фл.семафором сигнал
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • моравиация
  • словарик
  • мороружие
  • кают-компания




  • Изучение флагов Военно-морского свода сигналов




    флаг твердо




     

    Морской словарь

    Твердо




    ТА - ТО  
    |   ТР - ТЯ





    ТРАВЕРЗ (Breast, beam, the line upon the beam) — направление, перпендикулярное к курсу судна или к его диаметральной плоскости. Быть на Т. какого-нибудь предмета означает, что наблюдатель с судна видит данный предмет в направлении, перпендикулярном курсу судна. Выражения: близ траверза, на правом (левом) траверзе (On the starboard (port) beam), впереди траверза (Before the beam), правый траверз, левый траверз, вижу на правом (левом) траверзе, держать на траверзе, держаться на траверзе (Abreast), не доходя траверза, пройдя траверз.

    ТРАВЕРЗА — поперечина, к которой крепятся какие-нибудь детали машины или сооружения.

    ТРАВЕРЗНАЯ БРОНЯ (Athwart-ship armour) — см. Броневые траверзы.

    ТРАВЕРС (буны) — искусственное сооружение в виде дамбы, идущее от берега по направлению к стрежню реки. Служит для защиты берега от течения, образующегося при высоком уровне воды, или для использования этого течения в целях изменения русла или берега реки.

    ТРАВИТЬ (То pay out, to pay away, to ease off, to ease away) — ослаблять, выпускать, Т. пар — выпускать пар в атмосферу. Т. понемножку (to ease handsomely). Т. снасть (буксир, швартов, тали, шкоты и т. д.) — ослаблять, выпускать снасть. Т. через кнехт, утку, кофель-нагель — перепускать снасть осторожно, понемногу, задерживая. Т. якорь-цепь — выпускать якорную цепь из клюза за борт.

    "ТРАВИТЬ"  на морском жаргоне имеет два смысла: 1) говорить неправду, рассказывать небылицы; 2) тошнить во время морской болезни.

    "ТРАВИТЬ ДО ЖВАКА-ГАЛСА"  говорят про сильно укачавшихся людей, которых во время морской болезни беспрерывно тошнит.

    ТРАЕКТОРИЯ (Trajectory) — путь движения точки или тела, напр. траектория полета снаряда.

    ТРАЕКТОРИЯ СНАРЯДА (Trajectory) — кривая, описываемая центром тяжести снаряда при его полете в воздухе после выстрела, или линия полета снаряда. Точка траектории, наиболее возвышенная над горизонтом, называется вершиной траектории. Последняя разделяет траекторию на две ветви: восходящую и нисходящую.

    ТРАКТОРНЫЕ ТЕЛЕЖКИ  аккумуляторные тракторные тележки подъемной силой в 2 — 3 т, обслуживающие горизонтальное перемещение грузов в складах порта.

    ТРАЛЕНИЕ (Mine-sweeping) — вылавливание отдельных мин для уничтожения или разрежения минного заграждения. Т. заключается в буксировке на определенной глубине крепкого металлического троса или трала, захватывающего трос, на котором мина держится на якоре (минреп) и увлекающего мину за собой.

    ТРАЛЕНИЕ ГИДРОГРАФИЧЕСКОЕ  наиболее надежный способ исследования с помощью специальных приборов (гидрографических тралов) участков моря, рейдов, створных фарватеров и фарватеров, ограждаемых вехами, а также речных фарватеров. Т. Г. является как бы сплошным промером водных участков на строго определенную глубину.

    ТРАЛИТЬ (То sweep mines) — производить траление мин.

    ТРАЛОВАЯ СЕТЬ  сеть, употребляемая в траловом рыбном промысле, состоит из крыльев, сквэра, мотни и мешка (кутка) с горлом. Она вяжется из десяти отдельных частей, сшиваемых в верхнюю и нижнюю половины, которые в свою очередь соединяются в одну сеть. Нижняя половина имеет больший вырез, чем верхняя, из-за отсутствия сквэра, в соответствии с чем нижние крылья делаются длиннее верхних. Горло вшивается внутрь сети в начале мешка. Вспугнутая тралом рыба оказывается накрытой сверху сквэром, с боков крыльями и увлекается через горло в мешок. Для защиты волочащегося по дну мешка служат фартуки, пришиваемые к нижней половине мешка. Кроме того, вдоль нижней подборы укрепляют бобинцы (на каменистых грунтах) или грунтропы (на мягких грунтах). Бобинцы представляют собой деревянные проваренные в смоле катушки, насаженные на отрезки металлического троса и соединенные между собой шеклами (скобами). Грунтропы изготовляются из обрезков металлических тросов, обвернутых обрывками старых сетей. По швам, соединяющим обе половины кутка, проходит трос, носящий название топенанта. От мотни он поднимается без привязи по нижней половине сети и крепится к шеклам бобинцев или грунтропов. К этим же шеклам крепятся тросы, называемые котропами, привязываемые другими концами перед выметом трала к дужкам распорных досок. Котропы служат для подтягивания центральной части сети к борту, после того как во время выборки трала распорные доски подойдут к дугам. Крылья сети крепятся к двум скобам, установленным на задней кромке траловых досок. Треугольные кружки досок (или заменяющие их цепочки) служат для крепления ваеров, намотанных другими концами на барабаны траловой лебедки. Наиболее употребительные траловые сети делаются длиною (по верхней подборе) в 28,0; 33,5; 39,0 м (92, 110 и 128 фут.).

    ТРАЛОВЫЕ ЛЕБЕДКИ  лебедки, устанавливаемые на траулерах для производства во время рыболовного промысла следующих операций: выбирания и вытравливания главными барабанами ваеров, для выбирания турачками котропов, лопарей талей, джильсона и месенджера. Для выполнения этих функций барабаны Т. Л. должны работать вместе или порознь, для чего у Т. Л. устраиваются специальные муфты, соединяющие барабаны с рабочим валом, и отдельные тормоза для каждого барабана. Лебедки строятся двух типов: с одной и двумя скоростями вращения барабанов.

    ТРАЛЫ (Sweeps) — приспособления, служащие для обнаружения и уничтожения мин. По своему тактическому назначению все применяемые Т. разделяются на: тралы-искатели, тралы-разрядители и тралы-уничтожители. См. также Охранители.

    ТРАЛЫ ГИДРОГРАФИЧЕСКИЕ  специальные приборы, служащие для производства гидрографического траления (см.). У нас применяются Т. Г.: трал Шестранда, трал Р. Меллера (финляндский трал), трал Шульца и др.

    ТРАЛЫ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЕ  специальные тралы, употребляемые как средство, препятствующее проникновению подводных лодок в определенные районы.

    ТРАЛЬЩИК (Mine-sweeper) — военный корабль, предназначенный для обнаружения и уничтожения мин тралами и имеющий для этого специальное оборудование. Существуют следующие типы Т.: 1) быстроходные Т., предназначенные для следования совместно с флотом или его отдельными соединениями и для траления в районах, удаленных от мест их базирования; иногда их называют эскадренными; 2) базовые Т., предназначенные для траления в районе базы и не нуждающиеся в большой скорости хода; 3) мелкосидящие Т., выполняющие работы по тралению мин, поставленных на небольшое углубление.

    ТРАЛЬЩИКИ КАТЕРНЫЕ  паровые или моторные катера, приспособленные для производства тральных работ (траления).

