фл.семафором традиция
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • мороружие
  • моравиация
  • новости сайта
  • кают-компания






  • Киль - сердце корабля

    (окончание)

     

     

    ОТРЫВОК ИЗ I ГЛАВЫ КНИГИ МАРГАРЕТ БЕЙКЕР «МОРСКОЙ ФОЛЬКЛОР»

     

     

    Даже в наш просвещенный XX век кое-где полагалось в стенки и настил ходовой рубки прятать кости. Гораздо раньше викинги — большие специалисты в области корабельной магии — при закладке нового судна приносили в жертву людей, добиваясь этим улучшения его мореходных качеств; с течением времени человеческие жертвоприношения и были заменены символическим жестом — укладкой подходящих костей. Ботинки или предметы, имеющие форму ботинка, также использовались и могут быть использованы как амулеты, приносящие удачу. При подводных раскопках голландского судна «Амстердам», которое потерпело кораблекрушение в 1748 г. близ Гастингса (графство Сассекс), были сделаны странные, на первый
    взгляд, открытия: в конструкциях нижней палубы обнаружили лошадиный череп и сапожную колодку. Дело в том, что в защитных свойствах этих ценных предметов в XVIII веке сомнений не
    возникало!

    На некоторых верфях считалось обязательным при сооружении киля вставлять в него кусочки «счастливых» пород дерева, таких как ясень, рябина или кизил — их терпеть не могли всякого рода злые силы! Так, ни одно судно не покинуло верфь Габарус в Новой Шотландии (Канада) без кизиловых нагелей. Было общеизвестно, что с помощью каштана повышается скорость судна, а вот черный орех, несмотря на все великолепие древесины (или благодаря ему) притягивает молнию и потому до сих пор на американских верфях не используется.

    Чтобы задобрить коварных океанских богов, каждый из шотландских корабельных мастеров лично вкладывал золотую монету в замок между килевыми брусьями. При этом место, куда
    ее положили, составляло секрет корабельного мастера и владельца судна; само собой разумеется, что для эффективности волшебства соблюдение тайны необходимо.

    Этот обычай ведет свою историю с античных времен:

    в шпангоутах римского судна, погрузившегося глубоко в ил Южной отмели (Лондонское графство), найдены две монеты. В киле испанского судна, обнаруженного в 1810 г. в районе Оркнейских островов, оказалась тщательно завернутая в холстину золотая монета, датированная 1618 г.

    У знаменитых корабельных мастеров дела всегда шли неплохо. Вот, например, в Шотландии славилась верфь Макензи. Очевидно неслучайно. Вполне может быть, что кто-то из основателей этой верфи в свое время помог выброшенной на берег русалке вернуться в море, а она — в благодарность — исполнила заветное желание настоящего мастера: научила строить такие суда, команде которых не были бы страшны никакие штормы.

    В начало

     









    Рейтинг@Mail.ru