Rambler's Top100
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • мороружие
  • словарик
  • моравиация
  • кают-компания



  •  

    Бушприт

     

     




    Встречающиеся в статьях по судомоделизму
    морские термины вы найдете в Морском словаре терминов Морского интернет-клуба "Кубрик"!




    Вулинги бушприта

     

         Одним или двумя вулингами бушприт соединяли с княвдигедом или форштевнем. Для вулинга применяли трос толщиной около 4 и 1/2 — 8 дюймов (в зависимости от величины судна) и длиной от 1 и 1/2 до 2 и 1/4 дюйма длины бушприта (если мы пишем 4 и 1\2, через И, значит, это будет 4,5, и так будет везде, чтобы вам легче читалось, а нам легче писалось). Если ставили один вулинг, то брали 1 и 1/2 длины, если два, то 2 и 1/4. Трос охватывал бушприт, а затем проводился через специальное отверстие в княвдигеде или через обух в штевне. Это повторяли от 9 до 11 раз, причем каждый раз трос перекрещивали.
    Каждый отдельный
    шлаг набивали и сшивали с предыдущим, в результате чего достигалось очень крепкое соединение между носовой оконечностью судна и бушпритом. Когда с помощью троса было выполнено достаточное количество вертикальных шлагов, ходовым концом вокруг шлагов делали такое же число горизонтальных шлагов. При этом каждый раз их сшивали, как и вертикальные. Оставшийся конец лопаря клетневали и прихватывали к шлагам (рис. 152—155).
     

     

    Заспинник бушприта

     

         Он страховал моряков при хождении по бушприту и с одной стороны был закреплен на обухе, поставленном в верхней части бушпритного эзельгофта, а с другой — на обухе на кнехте штевня. На континентальных судах второе место крепления находилось на передней переборке бака — бикгеде (рис. 156—159, если на данной страничке рисунков нет, значит, они находятся на других страничках этого подраздела - такелаж мачт и реев).
     

         Ватер-штаг-краг (строп ватер-штага) представлял собой юферс или штаг-блок, ввязанный в трос с двумя огонами, который крепили на «седле» для ракс-бугеля блинда-рея и ставили юферсом вниз. Приблизительно до 1720 г. английские военные суда несли один краг, позднее, вплоть до 1800 г.— два, а в последующие годы — три крага. Французские суда вместо юферсов или штаг-блоков, наиболее распространенных в конце века, имели вплесненный многошкивный блок и обычно только один ватер-штаг-краг. Торговые суда также имели только один краг.
         В начале века краги представляли собой замкнутое тросовое кольцо, в которое был ввязан юферс, причем сплесень на краге всегда находилась напротив юферса. Это соблюдалось на всех крагах бушприта. Обычно краги были оклетневаны или обшиты кожей (рис. 160, 163, 164).
     


    Бакштаг-краг

     

       Бакштаг-краги были такого же рода. Только здесь в строп ввязывали два юферса или два штаг-блока, находившиеся по сторонам. Эти краги ставили там же, где и ватер-штаг-краги (рис. 165).



    Фока-краг-штаг*

     

         Над крагом ватер-штага ставили краг фока-штага. Последний был с нормальным штаг-блоком или огибал подковообразный штаг-блок, по внешней стороне которого шел кип. Блок бензелевали под бушпритом. Два выреза на внутренней стороне подковы штаг-блока предназначались для крепления к нему краг-троса. Подковообразный штаг-блок стали применять около 1775 г. До этого применяли сердцеобразный блок, который приблизительно до 1730 г., как и краг ватер-штага, был остроплен одиночным стропом. В 1730—1775 гг. его стали стропить двойным стропом и бензелевать под бушпритом. Когда в Англии перешли к подковообразным штаг-блокам, на континентальных судах сохранили прежнюю форму. На голландских и французских судах вместо штаг-блоков чаще использовали многошкивные блоки (рис. 161, 166).

    * «Краг, краг-штаг — тированный строп с юферсом. Служит для тяги фока-штагов, ватер-штагов, лось-штагов и пр.» (Самойлов К- И. Т. I. С. 484).

         Чтобы каждый раз не оговаривать, о каком краге штага идет речь — верхнем или нижнем, для верхнего (обычно это была петля самого штага) здесь употребляется термин краг, а для нижнего — краг-штаг.



    Ватер-штаг

     

         Этот штаг служил для удержания бушприта снизу, противодействуя натяжению фока-штага. На больших судах его окружность равнялась 9 дюймам. Ватер-штаг проводили через отверстие в княвдигеде и концы сплеснивали вместе, в результате чего получалось большое кольцо из троса и, следовательно, штаг работал как имеющий двойную толщину. В верхнюю часть кольца ввязывали штаг-блок, соответствующий крагу. Их найтовали тонким тросом, соединяя тем самым краг и ватер-штаг в единое целое.
         На континентальных судах юферс или штаг-блок часто заменяли блоком. Во французском такелаже этот блок был пристроплен вблизи княвдигеда. Талреп ватер-штага пропускали через блоки княвдигеда и крага, а лопарь вели по правой стороне (рядом с бушпритом) к штевню, где заканчивали талями.
         У Рёдинга блок крага, в отличие от изображений Левера и Пари, где показан обычный блок, являлся лонг-такель-блоком (рис. 168—170).

     


    Бакштаги бушприта

     

         Бакштаги удерживали бушприт в диаметральной плоскости. Их гаками закладывали в обухи, поставленные по обеим сторонам носа судна. В переднюю часть бакштагов, как на крагах, были ввязаны юферсы или штаг-блоки, которыми бакштаги с парными им найтовили на краге. Бакштаги вошли в употребление с 1706 г. Только с 1770 г. вместо юферсов все чаще применяют штаг-блоки. Во Франции вместо юферсов и штаг-блоков использовали тали на блоках (рис. 171, 172).

     

    Рисунки и чертежи стоячего и бегучего такелажа судов

     

    Рис. 151. Стоячий и бегучий такелаж реев судна 1-го ранга. Такелаж английского типа, вторая половина XVIII в. Штриховые линии фор-брам-брасов — альтернативная проводка брасов через шкивы на лонга-салингах грот-стеньги после 1775 г.; штриховые линии крюйс-марса- и крюйс-брам-брасов — проводка при пристропленном рю или гафеле. В кругах сверху вниз показаны подвески бегин-рея до 1775 г., после 1775 г. и фал бизань-рю.

    Рис. 152. Двойной вулинг на континентальных судах, после 1750 г.
    Рис. 153. Двойной вулинг английского судна с вулинг-фишей вместо вулинг-клампов, приблизительно 1800 г.
    Рис. 154. Обтяжка бушприт-вулинга небольшого судна. Два штаг-блока пристроплены к бушприту и княвдигеду, вулинг пропущен через них. Английское изображение, 1800 г.
    Рис. 155. Три способа крепления вулинга: а — судно без княвдигеда с большим железным кольцом в штевне, через которое пропущен вулинг; b — обычный одиночный вулинг бушприта XVIII в.; с — двойной вулинг на судне с коротким княвдигедом.



    Такелаж мачт судна 1 ранга. Английский тип такелажа. 1790 год

    Стоячий и бегучий такелаж реев судна 1 ранга

    Рисунки 152 - 155
     








    Морской интернет-клуб Рейтинг@Mail.ru