    ТРАМПЫ, БРОДЯЧИЕ СУДА, СУДА ДИКОГО ПЛАВАНИЯ (Tramp) — транспортные суда, занимающиеся перевозкой грузов по любым направлениям в зависимости от потребностей перевозки. В условиях плановой организации нашего транспорта хотя Т. и применяются, но этот тип судов у нас изживается, а также выходит из употребления и в капиталистических странах.

    ТРАНЕЦ, или ТРАНЦЕВАЯ ДОСКА (Transom) — доска, образующая кормовой срез у гребных шлюпок: барказов, полубарказов, катеров, гичек и ялов. Верхняя часть Т. называется гакобортом. См. Транцы.

    ТРАНЗИТ (Transit) — движение товаров или пассажиров из одной страны в другую через третью страну. Промежуточная страна называется транзитной. Иногда Т. совершается через несколько промежуточных стран. Бывают также случаи, когда товары идут из одной области какой-либо страны в другие области той же страны транзитом через чужое государство.

    ТРАНЗИТОМ (In transit) — импортируемые товары, следуемые через страну из одного порта в другой для реэкспорта, а также перегружаемые в порту товары с одного судна на другое.

    ТРАНЗИТНЫЕ АМБАРЫ (Transshipment sheds) — склады при таможне для хранения транзитных грузов.

    ТРАНСАТЛАНТИК (Atlantic liner) — см. Ляйнеры, суда линейного плавания.

    ТРАНСАТЛАНТИЧЕСКИЙ  1. Заатлантический, находящийся по ту сторону Атлантического океана. 2. Проходящий с одного берега Атлантического океана на противоположный. Трансатлантический пароход — пароход, совершающий срочные рейсы между портами Европы и восточным берегом Америки.

    ТРАНСМИССИЯ (Transmission) — ременная или канатная передача (валы, шкивы, подшипники и пр.), предназначенная для передачи вращательного движения двигателя к отдельным рабочим машинам.

    ТРАНСОМ-КНИЦЫ (Transom knees) — см. Кница.

    ТРАНСПОРТЕРЫ  перегрузочное устройство различных систем для штучных и навалочных грузов. Переносят отдельные места со скоростями от 0,5 до 1,5 м/сек по горизонтальному и наклонному направлениям с уклоном до 30°; производительность определяется в пределах от 20 до 60 т/ч.

    ТРАНСПОРТЕРНЫЕ ВИНТЫ И СПИРАЛИ  перегрузочные устройства для массовых грузов, характеризующиеся простой конструкцией и применяемые иногда для перемещения зерна в элеваторах.

    ТРАНСПОРТИР (Protractor) — чертежный инструмент, служащий для построения при прокладке курса и пеленга на карте заданных углов и для измерения имеемых углов. Т. состоит из металлического, рогового или целлулоидного полукруга, разделенного на градусы, через 1° или через 1/2°, с линейкой по диаметру 0° — 180°. Посередине, на внутреннем срезе линейки, нанесен штрих, отмечающий собой центр делений дуги Т. Имея в виду современную компасную картушку, разбитую на 360°, деления на Т. выделки Завода мореходных инструментов наносятся на внешней и внутренней кромке его дуги. Надписи делений отличаются на 18 0° и идут: 1) по внешнему срезу дуги от 0° до 90° и от 270° до 360°; 2) по внутреннему срезу дуги от 180° до 270° и от 90° до 180°.

    ТРАНСПОРТНЫЕ СУДА (Transport ships) — суда для перевозки пассажиров и разного рода грузов. Эти суда называют обычно коммерческими (Merchant ships), или торговыми, судами (раньше называли купеческими судами), причем эта терминология привилась исключительно к судам, занимающимся морской торговлей. Термин коммерческие суда, как не отвечающий социалистическим условиям организации водного транспорта, в СССР выходит из употребления. Т. С. по условиям организации их эксплуатации делятся на две категории: 1) суда линейного плавания и 2) бродячие суда, суда дикого плавания, или трампы. По назначению Т. С. бывают следующих родов: пассажирские, грузовые, грузопассажирские, суда переправы, или паромы.

    ТРАНСПОРТЫ (Ammunition ships, transport ships, store ships, troop ships) — суда, служащие для несения транспортной службы при флоте, т. е. выполняющие задачи снабжения боевых кораблей топливом, боеприпасами, водой, продовольствием и т. п., а равно и предназначенные для перевозки войск. По роду перевозимых грузов они разделяются на: артиллерийские (боевые припасы), минные (торпедное и минное снабжение), угольные, нефтяные, водоналивные (пресная вода) и войсковые ( перевозка войск).

    ТРАНСФОРМАТОР (Transformer) — электромагнитный прибор для повышения или понижения напряжения переменного тока при той же частоте. Состоит из сердечника, сделанного из листового железа, и двух обмоток (толстой и тонкой), окружающих сердечник. Иногда применяется только одна обмотка (автотрансформатор). Т. бывают однофазные и многофазные. Для целей измерений применяют измерительные Т.

    ТРАНЦЫ (Transoms) — на деревянных (военных и гражданских) судах нижняя часть срезанной плоскости кормы набирается в виде горизонтальных брусьев (транцев). Брус, помещаемый своей верхней гранью на высоте косяков нижней палубы, называется вин- транец; располагаемый же на высоте этой палубы — дек-транец, а между ними филин- транец. Ниже дек-транца помещается несколько дополнительных брусьев (транцев); число их обусловливается образованием кормы: при полной корме их бывает больше, при острой — меньше. На металлических судах транцевыми листами (Transoms, transom-floors, transom-plates) называют поперечные флоры в наборе подзора у ахтерштевня (транцевые флоры).

    ТРАП (Ladder) — 1. Лестница на судне. 2. Водяной запор сточного трубопровода в виде U-образного отростка трубы, располагаемого вертикально; вода, находящаяся всегда в трапе, препятствует проникновению дурных запахов из трубопровода.

    ТРАП ВОДОЛАЗНЫЙ — см. Водолазный аппарат.

    ТРАП ЗАБОРТНЫЙ (Gangway ladder) — трап особого устройства, устанавливаемый на бортах судна при его стоянке на якоре, для входа на судно и схода с него. В зависимости от того, на каком борту установлен, получает наименование правого или левого.

    ТРАПБАЛКА (Davit) — балка, имеющая вид невысокой поворотной шлюпбалки, снабженная талями. Служит для поддерживания нижней площадки забортного трапа. Помощью Т. трап по миновании надобности поднимается, укладывается на палубу и крепится по- походному.

    ТРАСАНТ (Drawee) — векселедатель; лицо, выдающее тратту, переводящее свой платеж на другое лицо.

    ТРАСАТ (Drawer) — векселеполучатель; лицо, получающее предложение уплатить определенную сумму по переводному векселю.

    ТРАТТА — переводный вексель.

