В 1700 году вместо упраздненного
владимирского судного приказа,
«ведавшего морские дела», учрежден был для той же цели в Москве
«Приказ адмиралтейских дел», или
«Адмиралтейский приказ». При начале кораблестроения на Сяси и Олонецкой
верфи оно поручено было ингерманландскому губернатору
А. Д. Меншикову; корабельным флотом и адмиралтейством начальствовал
вице-адмирал
Крюйс, а галерным – шаутбенахт
граф Боцис. Но все эти отдельные управления, как части того же морского ведомства, подчинялись
адмиралу
графу Ф. А. Головину, а по смерти его
Ф. М. Апраксину. За отсутствием последнего, иногда, как например в 1711 году, место его по управлению
Балтийским флотом занимал
Меншиков. В 1712 году вместо
Московского Приказа адмиралтейских дел учреждена в Петербурге
«Военная морского флота канцелярия», а в Москве осталась
«Московская адмиралтейская контора», деятельность которой имела преимущественно хозяйственный характер. В 1715 году образован
морской комиссариат и учреждена должность обер-штер-кригс-комиссара, на которую назначен генерал-майор
Чернышев, и под начальство его поступила
Военная морского флота канцелярия, заведывавшая всею хозяйственною частью морского ведомства. Ей подчинены были различные конторы, получившие название соответственно роду их занятий: военная, провиантская, мундирная и т. п. Одновременно с учреждением комиссариата,
Крюйсу поручено было кораблестроение и портовое управление с принадлежащими к ним людьми и припасами.
Суда, окончившие
кампанию, сдавались к
порту и поступали в ведение
Крюйса, обязанность которого была наблюдать за их сохранением и починкою; а при наступлении весны вооружать их и приготовлять к выходу на
рейд, причем суда передавались опять в ведение линейных морских чинов:
капитанов и флагманов.
Чернышеву подчинялись обер-комиссары, провиантмейстеры и т. п. чины;
Крюйсу – корабельные и прочие мастера, обер-экипажмейстеры, экипажмейстеры и все лица им подчиненные. Частями управления, порученными
Крюйсу, заведывала петербургская
«Адмиралтейская контора», с подчиненными ей канцеляриями: адмиралтейской, экипажеской и обер-сарваерской (кораблестроительной).
В 1718 году морская администрация получила более правильное устройство учреждением
«Адмиралтейств-коллегий», представлявшей высшее административное место морского управления. Коллегия подчинялась правительствующему сенату, ей поручено было управление всем морским ведомством и предоставлены самые обширные права. Президентом или председателем коллегии был
генерал-адмиралАпраксин, вице-президентом – вице-адмирал
Крюйс, членами – обер-штер-кригс-комиссар и несколько флагманов. Порядок решения дел был коллегиальный. Под ведением коллегии, для ближайшего управления различными отраслями морской деятельности, находилось несколько контор и канцелярий, как например: военно-морская, адмиралтейская, обер-сарваерская, подрядная, контролерская, аудиторская и пр.
Управление главными портами сначала поручалось флагману зимующих в порте судов, а потом, по издании регламента, положены были в портах должности главных командиров портов, капитанов над портами, их помощников и других отдельных начальников, управления которых образовали портовые конторы. Начальниками второстепенных портов назначались морские офицеры с половинным жалованьем.
Первым по времени русским морским уставом были 34 статьи, заимствованные из голландского устава и представленные капитаном
корабля
"Орел"
Ботлером для руководства в предстоявшем ему плавании. Потом, в первые годы существования флота, руководствовались самыми необходимыми отдельными законоположениями или инструкциями, вызванными обстоятельствами. Так например, при первом плавании галер к Азову в 1696 году, для руководства командирам,
Петром I даны были 15 статей, и только в 1698 году введено в нашем флоте нечто вроде краткого морского устава, состоявшего из 64 статей, заимствованных вице-адмиралом
Крюйсом из голландского и датского уставов. Эти статьи, несколько измененные самим Петром, были напечатаны и обнародованы в 1710 году под заглавием
«Инструкции и артикулы военному российскому флоту».
По мере увеличения морской деятельности, новые случаи и обстоятельства вызывали ряд новых обязательных для служащих постановлений, и в 1715 году
Петр, предположивший составить
полный морской устав, приказал перевести на русский язык уставы: английский, голландский, датский, французский и шведский. Эти переводы послужили материалом для нашего устава, изданного в 1720 году под заглавием:
«Книга устав морской о всем, что касается доброму управлению в бытность флота в море». Этот труд представлял полный свод военно-морских узаконений, которым определялись обязанности и права всех служащих на флоте, взаимные их отношения и наказания за преступления. В нем же излагались правила внутреннего корабельного благоустройства и, наконец, устанавливался общий порядок при плавании как нескольких судов, так и целого флота. Главным деятелем при составлении устава был сам
Петр I, посвящавший иногда этому важному делу до четырнадцати часов в сутки. Сотрудниками царя были капитаны:
Конон Зотов, Гослер и известный
Шафиров.
Общий характер наказаний, налагаемых уставом, отличался неумолимою строгостью, объясняемою суровыми нравами того времени и взглядом на условия морской службы.
Судные дела того времени начинались дознанием или следствием, называвшимся «фергер»; после происходил военный суд или «кригсрехт», приговоры которого, смотря по роду присужденного наказания, окончательно утверждались генерал-адмиралом или самим
Петром.
В 1722 году издан был свод морских административных законов под названием:
«Регламент о управлении адмиралтейств и верфи; и о должностях коллегии адмиралтейской и прочих всех чинов при адмиралтействе обретающихся». Петровский морской устав и регламент, обнимая все проявления военно-морской деятельности на море и в портах, составляли полный свод военно-морских законов.
Петровский устав, конечно, с некоторыми отступлениями, требуемыми временем, сохранялся на нашем флоте три четверти столетия. Для правильной организации русского коммерческого судоходства в 1723 году издан был
«Регламент шкиперам»; а в 1724
«Морской торговый регламент».
Морским уставом утверждены были также русские судовые
флаги, порядок производства сигналов и
правила о салютах. До издания устава, относительно этих предметов было много неопределенного и происходили нередкие перемены.
Из цветов материй, употребленных на флаги
корабля Орел, и из того, что при вооружении его главными распорядителями были голландцы, можно с большею вероятностью допустить, что тогдашний флаг в подражание голландскому состоял из трех горизонтальных полос: белой, синей и красной, расположенных, для отличия от голландского флага, в другом порядке.
В 1709 году на военных судах введен
гюйс, который поднимался на
бушпритах военных судов и на крепостях.
В 1712 году военным судам присвоен флаг – белый, с синим андреевским крестом. [8]
Примечание "Кубрика":
если вы встретите на этих страницах неизвестные или незнакомые вам морские
термины, вы можете посмотреть их значение в Морском словаре терминов, в Словаре
ветров и в других разделах нашего сайта! Очень удобно искать незнакомое слово на
страничке "Поиск в
словарях".