруднении наблюдения с подводных лодок и маневрирования для уменьшения радиуса опасного действия лодки и понижения успешности торпедной стрельбы с нее; к этим средствам относятся: маскировка, дымовые завесы и специальное маневрирование.

    ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ СНАРЯД — см. Ныряющий снаряд.

    ПРОТИВОМИННАЯ АРТИЛЛЕРИЯ — артиллерия среднего калибра, предназначенная для отражения атак торпедных кораблей (миноносцев, торпедных катеров и подводных лодок).

    ПРОТИВОМИННОЕ УТОЛЩЕНИЕ (Bulge) — см. Були.

    ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ПЕРЕБОРКА — металлическая переборка в фюзеляже самолета для полной изоляции моторной группы от остальной конструкции.

    ПРОТИВОПУЛЬНАЯ БРОНЯ — листы специальной стали толщиною от 4 до 5 0 мм, подвергнутые термической обработке. П. Б. защищает от осколков мелкокалиберной артиллерии, пулеметного и ружейного огня; применяется для защиты бортов и орудийных прикрытий на речных кораблях, для боевых рубок миноносцев, для защиты специальных постов и устройств на крупных кораблях и пр.

    ПРОТИВОСТОЯНИЕ — положение планеты, при котором она видна с Земли в части неба, прямо противоположной Солнцу. В это время планета находится ближе всего к Земле и имеет поэтому наибольший видимый диаметр и наибольшую яркость. См. также Элонгация.

    ПРОТИГ — брусья или доски бортовой обшивки, которые составляют одну линию от носового до кормового штевня деревянного судна.

    ПРОТИРНИК  деревянный цилиндр на конце троса, служащий для очистки канала орудия и вытирания его насухо после мытья.

    ПРОТОК, ПРОТОКА  рукав реки, побочное русло, связь озера с рекой.

    ПРОТРАКТОР  прибор, посредством которого наносится на карту место корабля, определенное по измерению двух углов между тремя видимыми с корабля предметами. П. состоит из медного разделенного через 1/2° круга радиусом в 2,5 дм. (64 мм) и 3 медных же линеек длиною около 9 дм. (229 мм), линии срезов которых проходят через центр П. Средняя линейка неподвижна, а две крайние, вращаясь около общей оси, проходящей через центр П., могут поворачиваться относительно линейки на любой угол.

    ПРОТРАЛИВАНИЕ — вид тральной работы, при которой весь исследуемый район проходится с тралами сплошь, без пропусков. Район обставляется вешками и точно определяется, чтобы строго обозначить границы протраленного района.

    ПРОФОС — должностное лицо на русских военных кораблях времен парусного флота, в обязанности которого входило наблюдение за чистотой (особенно гальюнов) и выполнение телесных наказаний. По Петровскому уставу обязанности его определяются следующим образом: "Железо, кошки и прочие к штрафу надлежащие инструменты должны иметь в готовности. Он повинен сажать в железы и прочее наказание чинить по приказу командирскому. Также ежели палача не случится, то он должен смертную казнь чинить".

    ПРОХОД  фарватер.

    ПРОХОДИТЬ, ПРОЙТИ  идти на судне, идти известное расстояние, идти мимо чего-либо, миновать что- либо. Пройти мористее, пройти перед носом судна. Проходит под кормой — по правилам, установленным для этой цели, всякое судно может проходить близко под кормой (резать корму) правого борта на левый. Пройти траверз.

    ПРОЧНОСТЬ НА РАЗРЫВ (Tensile strength) — см. Сопротивление на разрыв.

    ПРОЧНОСТЬ СУДНА ПОПЕРЕЧНАЯ  способность корпуса сопротивляться тем силам, которые стремятся изменить его поперечную форму.

    ПРОЧНОСТЬ СУДНА ПРОДОЛЬНАЯ — способность корпуса сопротивляться тем силам, которые стремятся его изогнуть в продольном направлении.

    ПРОЧНЫЙ КОРПУС — см. Корпус подводной лодки.

    "ПРОЧЬ ОТ ЛЕВОЙ (ПРАВОЙ) ЯКОРЬ-ЦЕПИ" — подготовительная команда перед отдачей якоря. Эта команда передается всюду, где проходит якорная цепь, для предупреждения всех находящихся вблизи нее, во избежание несчастных случаев.

    ПРОШПАКЛЕВАТЬ, ПРОШПАТЛЕВАТЬ — замазывать и затирать пазы, щели, сучки и все неровности на поверхности подготавливаемого к окраске предмета особой замазкой (на клею и масле), называемой шпаклевкой или шпатлевкой.

    ПРУД (Pond) — искусственное озеро, выкопанное озерцо, обширная яма с напуском в нее воды или с водой от родников.

    ПРУЖИТЬ (сев.) — см. Опружать.

    ПРЯДЬ (Strand of a rope) — несколько каболок или проволок, свитых вместе. Из пряди спускается трос, называемый тросом тросовой работы или прямого спуска. По числу прядей в тросах последние называются трехпрядными, четырехпрядными и т. д.

    ПРЯМАЯ НИТЬ — утковая нить, см. Уток.

    "ПРЯМО РУЛЬ" (Helm amidships, right the helm) — приказание рулевому поставить руль так, чтобы его перо было в диаметральной плоскости.

    ПРЯМОЕ ВОСХОЖДЕНИЕ СВЕТИЛ (Right ascension) — дуга экватора, заключенная между точкой весеннего равноденствия и меридианом светила. П. В. С. считается всегда от точки весеннего равноденствия по направлению собственного движения Солнца от 0 до 360°. П. В. С. обозначаются буквой ?.

    ПРЯМОЙ БЕНЗЕЛЬ  см. Бензель.

    ПРЯМОЙ ВЫСТРЕЛ  выстрел с прицелом 0 при наводке в верхнюю кромку цели.

    ПРЯМОЙ РУМПЕЛЬ (Tiller) — румпель, располагающийся вдоль диаметральной плоскости. Употребляется при управлении шлюпкой под парусами.

    ПРЯМОЙ СПУСК (у троса) — спуск по солнцу.

    ПРЯМОТОЧНЫЙ КОТЕЛ — безбарабанный паровой котел, в котором подогрев и испарение воды и перегрев пара производятся непрерывно (прямоточно) без отделения пара от влаги. П. К. состоит из змеевика, в один конец которого подается вода, а из другого выходит перегретый пар. См. Котел паровой судовой.

    ПРЯМЫЕ ПАРУСА (Square sails) — паруса, которые привязываются к реям и могут быть поставлены поперек судна. К прямым парусам относятся нижние паруса, марсели, брамсели и бом-брамсели.







    Рейтинг@Mail.ru