    ТРАУЛЕРЫ (Trawlers) — наиболее распространенный тип морских рыболовных судов. Размеры Т. могут быть различными в зависимости от продолжительности рейса, причем в каждой стране выработались свои более или менее определенные типы судов для различных районов плавания. В то время как для прибрежного промысла обычно применяют суда длиной 30—35 м с продолжительностью плавания 4—10 суток, наиболее крупные Т. имеют в длину до 65 м и остаются в море 4—6 месяцев. Наиболее распространенными типами Т. дальнего плавания являются суда длиною 42—47 м, предназначенные главным образом для промысла у берегов Исландии и в Баренцевом море. Советские Т. состоят по преимуществу из паровых траулеров длиною около 50 м и дизельных траулеров длиною в 42 м. По способу хранения улова делятся на ледничные и рефрижераторные, в которых рыба сохраняется в охлажденном виде, посольные, в которых практикуется посол рыбы в трюмах. По своему конструктивному типу Т. относится к однопалубным судам с непрерывной или повышенной в корме палубой (квартердеком). Квартердек образует жилую часть палубы, отделенную от рабочей части, загрязненной во время промысла рыбными отбросами. Т. обычно строятся с нормальным баком. Рубка у Т. составляет обычно одно целое с машинно-котельной шахтой. Т. снабжается иногда одним парусом на грот-мачте (бизань) и одним или двумя парусами на фок-мачте. Паруса делаются небольших размеров и имеют вспомогательное значение. Они уменьшают размахи бортовой качки и позволяют привести судно к ветру при застопоренной машине.

    ТРАУЛЕРЫ-ДРИФТЕРЫ  рыболовные суда комбинированного типа, снабженные как дрифтерным, так и траловым промысловым оборудованием. Во время хода сельди они промышляют дрифтерными сетями, а в остальное время пользуются тральными сетями. По внешнему виду Т.-Д. английского типа отличаются от дрифтеров лишь наличием траловой лебедки, дуги и другого оборудования для промыслов, а также несколько большими размерами. К этому типу судов принадлежат построенные в Англии Т.-Д. Дальгосрыбтреста. Суда эти имеют следующие элементы: длину 32 м, ширину 6,40 м и осадку при выходе на промысел носом 2,22 м и кормой 4,08 м; водоизмещение их при средней осадке 3,44 м составляет 400 т; мощность машины 350 лс. Скорость ок. 9 узлов.

    ТРАФАРЕТНЫЕ КИСТИ  см. Ручник.

    ТРЕБАКА - или трабакколо.Трабакколо, требакула — торговое судно с полными образованиями длиной около 60—100 футов использовалось в основном в Адриатике, происходит из Chioggia, недалеко от Венеции. Соотношение длины к ширине составляло примерно 3. Эти суда повсеместно заслужили славу очень хороших прибрежных судов, выходивших и в море. Иногда Трабакколо транспортировали и войска. Отряд средиземноморских военных судов США к началу XIX в. купил два трабакколо для перестройки их в бомбарды.
    Трабакколо имел две мачты. Гротмачта стояла вертикально в 5/19 длины палубы от кормы, а фок-мачта слегка наклонялась вперед и находилась в 15/19 длины палубы от кормы. Длина грот-мачты от киля до топа равнялась утроенной наибольшей ширине судна, а фок-мачта была на 1 фут 8 дюймов меньше. Различие между перебрасываемым и неперебрасываемым люгерными парусами заключалось в способах их крепления. При перебрасываемом парусе фал крепили на рее примерно в 2/5 длины рея, считая к носу, т. е. почти посередине, а галс гаком заводили за что-либо впереди мачты (часто на баке). Парус несли на подветренной стороне мачты. При лавировке и переходе на другой галс нижний конец рея обводили вокруг мачты, чтобы опять парус нести на подветренной стороне, и галс снова гаком крепили на соответствующем обухе. У неперебрасываемого люгерного паруса фал крепили на 1/4 — 1/3 длины рея, считая от нижнего конца, а галс — на мачте или внизу на палубе. Этот парус при лавировке не перебрасывался, поэтому он находился то на подветренной, то на наветренной сторонах мачты.
    Бушприт был выдвижным, на нем несли 1—2 летучих кливера. На трабакколо, как и на большинстве судов Средиземноморья, мачты были без штагов.

    ТРЕВОГА (General quarters, alarm) — сигнал для вызова личного состава на места по боевому расписанию. На кораблях ВМФ тревога играется лишь в следующих случаях: а) для боевых надобностей и для производства стрельбы; б) при авариях, т. е. при фактических пожарах, затоплениях и других подобных случаях.

    ТРЕКАТР - небольшое парусное транспортное судно грузоподъемностью до 100 тонн.

    ТРЕКАТЬ, ТРИОКАТЬ, ТРЮКАТЬ (То sling out) — тянуть что-нибудь вяло, с припевами, со счетом. "Не трекай", бери ходом, навались — не дергай, а тяни.

    ТРЕНД  см. Якорь адмиралтейский (узел соединения лап и веретена якоря).

    ТРЕНИЕ  сопротивление движению, возникающее при перемещении соприкасающихся тел одно относительно другого. Различают Т. скольжения (Т. 1-го рода), появляющееся в результате скольжения одного тела по другому, и Т. качения (Т. 2-го рода), появляющееся в результате качения одного тела по поверхности другого. Т. качения значительно меньше Т. скольжения, чем объясняется применение шарико- и роликоподшипников. Для уменьшения Т. скольжения применяются различного рода смазки.

    ТРЕНОГИЕ МАЧТЫ — см. Мачты боевые.

    ТРЕНЦЕВАНИЕ (Worming, whipping, keckling, snaking, marling) — особый вид такелажной работы, заключающийся в следующем: туго растянутый и смазанный смолой трос обвивают по спуску шкимушгаром, линем или тонким тросом, носящими название трень, с целью заполнения ими углублений (борозд) между прядями тренцуемого троса. После этого трень прогоняют по спуску драйком (см. драек) для того, чтобы она легла вровень и заполнила совершенно промежутки между прядями. Для прочного укрепления треней на трос кладутся через равные промежутки марки со змейкой, а концы треней пробиваются в трос. Тренцуют трос для того, чтобы выравнять его поверхность и тем самым воспрепятствовать скоплению воды в углублениях.

    ТРЕНДЫ  тонкие веревки, обвитые около штагов.

    ТРЕНЬ, ТРЕСИНГ (Worming) — см. Тренцевание.

    ТРЕПАЛО  инструмент, употребляемый при тканье матов. Представляет собой доску крепкого дерева длиною около 2 м с ручкой. Одна из кромок Т. заострена.

    ТРЕПАЧ (Tewing beater or tool) — деревянный нож, которым треплют пеньку.

    ТРЕТНЫЕ БРУСЬЯ  два или три наложенные один на другой бруса, установленные на копани и врезанные в них. Служат в качестве боковых кильсонов. Т. Б. устанавливаются на деревянных судах баржевой конструкции.

    ТРЕУГОЛЬНИК ПОЛОЖЕНИЯ  см. Астрономический треугольник.

    ТРЕХДЕЧНЫИ КОРАБЛЬ (Three-decked ship, three-decker) корабль с тремя палубами.

    ТРЕХМАЧТОВОЕ СУДНО (Three-masted vessel) — судно, имеющее три мачты.

    ТРЕХПРЯДНЫЙ ТРОС  трос, спущенный из трех прядей.

    ТРЕХФАЗНАЯ МАШИНА  электрическая машина переменного тока (генератор или двигатель), у которой обмотка статора (якоря) состоит из трех отдельных обмоток, смещенных друг относительно друга на 1/3 периода; концы обмоток соединяются звездой или треугольником.

    ТРЕХФАЗНЫЙ ТОК  переменный ток, получающийся от сочетания трех самостоятельных однофазных токов, сдвинутых по фазе один относительно другого на 1/3 периода.

    ТРЕХФЛАЖНАЯ СИГНАЛЬНАЯ КНИГА  сигнальный свод, в котором сигналы изображаются сигнальными сочетаниями из трех флагов.

    ТРЕХЭЛЕКТРОННАЯ ЛАМПА, ТРИОД (Triode) — электронная лампа с тремя электродами: анодом, катодом и сеткой.

    ТРЕШКОУТ  небольшое деревянное речное грузовое беспалубное судно длиной около 17 м, грузоподъемностью около 40 т.

    ТРЕЩИНА (Crack) — узкая полоса воды в сплошном льду, образовавшаяся под влиянием ветра, приливо-отливных явлений, температурных изменений и других причин.

    ТРИАНГУЛЯЦИЯ (Triangulation) — наиболее точный прием определения взаимного расположения точек на земной поверхности. При Т. выбираются на открытых и возвышенных местах опорные пункты и закрепляются постройкой специальных знаков. Стороны между знаками образуют сеть (тригонометрическую сеть). В. цепи треугольников измеряют непосредственно одну из сторон одного из треугольников (базис) и все углы во всей сети, а затем путем вычислений находят остальные стороны всех треугольников. Одновременно определяют взаимное превышение опорных точек.

    ТРИГАНТИР (галерн.) — брус, устанавливаемый поперек ахтерштевня и служивший основою для кормовых креплений.

    "ТРИДАНТ"  см. Лаги механические.

    ТРИМО (стар.) — от англ. trim; хорошо снаряженное и приведенное в порядок судно.

    ТРИНИТРОКРЕЗОЛ  взрывчатое вещество, получаемое нитрованием метакрезола и схожее с тринитрофенолом. Применяется в сплавленном виде для снаряжения бризантных бомб.

    ТРИНИТРОТОЛУОЛ, ТРОТИЛ  взрывчатое вещество, получаемое нитрованием толуола. Малочувствителен к тепловым и механическим воздействиям и к детонации. Применяется для снаряжения снарядов морской артиллерии, мин, торпед и т. п.

    ТРИНИТРОФЕНОЛ  пикриновая кислота. См. также Мелинит.

    ТРИНКЕТ, ТРУНКЕТ (галерн.) — передняя меньшая мачта на галере. Тринкетовая райна (рей), тринкетовый парус и пр.

    ТРИОКАТЬ — см. Трепать.

    ТРИПЛАН (Triplane) — самолет с тремя несущими поверхностями, расположенными одна над другой.

    ТРИРЕМА (Trireme) — военный корабль древних времен с тремя рядами весел.

    ТРИСЕЛЬ (Trysail) — косой четыреугольный парус, ставящийся на мачте. Верхняя его шкаторина пришнуровывается к гафелю, а к передней привязываются сегарсы, ходящие по мачте или трисель-мачте. Иногда к передней шкаторине вместо сегарсов привязываются раксы, которые ходят по погону, прикрепленному к мачте.

    ТРИСЕЛЬ-ГИТОВЫ  снасть бегучего такелажа триселя. Гитовы триселя называются: гитов, подтягивающий заднюю шкаторину триселя к гафелю, верхним; гитов, проведенный под усы гафеля, коренным; гитов, притягивающий парус к мачте, нижним.

    ТРИСЕЛЬ-МАЧТА (Trysail mast, snow mast) — тонкое древко, устанавливаемое сзади нижней части мачты, по которой ходят сегарсы триселя. Применяется на судах, на которых составные мачты не допускают возможности надевания сегарсов.

    ТРИСЫ (стар.) — брасы блинда-рея.

    ТРОЙНИК  1. Большая лопарская лодка на троих (сев.) 2. Арматура трубопровода, служащая для устройства разветвления на отдельные отростки.

    ТРОЛИТ  пластическая масса, близкая к целлулоиду, но менее огнеопасная. Применяется в технике слабых токов в качестве изоляционного материала.

    ТРОМБ  смерч (см.).

    ТРОМБАК, ТРОМБАКА (касп.) — парусное судно греческого типа.

    ТРОНКОВЫЙ ПОРШЕНЬ  поршень двигателя в виде стакана, непосредственно соединенного шатуном. В тронковых машинах отсутствует крейцкопф, а поршень не имеет штока.

    ТРОПИК КОЗЕРОГА (Tropic of Capricorn) см. Тропики.

    ТРОПИК РАКА (Tropic of Cancer) см. Тропики.

    ТРОПИКИ (Tropics) — параллели, отстоящие на 23°,5 к северу и к югу от экватора. Северный тропик называется тропик Рака, южный — тропик Козерога. Страны, расположенные между тропиками, называются тропическими. Между этими параллелями происходит годовое движение Солнца. В дни солнцестояний Солнце описывает своим суточным движением эти круги.

    ТРОПИЧЕСКИЕ ЦИКЛОНЫ (Tropical cyclones, revolving storms) — циклоны, зарождающиеся и перемещающиеся в тропических широтах и по многим признакам весьма сходные с циклонами умеренных широт. От последних они отличаются гораздо большими величинами барического градиента и, следовательно, гораздо большими скоростями ветра, достигающего в них, как правило, силы урагана. Т. Ц. встречаются в тропических широтах всех трех океанов, кроме тропических широт южной Атлантики. Т. Ц. представляют большую навигационную опасность как вследствие громадной силы ветра, так и вследствие сильной толчеи (см.) в их центральном районе. Для расхождения с ними суда должны твердо соблюдать специальные правила (см.). Местное название Т. Ц. в Вест-Индии — ураган, в Китайском море — тайфун, в Индийском океане — циклон.

    ТРОПОСФЕРА — нижний слой атмосферы, в котором наблюдаются восходящие и нисходящие течения воздуха, а также довольно правильное понижение температуры по мере возрастания высоты (на 5—7° на каждый км). Над Т. начинается стратосфера, где убывание температуры прекращается. Граница между этими двумя слоями атмосферы лежит в средних широтах на высоте 11 км.

    ТРОС (Rope) — общее название всякой веревки, применяемой на судах флота. В зависимости от материала Т. бывают: пеньковые — из волокон конопли, называемых пенькою; травяные — из волокон трав и деревьев, растущих в тропических странах; проволочные — из железной или стальной оцинкованной проволоки; кожаные — свитые из тонких сыромятных ремешков (употреблялись в старое время). Толщина тросов измеряется по окружности в мм, см или в дм.

    ТРОС БЕЛЫЙ, ТРОС БЕЛЕНЫЙ (White rope, untarred rope) — несмоленый. Употребляется для вооружения шлюпок и там, где не хотят пачкать вещи смолой. См. также Трос пеньковый.

    ТРОС БОРОДОЧНЫЙ — трос, спущенный из бородки. Т. Б. употребляются там, где не требуется особой крепости и где не имеет значения толщина троса. Из Т. Б. делаются, в частности, бельевые леера и коечные шкентросы. См. Трос пеньковый.

    ТРОС КАБЕЛЬНОЙ РАБОТЫ, КАБЕЛЬНОГО СПУСКА (Cable-laid rope) — см. Трос пеньковый.

    ТРОС КОЖАНЫЙ (Hide rope) — см. Трос.

    ТРОС КОКОСОВЫЙ — выделывается из волокон, окружающих твердую оболочку кокосовых орехов. Т. К., как и манильский трос, чрезвычайно легок и не тонет в воде. Главные его достоинства — исключительная эластичность, в связи с чем он особенно пригоден для буксировки. Крепость Т. К. в 4 раза меньше крепости смоленого троса, но вес его вдвое меньше.

    ТРОС МАНИЛЬСКИЙ (Manilla rope) — травяной трос, выделанный из волокон бананового дерева (см. Абака). Трос, каболки и пряди его вьются так же, как и у обыкновенного пенькового. Т. М. изготовляется всегда тросовой работы. По крепости Т. М. не уступает пеньковому, более легок, мягок, гибок и не тонет в воде. Благодаря этим качествам он употребляется для буксиров, швартовов и для леерного сообщения.

    ТРОС МОЧАЛЬНЫЙ — изготовляется из липового лыка. Т. М. применяют главным образом на лесосплавных караванах, на плотах и белянах.

    ТРОС ОБРАТНОГО СПУСКА — см. Трос пеньковый.

    ТРОС ПЕНЬКОВЫЙ (Hemp rope) — выделывается из волокон конопли, называемых пенькой. Из пеньки прядут вручную слева вверх направо каболки. Если трос надо получить смоленый, то каболки смолят в горячей смоле. Из каболок спускают (вьют) справа вверх налево пряди. Чтобы получить трос, берут три или четыре пряди и их свивают слева направо (по солнцу).

    Тросы тросовой работы. 1 — пеньковый, 2 — проволочный. Тросы кабельной работы. 1 — пеньковый 2 — проволочный.

    Если трос спускают из четырех прядей, то внутри его имеется пятая слабо свитая прядь — сердечник, вокруг которого и спускают пряди. Сердечник служит для ровности свивания троса и для заполнения пустоты между прядями, в которой могла легко скапливаться влага. Спущенный таким образом трос называется тросом прямого спуска, или тросовой работы (тросового спуска). Чтобы получить более толстый трос, берут большее число каболок для спуска прядей. Иногда трос спускают не из пряди, а из готовых тонких тросов тросовой работы. Такие тросы называются стрендями и спускаются справа налево (против солнца). Тросы, спущенные из стрендей, называются тросами кабельной работы (кабельного спуска). В некоторых случаях каболки, пряди и сам трос спускают в обратную сторону, начиная вить каболки справа налево; такой трос называется тросом обратного спуска и употребляется редко. Кроме того, на судах употребляются тросы плетеные, состоящие из одной слабо свитой пряди, покрытой оплеткой. Плетеные тросы мало тянутся и не скручиваются и употребляются на сигнальные фалы и лаглини. Из пеньковой вычески, называемой бородкой, спускают тросы, называемые бородочными, которые не применяются для сильной тяги, т. к. имеют небольшую прочность.

    Тросы, спущенные полого, называются ликтросами.

    Таким образом, по спуску различаются тросы прямого и обратного спуска, причем все тросы могут быть смолеными и несмолеными (белыми). По числу прядей стрендей тросы разделяются на трех- и четырехпрядные и трехстрендные. По толщине тросы менее одного дм. называются линями; от одного и до 4 дм. тросы особых названий не имеют и называются "трос такой-то толщины". Тросы кабельной работы от 4 до 6 дм. (100—152 мм) называются перлинями; от 6 до 13 дм. (152—330 мм) — кабельтовыми и от 13 дм. и выше — канатами. Тросы тросовой работы называются просто "трос такой-то толщины". По качеству пеньки тросы называются обыкновенными и бородочными.

    Разрывная крепость смоленого трехпрядного троса тросовой работы в тоннах = с2/3, где с — окружность троса в дм., или равна 0,5с2, когда с дано в мм. Рабочую крепость троса, или то натяжение, при котором можно совершенно безопасно работать с тросом, принято считать в 1/6 разрывной, т. е. рабочая крепость в тоннах = с2/10, когда с дано в дм., и равна 0,08с2, когда с дано в мм. Если же трос часто выбирается на лебедке очень большим ходом или же подвержен различным переменным натяжениям, то его рабочая крепость принимается равной 0,1 разрывной.

    Трос кабельной работы на 1/4 слабее троса тросовой работы. Белый (несмоленый трос) на 1/4 крепче смоленого.

    ТРОС ПЛЕТЕНЫЙ — см. Трос пеньковый.

    ТРОС ПРОВОЛОЧНЫЙ (Wire rope) применяемый в настоящее время почти исключительно в виде стального троса, состоит из оцинкованных проволок, выделанных из тигельной или марганцевой стали и заменяющих в Т. П. каболки пеньковых тросов. Из проволок свиваются пряди, а из прядей вокруг пенькового сердечника — тросы. Проволочные тросы бывают гибкие (мягкие) и негибкие (жесткие). Гибкие тросы выделываются из большого числа тонких проволок, свитых в каждой пряди вокруг пеньковых сердечников.

    Гибкий, обыкновенного спуска шестипрядный трос употребляется для буксиров и перлиней, тентовых и стоечных лееров, штаг-корнака, перевей-топенантов, топ- репов, постоянных стопоров, шкентелей и вообще для такелажа, подвергающегося изгибу. Гибкий, особой выделки трос в восемь прядей идет для брасов и топенантов, вант, шлюпочного рангоута, мелких стропов, лееров к откидным стойкам, для блоковых стропов и для бегучего такелажа. Гибкий, кабельной работы стальной трос служит для штуртросов, кат- и фиш-талей, шкентелей для подъема шлюпок, шкентелей для румпель-талей, подъемных горденей. Негибкий трос, более крепкий, состоит из меньшего числа, но более толстых проволок; его пряди не имеют своих особых сердечников, а спускаются вокруг одного общего сердечника. Негибкий шестипрядный трос в корабельном обиходе самый крепкий, употребляется для вант и штагов, всякого рода лееров, неподвижных шкентелей, цепных стропоров и вообще для стоячего такелажа, не подвергающегося крутому изгибу. Для лебедок и кранов входят в употребление особого рода стальные тросы с плосковатыми (не круглыми) стрендями.

    Заводом Булливана в Лондоне выделываются тросы, в которых пряди имеют проволочные сердечники, но более мелкого сечения. Такие тросы употребляются там, где, кроме гибкости, требуется исключительная крепость.

    Для паромов, туерной тяги и т. д. применяются особые тросы, внутри которых для гибкости помещены проволоки круглого сечения; средние проволоки имеют клинообразное сечение; наружные так плотно прилегают одна к другой, что даже в случае поломки какой-либо проволоки она остается на своем месте. Поверхность таких тросов совершенно ровная. Вода благодаря плотному прилеганию наружных слоев проволоки почти не имеет доступа внутрь. Т. П. имеет перед тросами, спущенными из растительных волокон, следующие главнейшие преимущества: при той же крепости Т. П. гораздо тоньше и легче, оказывают меньшее сопротивление ветру; при той же толщине более прочны и более экономичны. Недостатками Т. П. по сравнению с растительными являются: Т. П. подвержены образованию калышек, легко портятся от крутых изгибов и мало эластичны.

    Разрывная крепость жесткого Т. П. W = 4,8с2 в кг, где с — окружность троса в мм; если последняя дана в дюймах, то W = 3с2, где W в тоннах.

    Разрывная крепость гибкого шестипрядного стального троса W = 4с2 в кг, где с — окружность троса в мм, или, если с дано в дм., то можно пользоваться формулой W = 2,5с2, где W в тоннах. Рабочая крепость принимается равной 1/6 разрывной, но если трос выбирается лебедками очень большим ходом, то рабочая крепость рассчитывается в 1/10 разрывной. Если в Т. П. оказываются порванными несколько наружных проволок, то это не должно служить поводом к изъятию из работы всего троса; даже 8—10 порванных проволок на протяжении одного метра почти не влияют на его крепость.

    ТРОС ПРЯМОГО СПУСКА — см. Трос пеньковый.

    ТРОС СМОЛЕНЫЙ, ТРОС СМОЛЬНЫЙ (Black or tarred rope) — трехпрядный Т. С, благодаря своей крепости и тому, что он не боится сырости, употребляется повсюду. Четырехпрядный Т. С. благодаря ровности спуска применяется в тех случаях, когда тросу приходится подвергаться большому трению, как, напр., у талрепов вант, в некоторых талях и т. п. Т. С. кабельной работы употребляются как дректовы, швартовы, буксиры и т. п. и вообще там, где тросу приходится быть в воде, т. к. Т. С. мало намокают и быстро сохнут. См. также Трос пеньковый.

    ТРОС СТАЛЬНОЙ (Steel wire rope, steel rope) — см. Трос проволочный.

    ТРОС ТРОСОВОЙ РАБОТЫ (ТРОСОВОГО СПУСКА) (Hawser-laid rope) — см. Трос пеньковый.

    ТРОС ХЛОПЧАТОБУМАЖНЫЙ вырабатывается из хлопка, значительно слабее пеньковых и от пребывания в воде делается совершенно непригодным. Применяется исключительно на спортивных судах.

    ТРОСЫ ЗМЕИНЫЕ см. Тросы комбинированные.

    ТРОСЫ КОМБИНИРОВАННЫЕ тросы такой конструкции, в которых основные недостатки проволочных тросов - малая эластичность и гибкость, порча троса от калышек и скользкость троса -  сведены до минимума. Наиболее простым способом устранения скользкости троса является обвивка проволочного троса пеньковыми прядями, но в этом случае при сильных нагрузках не исключена возможность скольжения троса внутри пеньковой оболочки. Наилучшие финские Т. К. имеют следующую конструкцию: металлические пряди обвиты пеньковыми и вместе с ними свиты в трос. Сцепления между пеньковыми и металлическими прядями вполне достаточно, чтобы предотвратить всякое скольжение прядей. Такие тросы носят название тайфун-канатов. Т. К. кабельного спуска называются змеиными и отличаются особой гибкостью.

    ТРОСЫ РАСТИТЕЛЬНЫЕ тросы, выделываемые из волокон растений.

    ТРОТИЛ - см. Тринитротолуол.

    ТРОЦ (галерн.) — раксы.

    ТРУБА (Funnel) — см. Дымовая труба.

    ТРУБА - тип небольшого речного гребного судна на Северной Двине.

    ТРУБА ФЛЕРЬЕ особая труба секстана для ночных наблюдений, дающая изображение видимого горизонта в значительной степени ярче, чем обыкновенная труба. В секстанах Завода мореходных инструментов Т. Ф. при диаметре объектива в 40 мм дают увеличение, равное 4,4 при поле зрения, равном 10°.

    ТРУБКА БОМБОВАЯ (стар.) — трубка, наполненная горючим составом, вставлявшаяся в очко бомбы и служившая взрывателем.

    ТРУБНЫЕ ДОСКИ - утолщенные листы котлов, в которые вставляются дымогарные или водогрейные трубки.

    ТРУБОПРОВОД БАЛЛАСТНЫЙ - трубопровод, предназначенный для заполнения и опоражнивания балластных цистерн.

    ТРУБОПРОВОДЫ (Piping) — система труб, состоящая из магистралей и отростков с необходимой арматурой, предназначенная для передачи жидкостей или газов из одного места в другое. Т. в зависимости от давления в них и от направления движения жидкости делятся на напорные и отливные. В зависимости от своего назначения Т. получают дополнительное наименование: водяной, воздушный, масляный, нефтяной, паровой и пр.

    ТРУБШТАГИ (Funnel stays) — бакштаги дымовой трубы.

    ТРУБЫ СВАРНЫЕ (Welded tubes) — трубы, изготовленные из полосовой стали со сварными швами.

    ТРУБЫ ЦЕЛЬНОТЯНУТЫЕ (Seamless tubes) — трубы бесшовные, изготовленные из стальных болванок путем протяжки этих болванок в нагретом состоянии через специальные станки. Одним из способов изготовления Т. Ц. является способ Маннесмана, почему Т. Ц. иногда называются маннесмановскими трубами. Т. Ц. употребляются в котлах высокого давления, в авиации и пр.

    ТРЮМ, ТРЮЙМ, РЮЙМ (Bilge, hold) — внутреннее помещение в судне, лежащее ниже самой нижней палубы (между днищем и платформой). Служит для укладки грузов (грузовой Т.), для размещения машин и котлов (машинный Т.) и т. п.

    Трюм-бакштаги - бакштаги, служащие для укрепления трюм-стеньги.

    ТРЮМ ВОДЯНОЙ - выгороженное в трюме специальное помещение для хранения питьевой воды. Внутри это помещение покрывается цементом.

    ТРЮМ ГРУЗОВОЙ - внутреннее помещение грузового судна, предназначенное для перевозки в нем различных грузов. Т. Г. занимают большую часть всего трюма грузового судна. На больших судах имеется обычно несколько Т. Г., отделенных друг от друга переборками. Размеры Т. Г. должны быть сообразованы с родом перевозимого груза. Над каждым Т. Г. должен быть расположен грузовой люк в каждой из палуб включительно до самой верхней, откуда ведется погрузка и разгрузка.

    ТРЮМ-БАКШТАГИ (стар.) — бакштаги, служащие для укрепления трюм-стеньги.

    ТРЮМ-ШТАГ (стар.) — штаг на кораблях XVIII в., протягивавшийся от вершин брам-стеньговых флагштоков.

    ТРЮМНО-ПОЖАРНАЯ ПОМПА - насос, обслуживающий пожарную систему.

    ТРЮМНЫЕ МАШИНИСТЫ, ТРЮМНЫЕ - специалисты рядового состава на военных кораблях, входящие в состав подразделения живучести. Обслуживают корабельные системы. В бою составляют главное ядро подразделения живучести.

    ТРЮМСЕЛЬ (Sky-sail) — летучий парус, ставившийся выше бом-брамселя.

    Трюсель - прямой парус, ставившийся выше бом-брамселя на бом-брам-стеньге.

    ТУГОПЛАВКИЕ МЕТАЛЛЫ - металлы, плавящиеся при очень высокой температуре. К таким металлам принадлежат, напр., платина (температура плавления 1770°), ниобий (1950°), рубидий (2000°), молибден (2570°), осмий (2700°), вольфрам (3400°) и др.

    ТУЕР - судно, передвигающееся путем подтягивания по цепи или стальному тросу, проложенному по дну реки или канала.

    ТУЗ, ТУЗИК (Dinghy) — двухвесельная шлюпка для одного гребца. Самая маленькая из всех судовых деревянных шлюпок.

    ТУЛЬТ - единица меры для лесоматериала в виде капбалок, равная 66 м (216 пог. фут.) (Running feet) с диаметром в 280 мм (11 дм.) в вершине.

    ТУМАН (Fog) — скопление микроскопических капелек воды (или ледяных иголочек), взвешенных в нижнем слое атмосферы (облака представляют собой такой же Т., но на большей или меньшей высоте над поверхностью земли). Образуется при охлаждении влажного воздуха ниже точки росы. Густота Т. бывает различна — от легкой дымки в воздухе до совершенно непрозрачного густого слоя, затемняющего солнечный свет. Собственно Т. сейчас называют только такой туман, видимость в котором меньше 1 км. При видимости в Т. от 1 до 2 км говорят о туманной дымке или просто дымке. Т., образующиеся при весьма низкой температуре, состоят из микроскопических ледяных кристаллов, т. наз. ледяных игл. Различают Т. радиационные, адвективные и адвективно-радиационные (см.).

    "ТУМАН", "ТУМАННЫЕ КАРТИНЫ" - так моряки иронически говорят про плохо, неправильно, нечетко выполненный кораблем или на корабле маневр, про отдельные события или происшествия на корабле, свидетельствующие о неналаженности службы на нем, или об отсутствии военно-морской выучки у экипажа корабля.

    ТУМАН ПОЗЕМНЫЙ (Ground fog) — туман, часто наблюдающийся по вечерам и ночью в ясную погоду над реками и сырыми местами; толщина слоя такого тумана обыкновенно бывает невелика.

    ТУМАН ПРИПОДНЯТЫЙ - см. Облака слоистые.

    "ТУМАН ПЯТНАМИ" - см. Туманы радиационные.

    ТУМАНЫ АДВЕКТИВНЫЕ - туманы, образующиеся вследствие протекания более теплого воздуха над более холодной постилающей поверхностью, т. е. в "пришлом воздухе". Они захватывают обычно обширные области, почему их иногда называют разлитыми туманами.

    ТУМАНЫ АДВЕКТИВНО-РАДИАЦИОННЫЕ — при достаточно интенсивной инсоляции и обусловленном ею достаточно интенсивном нагревании адвективного тумана или, соответственно, слоистых облаков "сверху", они постепенно редеют и могут днем совсем исчезнуть, вновь появляясь с уменьшением интенсивности инсоляции и усилением охлаждения излучением (радиацией) к вечеру. Образующиеся в этих условиях туманы часто называют адвективно-радиационными.

    ТУМАНЫ РАДИАЦИОННЫЕ - туманы, образующиеся в результате охлаждения подстилающей поверхности и излучения нижнего слоя воздуха. От адвективных туманов они отличаются не только способами образования, но и по характеру: а) мощность их при прочих равных условиях небольшая при слабых ветрах; б) на образование их существенное влияние оказывает характер подстилающей поверхности и рельеф местности. Т. Р., в отличие от адвективных туманов, образуются только местами, почему к ним и применяется иногда выражение туман пятнами.

    ТУМАНЫ РАЗЛИТЫЕ - см. Туманы адвективные.

    ТУМАНЫ СУХИЕ, МГЛА (Haze) — скопление взвешенных в нижнем слое воздуха частичек дыма лесных, торфяных или степных пожаров, а также пыли, поднятой над пустынями и степными областями, переносимых ветром на большие расстояния.

    ТУМАННОСТИ — скопление в мировом пространстве крайне разреженных газообразных веществ или же звездные скопления, которые даже в сильнейшие телескопы представляются в виде светлых пятен. Форма и размеры Т. весьма разнообразны. Различаются по форме туманности планетарные и спиральные. Последних насчитывается сотни тысяч, и они, по-видимому, представляют самостоятельные звездные системы. За исключением немногих случаев Т. видны только в телескоп.

    ТУМБА ПРИЧАЛЬНАЯ, ШВАРТОВНАЯ — см. Причальная тумба.

    ТУННЕЛЬ гребного вала (Shaft-tunnel) — длинный коридор от кормовой переборки машинного отделения до кормы судна, в котором проходит гребной вал.

    ТУННЕЛЬ ДЛЯ ВИНТА (Tunnel for screw) — выемка в корпусе кормовой части мелкосидящего судна для помещения гребного винта. При вращении винта туннель заполняется водой, чем обеспечивается его нормальная работа.

    ТУРА (арх.) — всякий морской порост, водоросль.

    Турачка - барабан шпиля, брашпиля.

    ТУРАЧКИ - боковые барабаны на траловых лебедках.

    ТУРБИНА ВОДООТЛИВНАЯ - центробежная помпа с вертикальным валом. Т. В. состоит из чугунного или стального литого корпуса, внутри которого на валу вращается турбинное колесо, представляющее собой диск с лопатками. При вращении колеса посредством электро- или гидромотора вода всасывается через отверстие в центре турбины и лопатками отбрасывается в спиралеобразный кожух корпуса турбины. Отсюда вода переходит в отливное отверстие и по отливной трубе удаляется за борт. Т. В. устанавливаются возможно ниже и берут воду из-под себя, а иногда из соседнего отделения. Мощность Т. В. колеблется от 250 до 750 т воды в час.

    ТУРБИНА МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ ПАРОВАЯ (Multistage turbine) — паровая турбина с несколькими рабочими и направляющими дисками, в которой расширение пара совершается последовательно на нескольких ступенях. Сейчас почти все турбины строятся многоступенчатыми, т. к. одноступенчатые турбины должны иметь слишком большое число оборотов для того, чтобы быть экономичными.

    ТУРБИНА ПАРОВАЯ (Steam-turbine) — паровой двигатель вращательного типа, отличающийся от паровой машины с переменно-возвратным движением тем, что в турбине используется для получения механической работы кинетическая энергия пара, тогда как в паровых машинах для той же цели используется потенциальная энергия пара. Для этого в турбинах производится предварительно преобразование потенциальной энергии свежего пара в кинетическую посредством пропуска пара через насадки или сопла переменного сечения, в которых пар приобретает за счет уменьшения своего давления огромную скорость. Для той же цели во многих конструкциях турбин пар пропускается через каналы, образованные лопатками, установленными радиально по окружности неподвижных дисков. Из насадок или из каналов неподвижных дисков пар поступает с огромной скоростью в каналы, образованные лопатками, установленными радиально на подвижных дисках, соединенных с валом турбины. Протекая через эти каналы, пар заставляет вращаться диски, причем происходит преобразование кинетической энергии пара в механическую рабочую.

    Т. П. разделяются на активные и реактивные. В первых преобразование потенциальной энергии в кинетическую происходит полностью в насадках или в каналах неподвижных дисков, как указано выше, а во вторых это преобразование частично происходит в насадках или в каналах неподвижных дисков, а частично в каналах подвижных дисков. Активные турбины иначе называются турбинами равного давления, т. к. давление пара в них при переходе с направляющих лопаток на рабочие лопатки остается постоянным.

    ТУРБИНА СМЕШАННОГО ТИПА (Combination turbine) — см. Комбинированная турбина.

    ТУРБИННЫЕ СУДА (Turbine ships) — суда, приводимые в движение при помощи паровых турбин.

    ТУРБИНЫ С ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧЕЙ (Geared turbine) — турбозубчатая передача применяется в настоящее время на большинстве военных кораблей с мощными силовыми установками с целью уменьшить число оборотов турбины и получить наиболее выгодное число оборотов винта. Применение зубчатых передач дает возможность при механическом коэффициенте их полезного действия, равном 0,98—0,99, понизить число оборотов гребного винта в 8—10 раз по сравнению с числом оборотов турбины. Поэтому окружная скорость вращения турбин может быть подобрана так, чтобы получить высокий термический коэффициент полезного действия турбины.

    ТУРБИНЫ С ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧЕЙ - Турбоэлектрическая передача применяется с той же целью, что и зубчатая передача турбины. Турбины с высоким числом оборотов вращают генераторы электрического тока. Последние подают ток для питания электродвигателей, действующих на гребные валы и вращающихся с меньшим числом оборотов, отвечающим наибольшему полезному действию винтов. Турбоэлектрическая передача по сравнению с зубчатой передачей является обычно более тяжелой и имеющей меньший коэффициент полезного действия. К числу преимуществ турбоэлектрической передачи следует отнести удобство размещения ее на корабле, а также удобство управления, которое может быть осуществлено с мостика корабля. Турбины с электрической передачей имели сравнительно большое применение на военных кораблях флота США.

    ТУРБОАЛЬТЕРНАТОР - см. Турбогенератор.

    ТУРБОГЕНЕРАТОР, ТУРБОДИНАМО (Turbogenerator) — паровая турбина и электрический генератор, соединенные между собой в один агрегат. По преимуществу применяется Т. переменного тока (турбоальтернатор). Т. изготовляются в настоящее время обычно с высоким числом оборотов (1500—3000 об/мин).

    ТУРБОДИНАМО - см. Турбогенератор.

    ТУРБОЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА - см. Турбина с зубчатой передачей.

    ТУРБОКОМПРЕССОР (Turbine compressor) — центробежный воздушный насос, приводимый в движение турбиной. В авиации применяются Т., работающие выхлопными газами мотора; служат для наддува двигателей.

    ТУРБОЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА - см. Турбины с электрической передачей.

    ТУРБУЛЕНТНОЕ ДВИЖЕНИЕ — см. Вихревое движение.

    ТУРБУЛЕНТНОЕ СТРОЕНИЕ ВЕТРА — см. Строение ветра.

    ТУРЕЛЬ - род поворотной башни, устраиваемой на военных самолетах для установки в ней пулеметов и пушек.

    ТУРЕМА, ТЮРЕМА, ТУРУМА - трехмачтовое судно шведского шхерного флота конца XVIII в., подобное фрегату и шебеке. Оно имело двадцать 12-фунтовых пушек на палубе, две такие же на носу и несколько фальконетов по бортам. Могла держаться в открытом море, а в штилевую породу ходила довольно хорошо на веслах, имея их 18 пар. Длина Т. достигала 37 м (120 фут.), ширина 9 м (30 фут.), а осадка в грузу от 3 до. 3,4 м (10—11 фут.). Экипаж состоял из 250—275 чел.

    ТЫЧКА (днепр.) — веха для обозначения стрежня.

    ТЬЯЛК, ТЯЛКА — небольшое голландское парусное, обычно одномачтовое, грузовое судно с плоским днищем и бортовыми шверцами. По своему виду весьма похож на коф, но отличается от последнего, кроме шверцов, ложкообразной кормой с дейдвудом довольно больших размеров. Главные размеры его: длина 15 — 26 м, ширина 4,0 — 5,5 м; углубление 1,4 — 2,4 м.

    ТЭНДЕМ — см. Тандем.

    ТЮК - см. Ярусная сеть.

    ТЮЛЕНЬКИ - небольшие парусные суда грузоподъемностью от 10 до 30 т, для тюленьего промысла на Каспийском море. В основном схожи с каспийскими рыбницами. Слабый набор корпуса и неудачные для ледовой работы образования являлись причиной высокой аварийности Т.

    ТЯГА (1. Draught of air. 2. Rod) — 1. Движение газов от пункта с большим давлением к пункту с меньшим давлением, вызываемое разностью давлений газов в связи с разностью их температуры и удельного веса в двух точках газоходов и дымоходов котла. Величина, или сила, Т. измеряется высотою столба воды, уравновешивающего своим весом разность давлений. Регулируя Т. заслонкой, изменяют скорость подтока воздуха к топливу и интенсивность горения топлива. Указанная Т. носит название естественной в отличие от искусственной, получаемой посредством как вдувных вентиляторов (Т. системы Гоудена), так и вытяжных вентиляторов. Искусственная Т. широко применяется в котельных установках военных кораблей, где требуется большая форсировка котлов, причем она достигается обычно устройством герметически закрытых кочегарок, находящихся под повышенным давлением воздуха. 2. Стержень, с помощью которого передается растягивающее усилие от одного звена механизма к другому. 3. Т. винта — сила, развиваемая воздушным винтом, приводимым во вращение авиационным двигателем, и совпадающая по направлению с осью мотора и самого винта. 4. Тянущая сила.

    ТЯГА (арх.) — направление морского течения.

    ТЯГА ТАКЕЛАЖА одна из систематически повторяющихся работ на парусном судне; сводится к обтягиванию всего стоячего такелажа, т. к. последний от времени вытягивается и дает слабину. При наложении нового такелажа тяга его обязательна.

    ТЯГЛЕЦ, ТЯГЕЛЬЩИК (сев.) — член артели на шняке, вытаскивающий снасть (ярус).

    ТЯГОМЕР - прибор, служащий для определения давления воздуха в кочегарке. Водяной Т. состоит из находящейся в кочегарке стеклянной изогнутой трубки, одно колено которой открыто, а другое соединено при помощи трубки с наружной атмосферой. Между коленами помещается шкала с делениями. В трубку наливается подкрашенная вода, и по разности уровня в коленах судят о величине тяги. Водяной Т. применяется также для измерения давления вентилятора.

    ТЯЖЕЛАЯ АРТИЛЛЕРИЯ (Heavy artillery) — см. Крупная артиллерия.

    ТЯЖЕЛОВЕС - 1. Грузовое место весом 2 т и более. 2. Грузовая стрела для подъема грузов весом порядка 10 т и более.

    ТЯЖЕЛОЕ ЗЕРНО (Heavy grain) — к такому зерну относится пшеница, кукуруза, рожь и вообще всякое зерно и семя, погрузочный удельный вес которого больше, чем ячменя.

    ТЯЖЕЛОЕ ТОПЛИВО - жидкое топливо (горючее), близкое по своему удельному весу к удельному весу воды, т. е. 1,0 (напр. нефть, керосин и пр.).

    ТЯЖЕЛЫЙ КРЕЙСЕР - см. Крейсера Вашингтонского типа.

    ТЯНУТЬ (То haul, to pull, to drag) ухватив, тащить, волочить. Тянуть снасть — тащить плавно, не дергая. Тянуть судно снастью — протягивать, выбирая снасть. "Тяни, тяни , да и отдай " — старинная матросская поговорка .

    ТЯНУТЬСЯ (То warp) — тянуть, тащить судно посредством завозов верпа или швартова, закрепленного за неподвижную точку. Т. в отношении шлюпки обозначает — протягиваться вперед по борту судна, у которого она стоит (тянуться на шкентель, под тали).

     
















    Рейтинг@Mail.ru